Презентация, доклад по развитию элементов логического мышления через математические игры

Содержание

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Ребенок должен понимать и прослеживать причинно- следственные связи явлений, уметь выстраивать простейшие умозаключения. С целью

Слайд 1«Развитие логического мышления через математические игры и упражнения»
Сербина Валентина Николаевна

г.Нефтеюганск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
" Школа развития № 24»

«Развитие логического мышления через математические игры и упражнения»Сербина Валентина Николаевна

Слайд 2Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много

знать, но последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Ребенок должен понимать и прослеживать причинно- следственные связи явлений, уметь выстраивать простейшие умозаключения. С целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать , сравнивать, обобщать по признаку , целенаправленно думать в работе с детьми используются простые логические упражнения и задачи.
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но последовательно и доказательно мыслить,

Слайд 3Проблема
В своей работе при проведении диагностики я выявила

проблему: дети не умеют выявлять существенные свойства и признаки предметов, не умеют сравнивать множества предметов и классифицировать их по разным основаниям.
Проблема   В своей работе при проведении диагностики я выявила проблему: дети не умеют выявлять существенные

Слайд 4Тема:« Развитие логического мышления через математические игры, задачи, упражнения

Цель:

Учить детей логически мыслить, выделяя существенные свойства и признаки предметов на основе математических игр.
 


Тема:« Развитие логического мышления через математические игры, задачи, упражненияЦель:  Учить детей логически мыслить, выделяя существенные свойства

Слайд 5

Задачи

1. Формировать у детей умение логически мыслить через математические игры и упражнения.
2.Создать банк дидактического материала для развития у детей логического мышления.
3. Показать родителям методы и приемы для развития у детей логического мышления.


Слайд 6 Ожидаемый результат:

Ребенок, владеющий способами познания предметов, ведущими из которых

является сравнение, обобщение, классификация.
Ожидаемый результат: Ребенок, владеющий способами познания предметов, ведущими из которых является сравнение, обобщение, классификация.

Слайд 7Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем

развитии мышления ребёнка.
Так Ж.Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка
Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка. Так Ж.Пиаже считал

Слайд 8Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим

программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического характера, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности
Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими

Слайд 9Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных

и творческих способностей.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.

Слайд 10Логические приемы умственных действий.

* это сравнение
* обобщение
*анализ
* синтез
* классификация
*сериация
*абстрагирование.

Логические приемы умственных действий.* это сравнение* обобщение *анализ* синтез* классификация*сериация *абстрагирование.

Слайд 11Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к

творческому поиску, желание и умение учиться.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.

Слайд 12Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.
Анализ – выделение свойства

объекта, или выделение группы объектов по определенному признаку.
Синтез- это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и
являются одним из основных мыслительных операций.
Сравнение- мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Обобщение- это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Классификация-это распределение предметов по группам.
.
Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.Анализ – выделение свойства объекта, или выделение группы объектов по

Слайд 13Математические игры можно разделить на следующие группы:

1 Словесные.
2. Игры с наглядным

материалом.
3. Игры с палочками.
4. Математические квадраты.
5. Игры с кубиками.
6. Шашки, шахматы
Математические игры можно разделить на следующие группы:1 Словесные.2. Игры с наглядным материалом.3. Игры с палочками.4. Математические квадраты.5.

Слайд 14«Логические блоки Дьенеша».

Это не просто игра, а обучающий материал, разработанный

психологом и математиком Дьенешем для развития логического
мышления.
«Блоки Дьенеша» - это набор из 48 геометрических фигур четырех форм, четырех цветов, двух размеров и двух видов толщины, карточки свойств и множество дополнений для работы с «Блоками», делающими их «игрой на вырост».
«Логические блоки Дьенеша». Это не просто игра, а обучающий материал, разработанный психологом и математиком Дьенешем для развития

Слайд 15«Блоки» позволяют сочетать всевозможные способы развития логики для каждого из возрастов.

С помощью различных материалов малыши будут знакомиться с формами и искать лишнее.
Старшие дошкольники – кодировать и декодировать информацию о различных предметах (то есть знакомиться с языком символов).
«Блоки» позволяют сочетать всевозможные способы развития логики для каждого из возрастов. С помощью различных материалов малыши будут

Слайд 16Словесные логические игры.

