Слайд 1«Развитие логического мышления через математические игры и упражнения»
Сербина Валентина Николаевна
г.Нефтеюганск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
" Школа развития № 24»
Слайд 2Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много
знать, но последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Ребенок должен понимать и прослеживать причинно- следственные связи явлений, уметь выстраивать простейшие умозаключения. С целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать , сравнивать, обобщать по признаку , целенаправленно думать в работе с детьми используются простые логические упражнения и задачи.
Слайд 3Проблема
В своей работе при проведении диагностики я выявила
проблему: дети не умеют выявлять существенные свойства и признаки предметов, не умеют сравнивать множества предметов и классифицировать их по разным основаниям.
Слайд 4Тема:« Развитие логического мышления через математические игры, задачи, упражнения
Цель:
Учить детей логически мыслить, выделяя существенные свойства и признаки предметов на основе математических игр.
Задачи
1. Формировать у детей умение логически мыслить через математические игры и упражнения.
2.Создать банк дидактического материала для развития у детей логического мышления.
3. Показать родителям методы и приемы для развития у детей логического мышления.
Слайд 6 Ожидаемый результат:
Ребенок, владеющий способами познания предметов, ведущими из которых
является сравнение, обобщение, классификация.
Слайд 7Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем
развитии мышления ребёнка.
Так Ж.Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка
Слайд 8Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим
программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического характера, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности
Слайд 9Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных
и творческих способностей.
Слайд 10Логические приемы умственных действий.
* это сравнение
* обобщение
*анализ
* синтез
* классификация
*сериация
*абстрагирование.
Слайд 11Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к
творческому поиску, желание и умение учиться.
Слайд 12Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.
Анализ – выделение свойства
объекта, или выделение группы объектов по определенному признаку.
Синтез- это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и
являются одним из основных мыслительных операций.
Сравнение- мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам.
Обобщение- это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения.
Классификация-это распределение предметов по группам.
.
Слайд 13Математические игры можно разделить на следующие группы:
1 Словесные.
2. Игры с наглядным
материалом.
3. Игры с палочками.
4. Математические квадраты.
5. Игры с кубиками.
6. Шашки, шахматы
Слайд 14«Логические блоки Дьенеша».
Это не просто игра, а обучающий материал, разработанный
психологом и математиком Дьенешем для развития логического
мышления.
«Блоки Дьенеша» - это набор из 48 геометрических фигур четырех форм, четырех цветов, двух размеров и двух видов толщины, карточки свойств и множество дополнений для работы с «Блоками», делающими их «игрой на вырост».
Слайд 15«Блоки» позволяют сочетать всевозможные способы развития логики для каждого из возрастов.
С помощью различных материалов малыши будут знакомиться с формами и искать лишнее.
Старшие дошкольники – кодировать и декодировать информацию о различных предметах (то есть знакомиться с языком символов).
Слайд 16Словесные логические игры.
Занимательные вопросы, загадки, загадки-шутки приобщают детей к активной, умственной
деятельности, вырабатывают умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.
Слайд 17Жираф, крокодил и бегемот
жили в разных домиках.
Жираф жил не в красном
и
не в синем домике.
Крокодил жил не в красном
и не в оранжевом домике.
Догадайся, в каких домиках жили звери?
(Жираф жил в оранжевом домике, крокодил жил в синем домике, бегемот жил в синем домике).
Слайд 18Игры с палочками.
В этих играх нужно составлять фигуры,
преобразовывать одни
фигуры в другие или находить в одной фигуре несколько.
Дети учатся анализировать, обследовать фигуры зрительно – осязательным способом.
В процессе игр с палочками при преобразовании фигур у детей формируется умение обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме
Слайд 19Задания для работы с палочками
Сложите 3 квадрата
из 10 палочек
Сложите три треугольника
из семи палочек
Слайд 20
В фигуре, состоящей из 6 квадратов,
убрать 2 палочки,
чтобы получилось 4
равных квадрата.
Слайд 21
Какое наименьшее количество палочек нужно переложить,
чтобы убрать мусор из совочка?
Слайд 22В фигуре, изображающей стрелу,
переложить 4 палочки так,
чтобы получилось 4
Слайд 23Игры на классификацию, обобщение .
В этих играх дети группируют предметы.
ищут
лишнее,
обобщают, называя предметы, фигуры одним словом.
