Слайд 1Игровые технологии как средство реализации системно - деятельностного подхода.
Мастер-класс
учителя начальных
классов
МБОУ СОШ №74
Мурашко Марины Викторовны
Слайд 2Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается
живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра , зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
В. А. Сухомлинский
Слайд 3Игра – это вид деятельности направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта,
в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
( толковый словарь
С.И. Ожегова)
Слайд 4В век информатизации и социально-экономических изменений, затрагивающих все стороны жизни в
современном обществе, актуальным является формирование у граждан творческого мышления, умения нахождения нестандартных подходов в решении различных проблем.
Слайд 5Поэтому развитие личности ребенка через формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и
приемов работы с информацией сегодня становится приоритетом начального общего образования посредством применения системно - деятельностного подхода.
Слайд 6Теперь учитель и ученик сотрудники, коллеги, которые в ходе совместной деятельности
и дискуссии, совершают маленькие открытия, что делает процесс обучения интересным, творческим, развивающим.
Одной из основных видов деятельности в педагогике является игровая деятельность. Применяя игровые технологии на уроках, раскрывается накопленный опыт каждого ребенка.
Слайд 7Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов
организации педагогического процесса в форме различных игр.
Классификация игр:
подвижные;
сюжетно-ролевые;
компьютерные;
дидактические.
Слайд 8 развитие мышления;
углубление теоретических знаний;
самоопределение в мире увлечений и
профессий;
общение со сверстниками;
приобретение новых знаний, умений и навыков;
формирование адекватной самооценки;
контроль знаний;
мотивация учебной деятельности.
Цели применения игровых технологий:
Слайд 9Главной целью применения игры
является развитие устойчивого познавательного интереса к предмету у
учащихся через разнообразие применения игр.
Слайд 10Игровые технологии используются для решения следующих задач:
- активизация познавательного интереса;
- развитие
коммуникабельности;
- создание условий для творческого самовыражения;
- развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
- конструктивное общение в составе социальной группы;
- создание позитивного психологического климата в коллективе.
Слайд 11Игровая деятельность используется в следующих случаях:
• В начале урока цель игры –
организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность.
В середине урока - игра должна решать задачу усвоения темы.
В конце урока игра может носить поисковый характер.
Как технологии внеклассной работы, при обобщении и повторении блока изученных тем.
Слайд 12Выделяют следующие виды дидактических игр:
1.Игры-упражнения.
Это кроссворды, ребусы, викторины, также дидактические
игры-упражнения на закрепление правил или отработку умений по определённой теме.
2.Игры-путешествия.
3.Игры-соревнования.
Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.
.
Слайд 13Классификация дидактических игр:
(по тематическому принципу)
1.Фонетические и орфоэпические игры
2.Лексико-фразеологические игры
3.Игры по
морфемике и словообразованию
4. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры. Морфологические игры.
.
Слайд 14Фонетические игры.
«Птичья стая».
- Птицы готовятся к отлёту в тёплые страны. Они
щебечут, громко кричат, радуясь перелёту.
(Дети читают по слоговой таблице слоги громко, весело:
Са, со,су, сы, си, се, сё, сю, ся.)
Птицы немного угомонились, стали вести себя потише. (Дети читают уже средним голосом, не спеша)
- И вот птицы взмахнули крыльями и поднялись высоко в небо. Их голоса чуть слышны. (Дети читают шёпотом)
Слайд 15Игра « Волшебный ряд букв ».
Дается любой ряд букв,
с которыми можно выполнить несколько заданий:
А, Б, О, И, К, Л, Е, П, Т.
Задания:
а) деление на группы ( гласные - согласные );
б) составление слов из букв ( пила, лупа, лоб);
в) назвать буквы в алфавитном порядке;
г) составить предложение или текст,
чтобы слова в нем начинались
на данные буквы
(Алеша быстро обводил и красил листья.
Ему помогали товарищи.)
Слайд 16II. Лексико-фразеологические игры
Игра «Назови фразеологизм, изображённый на картинке».
Как кошка с собакой
(в постоянной ссоре)
Слайд 17Спустя рукава (небрежно, кое-как)
Как курица лапой (небрежный почерк)
Слайд 18Море по колено
(ничего не страшно)
Слайд 19Как с гуся вода
(все нипочем, безразлично)
Носом к носу
(близко столкнуться)
Слайд 20Игра «Подберите фразеологизмы, в которых упоминаются изображения животных»
Трусливый, как заяц.
Ползет, как
черепаха.
Слайд 21Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.
Топает, как слон.
Слайд 22Игра «Картинная галерея».
По рисунку отгадай фразеологизм
Ни рыба ни мясо,
чесать язык, сесть в лужу, зарубить на носу, медвежья услуга, купить кота в мешке.
Слайд 23Игра «Разгадай ребус».
Разгадаешь ребус – прочтёшь фразеологизм!
Бить баклуши
Слайд 24Сильно краснеть?
Крепко спать?
Быстро бежать?
Промокнуть?
Хорошо знать?
- Громко
кричать?
(До корней волос.)
(Как убитый, без задних ног.)
(Сломя голову.)
(До костей.)
(Как свои пять пальцев.)
(Во все горло.)
Игра «На вопрос ответь фразеологизмом».
Слайд 25Игра «Восстанови фразеологизмы».