Занимательные вопросы, загадки, загадки-шутки приобщают детей к активной, умственной

деятельности, вырабатывают умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.
Словесные логические игры.Занимательные вопросы, загадки, загадки-шутки приобщают детей к активной, умственной деятельности, вырабатывают умения выделять главные свойства,

Слайд 17Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и

не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?

(Жираф жил в оранжевом домике, крокодил жил в синем домике, бегемот жил в синем домике).
Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем

Слайд 18Игры с палочками.

В этих играх нужно составлять фигуры,
преобразовывать одни

фигуры в другие или находить в одной фигуре несколько.

Дети учатся анализировать, обследовать фигуры зрительно – осязательным способом.
В процессе игр с палочками при преобразовании фигур у детей формируется умение обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме
Игры с палочками. В этих играх нужно составлять фигуры, преобразовывать одни фигуры в другие или находить в

Слайд 19Задания для работы с палочками







Сложите 3 квадрата
из 10 палочек





Сложите три треугольника
из семи палочек

Задания для работы с палочками

Слайд 20
В фигуре, состоящей из 6 квадратов,
убрать 2 палочки,
чтобы получилось 4

равных квадрата.

В фигуре, состоящей из 6 квадратов,убрать 2 палочки, чтобы получилось 4 равных квадрата.

Слайд 21


Какое наименьшее количество палочек нужно переложить,
чтобы убрать мусор из совочка?


Какое наименьшее количество палочек нужно переложить, чтобы убрать мусор из совочка?

Слайд 22В фигуре, изображающей стрелу,
переложить 4 палочки так,
чтобы получилось 4

треугольника.


В фигуре, изображающей стрелу, переложить 4 палочки так, чтобы получилось 4 треугольника.

Слайд 23Игры на классификацию, обобщение .

В этих играх дети группируют предметы.
ищут

лишнее,
обобщают, называя предметы, фигуры одним словом.
« Раздели на группы», «Чем отличаются картинки», «Найди два одинаковых предмета»,
« Какая фигура лишняя и почему?»,
« Продолжи ряд изображений.
Игры на классификацию, обобщение .В этих играх дети группируют предметы. ищут лишнее, обобщают, называя предметы, фигуры одним

Слайд 24Решение задач на поиск признака отличия
одной группы фигур от другой

Эти игры развивают у детей зрительный и мыслительный анализ.
У детей формируется умение осуществлять
последовательные мыслительные операции.
Они заключаются в анализе и сравнении 2 групп фигур,
выделении и обобщении признаков, свойственных каждой группе,
их сопоставлении, установлении на этой основе отличия фигур, составляющих ту и другую группу.
Решение задач на поиск признака отличия одной группы фигур от другой Эти игры развивают у детей зрительный

Слайд 25Выявление закономерности.

Выявление закономерности.

Слайд 26Развитию логического мышления способствуют
занимательные задачи по математике.
Сколько времени ?

Два

друга играли в шахматы 3 часа.
Сколько времени играл каждый из них ? 
Развитию логического мышления способствуют занимательные задачи по математике. Сколько времени ?Два друга играли в шахматы 3 часа.

Слайд 27Игры с иллюстрированным материалом.

Задачи для таких игр: найти отличия, чем

похожи.
В эти играх развивается зрительная память, умение сравнивать,
анализировать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.
Игры с иллюстрированным материалом. Задачи для таких игр: найти отличия, чем похожи. В эти играх развивается зрительная

Слайд 28Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствуют игры на поиск недостающих

фигур в ряду

При решении таких задач у детей развивается

*умение обобщать ряд фигур по выделенным признакам;
*сопоставлять обобщенные признаки
одного ряда с признаками другого;
*сравнивая, выявить закономерность
в расположении фигур;
*вместо знака вопроса поместить нужную фигуру.
Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствуют игры на поиск недостающих фигур в ряду При решении таких

Слайд 29Какую фигуру надо вставить

Какую фигуру надо вставить

Слайд 30Что должно быть в пустой клетке? Как расставить по порядку?

Что должно быть в пустой клетке? Как расставить по порядку?