« Раздели на группы», «Чем отличаются картинки», «Найди два одинаковых предмета»,
« Какая фигура лишняя и почему?»,
« Продолжи ряд изображений.
Слайд 24Решение задач на поиск признака отличия
одной группы фигур от другой
Эти игры развивают у детей зрительный и мыслительный анализ.
У детей формируется умение осуществлять
последовательные мыслительные операции.
Они заключаются в анализе и сравнении 2 групп фигур,
выделении и обобщении признаков, свойственных каждой группе,
их сопоставлении, установлении на этой основе отличия фигур, составляющих ту и другую группу.
Слайд 26Развитию логического мышления способствуют
занимательные задачи по математике.
Сколько времени ?
Два
друга играли в шахматы 3 часа.
Сколько времени играл каждый из них ?
Слайд 27Игры с иллюстрированным материалом.
Задачи для таких игр: найти отличия, чем
похожи.
В эти играх развивается зрительная память, умение сравнивать,
анализировать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.
Слайд 28Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствуют игры на поиск недостающих
фигур в ряду
При решении таких задач у детей развивается
*умение обобщать ряд фигур по выделенным признакам;
*сопоставлять обобщенные признаки
одного ряда с признаками другого;
*сравнивая, выявить закономерность
в расположении фигур;
*вместо знака вопроса поместить нужную фигуру.
Слайд 30Что должно быть в пустой клетке?
Как расставить по порядку?
Слайд 32На какие группы можно разделить фигуры?
Слайд 33 Для решения поставленных задач в своей работе использовала следующую последовательность
выполнения упражнений:
На основе зрительного сопоставления найти несколько отличий.
Нахождение двух одинаковых предметов.
Нахождение лишней фигуры.
Уловить закономерность в следовании предметов и продолжить ряд.
На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру.
Поиск недостающих в ряду фигур.
Слайд 34В своей работе использую следующие формы организации детей:
- Занятия по
формированию элементарных математических представлений.
- Работа с родителями.
- Игры с подгруппами.
- Индивидуальные занятия.
-Викторины.
- Самостоятельная деятельность детей.
-Разминки на любом занятии.
- Проведение диагностики.
Слайд 35 Диагностика была проведена по методике Р.С. Немова.
«Раздели на группы».
Этот
вариант методики предназначен для диагностики
логического мышления детей 4- 6-летего возраста.
Ребенку показывают картинку.
Предлагается следующее задание:
« Посмотри на картинку и раздели представленные
фигуры на как можно более число групп.
Слайд 36«Найди отличия».
По Э. Ф. Замбицявиченой
Эта методика позволяет определить уровень сформированности
умения сравнивать предметы.
Задание ребенку: необходимо внимательно посмотреть на две картинки и отметить, чем они отличаются.
Слайд 37«Что лишнее»
Методика позволяет выявить умения находить существенные признаки предметов, умения сравнивать
и обобщать.
Ребенку предлагается найти в каждом ряду один лишний предмет и объяснить, почему он является лишним.
На выполнение этого задания отводится 3 минуты.
Слайд 39В результате проделанной работы были получены следующие показатели:
Старшая группа
Начало года
Низкий уровень:
10 детей – 42%
Средний уровень: 14 детей – 58 %
Высокий уровень- 0 %
Конец года
Низкий уровень: 5 детей - 21%
Средний уровень: 19 детей – 79 %
Высокий уровень- 4%
Слайд 40В подготовительной группе на конец года по результатам диагностики следующие показатели:
Низкий
уровень - 3 ребенка- 12, 5 %
Средний уровень – 75 %
Высокий уровень – 3 ребенка – 12, 5 %
Слайд 41Старшая группа
Подготовительная группа
(начало и конец учебного года)
(конец учебного года)
Слайд 44Литература
1. З. А Михайлова. « Игровые занимательные задачи для дошкольников».
2. А.
В. Белошистая « Обучение математике в ДОУ».Раздел « Формирование логической сферы дошкольников».
3.Л. Ф. Тихомирова « Логика, Дети 5- 7 лет»
4. Л. Л. Тимофеева « Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками».
5.Л. Я. Береславский «Азбука логики».
6. Б. Н. Никитин Ступеньки творчества или развивающие игры.
7.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.,2003.
8.Тихомирова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.