Купить... в мешке.
Пустить
... в огород.
Делить шкуру неубитого ... .
Смотреть как ... на новые ворота.
Дуется как ... на крупу.
Писать как ... лапой.
кота
козла
медведя
бык
мышь
кура
Слайд 26Важничать –
Обманывать –
Вести себя скромно–
Обидеться –
Лезть не в свои дела –
Очень
мало –
Игра «Замени слова фразеологическими оборотами».
задрать нос
водить за нос
тише воды, ниже травы
надуться, как индюк
совать нос
кот наплакал
Слайд 27Работа с текстом
Сколько фразеологизмов со словом нога вы найдёте в данном
тексте?
Когда-то я был с ним на короткой ноге. Но однажды он (с левой ноги встал, что ли?) полез ко мне драться. Я со всех ног домой! Еле ноги унес! Зато теперь к нему ни ногой. Ноги моей больше у него не будет!
Слайд 28На короткой ноге – в близких, дружеских отношениях.
Встать с левой ноги – быть
в плохом настроении.
Со всех ног – очень быстро, стремительно бежать.
Уносить ноги – спасаться бегством, удирать от опасности.
Ни ногой – совсем не ходит, не ездит куда-либо, не бывать у кого-либо.
Ноги не будет – перестанет посещать кого-либо, бывать где-либо. Обычно как угроза, запрещение.
Слайд 29III.Игры по морфемике и словообразованию.
Выделите суффиксы и образуйте новые слова, подобные
данным.
а) клеветник, проводник, сапожник, ударник, садовник;
б) белизна, крутизна, новизна, желтизна;
в) честность, точность, смелость,
г) удалец, молодец, купец, продавец,
Слайд 302. Образуйте новые слова только с помощью приставок.
кипеть – закипеть,
стучать
– …, ставка –…,
ход – …, бег – …, кладка – …, брошенный – …, мытый - ….
Слайд 313. Образуйте слова–корни, отбросив суффиксы и приставки.
Например :
безветренный – ветер,
закружиться – круг.
Наябедничать - , законченный - , погрешность - , намучиться - , продрогнуть - , ответвление - , непринужденный - , безупречный - .
Слайд 324. В каждом столбике пропущен только один суффикс. Найдите его. Количество
точек соответствует количеству букв.
Например : носиль ( . . . ) -щик
набор( . . . ) писа (. . . .) арт (. . .)
настрой( . . . ) води (. . . .) пиан (. . .)
поме( . . . ) цени (. . . .) гитар (. . . )
участ (. . .) точн (. . . .)
работ (. . .) свят (. . . .)
озор (. . .) ярк (. . . .)
Слайд 335. Вставьте приставки. В каждом столбике пропущена одна и та же
приставка. Количество точек – это количество букв.
Например (. . .) мерка - примерка
( . . ) возка ( . . ) жигание ( . . . ) гул
( . . ) садка ( . . ) живление ( . . . ) лет
(. . ) ездка ( . . ) мирание ( . . . ) хлада
( . . ) грузка ( . . ) тухание ( . . . ) бег
Слайд 34IV. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм. Синтаксические игры.
Морфологические игры.
1. Игра «Я работаю волшебником»
Игра не только пробуждает интерес к работе, но и формирует умение применять полученные знания в новых ситуациях.
Например, превратить имена нарицательные в собственные.
Птица орел (город Орел), цветок роза (девочка Роза), плодородная земля (планета Земля), вкусный изюм
(город Изюм).
Слайд 352. «Мягкая посадка»
При отработке какой-либо орфограммы или темы эта игра пробуждает
интерес, активизирует весь класс учащихся. Дети не знают, к кому полетит мяч и какое слово (какой вопрос) прозвучит.
Как проходит игра? Например, изучается тема «Спряжение глагола». Учитель бросает ученику мяч, называет какой-либо глагол. Ученик ловит мяч, называет спряжение глагола и возвращает мяч учителю. Ответивший на вопрос правильно может сесть на место, тот, кто не справился с заданием, продолжает стоять и пытается исправить свое положение.
Слайд 36Заблудились слова в беспорядке,
Потеряли места в суете,
Так давайте же, ребята, поможем,
Им
в нелегкой и грустной судьбе.
1.дерево, хвойных, семейства, сосна.
2. ставьте, кресла, сумки, не, товарищи, на.
3. Расставить слова так, чтобы получилось предложение, объяснить знаки препинания.
Слайд 37«Сова жила в великом замке “Каштаны”. Да, это был не дом,
а настоящий замок. На двери замка был и звонок с кнопкой, и колокольчик со шнурком.
Под звонком и колокольчиком были прибиты объявления, написанные Кристофером Робином».
Но правильно ли Кристофер Робин написал эти объявления, исправьте ошибки, если они есть.
1. Прашу ножать если незапускают.
2. Прошу падергать ниаткрывают.
4. Найти и исправить ошибки в предложениях, аргументировать свой ответ.
Слайд 38Используя системно- деятельностный подход:
подарите ребёнку радость творчества, осознание авторского
голоса.
ведите ученика от собственного опыта к общественному.
будьте не «над», а «рядом».
радуйтесь вопросу, но отвечать не спешите.
учите анализировать каждый этап работы.
критикуя, стимулируйте ученика.