Слайд 31Какую фигуру надо вставить?

Какую фигуру надо вставить?

Слайд 32На какие группы можно разделить фигуры?

На какие группы можно разделить фигуры?

Слайд 33 Для решения поставленных задач в своей работе использовала следующую последовательность

выполнения упражнений:

На основе зрительного сопоставления найти несколько отличий.
Нахождение двух одинаковых предметов.
Нахождение лишней фигуры.
Уловить закономерность в следовании предметов и продолжить ряд.
На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру.
Поиск недостающих в ряду фигур.
Для решения поставленных задач в своей работе использовала следующую последовательность выполнения упражнений: На основе зрительного сопоставления

Слайд 34В своей работе использую следующие формы организации детей:

- Занятия по

формированию элементарных математических представлений.
- Работа с родителями.
- Игры с подгруппами.
- Индивидуальные занятия.
-Викторины.
- Самостоятельная деятельность детей.
-Разминки на любом занятии.
- Проведение диагностики.
В своей работе использую следующие формы организации детей: - Занятия по формированию элементарных математических представлений.- Работа с

Слайд 35 Диагностика была проведена по методике Р.С. Немова.
«Раздели на группы».

Этот

вариант методики предназначен для диагностики
логического мышления детей 4- 6-летего возраста.


Ребенку показывают картинку.
Предлагается следующее задание:
« Посмотри на картинку и раздели представленные
фигуры на как можно более число групп.

Диагностика была проведена по методике Р.С. Немова.«Раздели на группы». Этот вариант методики предназначен для диагностики логического

Слайд 36«Найди отличия».
По Э. Ф. Замбицявиченой
Эта методика позволяет определить уровень сформированности

умения сравнивать предметы.
Задание ребенку: необходимо внимательно посмотреть на две картинки и отметить, чем они отличаются.


«Найди отличия». По Э. Ф. ЗамбицявиченойЭта методика позволяет определить уровень сформированности умения сравнивать предметы. Задание ребенку: необходимо

Слайд 37«Что лишнее»
Методика позволяет выявить умения находить существенные признаки предметов, умения сравнивать

и обобщать.
Ребенку предлагается найти в каждом ряду один лишний предмет и объяснить, почему он является лишним.
На выполнение этого задания отводится 3 минуты.

«Что лишнее»Методика позволяет выявить умения находить существенные признаки предметов, умения сравнивать и обобщать. Ребенку предлагается найти в

Слайд 39В результате проделанной работы были получены следующие показатели:
Старшая группа

Начало года
Низкий уровень:

10 детей – 42%
Средний уровень: 14 детей – 58 %
Высокий уровень- 0 %

Конец года
Низкий уровень: 5 детей - 21%
Средний уровень: 19 детей – 79 %
Высокий уровень- 4%

В результате проделанной работы были получены следующие показатели:Старшая группаНачало годаНизкий уровень: 10 детей – 42%Средний уровень: 14

Слайд 40В подготовительной группе на конец года по результатам диагностики следующие показатели:



Низкий

уровень - 3 ребенка- 12, 5 %
Средний уровень – 75 %
Высокий уровень – 3 ребенка – 12, 5 %
В подготовительной группе на конец года по результатам диагностики следующие показатели:Низкий уровень - 3 ребенка- 12, 5

Слайд 41Старшая группа
Подготовительная группа
(начало и конец учебного года)
(конец учебного года)

Старшая группа Подготовительная группа (начало и конец учебного года)(конец учебного года)

Слайд 44Литература
1. З. А Михайлова. « Игровые занимательные задачи для дошкольников».
2. А.

В. Белошистая « Обучение математике в ДОУ».Раздел « Формирование логической сферы дошкольников».
3.Л. Ф. Тихомирова « Логика, Дети 5- 7 лет»
4. Л. Л. Тимофеева « Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками».
5.Л. Я. Береславский «Азбука логики».
6. Б. Н. Никитин Ступеньки творчества или развивающие игры.
7.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.,2003.
8.Тихомирова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.

Литература1. З. А Михайлова. « Игровые занимательные задачи для дошкольников».2. А. В. Белошистая « Обучение математике в

Слайд 45Дидактический материал:

Дидактический материал:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть