Презентация, доклад по развитию элементов логического мышления через математические игры

Презентация по развитию элементов логического мышления через математические игры, предмет презентации: Детские презентации. Этот материал в формате pptx (PowerPoint) содержит 46 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Презентацию на заданную тему можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях!

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Текст слайда:

«Развитие логического мышления через математические игры и упражнения»

Сербина Валентина Николаевна
г.Нефтеюганск

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
" Школа развития № 24»


Слайд 2
Текст слайда:

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение. Ребенок должен понимать и прослеживать причинно- следственные связи явлений, уметь выстраивать простейшие умозаключения. С целью развития у них умения осуществлять последовательные умственные действия: анализировать , сравнивать, обобщать по признаку , целенаправленно думать в работе с детьми используются простые логические упражнения и задачи.


Слайд 3
Текст слайда:

Проблема

В своей работе при проведении диагностики я выявила проблему: дети не умеют выявлять существенные свойства и признаки предметов, не умеют сравнивать множества предметов и классифицировать их по разным основаниям.


Слайд 4
Текст слайда:

Тема:« Развитие логического мышления через математические игры, задачи, упражнения


Цель:
Учить детей логически мыслить, выделяя существенные свойства и признаки предметов на основе математических игр.
 



Слайд 5
Текст слайда:

Задачи

1. Формировать у детей умение логически мыслить через математические игры и упражнения.
2.Создать банк дидактического материала для развития у детей логического мышления.
3. Показать родителям методы и приемы для развития у детей логического мышления.


Слайд 6
Текст слайда:

Ожидаемый результат:

Ребенок, владеющий способами познания предметов, ведущими из которых является сравнение, обобщение, классификация.


Слайд 7
Текст слайда:

Психологами установлено, что овладение логическими операциями занимает существенное место в общем развитии мышления ребёнка.
Так Ж.Пиаже считал уровень сформированности операций классификации и сериации центральным показателем уровня интеллектуального развития ребёнка


Слайд 8
Текст слайда:

Не случайно в последние годы во многих школах, работающих по развивающим программам, проводится собеседование с детьми, поступающими в первый класс, основным содержанием которого являются вопросы и задания логического, а не только арифметического характера, поскольку учебники математики этих систем построены таким образом, что уже на первых уроках ребенок должен использовать умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности


Слайд 9
Текст слайда:

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей.


Слайд 10
Текст слайда:

Логические приемы умственных действий.

* это сравнение
* обобщение
*анализ
* синтез
* классификация
*сериация
*абстрагирование.


Слайд 11
Текст слайда:

Логические игры математического содержания воспитывают у детей познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение учиться.


Слайд 12
Текст слайда:

Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов.
Анализ – выделение свойства объекта, или выделение группы объектов по определенному признаку.
Синтез- это процесс мысленного соединения в единое целое частей предмета или его признаков, полученных в процессе анализа.
Анализ и синтез неразрывно связаны друг с другом и
являются одним из основных мыслительных операций.
Сравнение- мысленное установление сходства и различия предметов по существенным или несущественным признакам. Обобщение- это оформление в словесной (вербальной) форме результатов процесса сравнения. Классификация-это распределение предметов по группам.
.


Слайд 13
Текст слайда:

Математические игры можно разделить на следующие группы:

1 Словесные.
2. Игры с наглядным материалом.
3. Игры с палочками.
4. Математические квадраты.
5. Игры с кубиками.
6. Шашки, шахматы


Слайд 14
Текст слайда:

«Логические блоки Дьенеша».

Это не просто игра, а обучающий материал, разработанный психологом и математиком Дьенешем для развития логического
мышления.
«Блоки Дьенеша» - это набор из 48 геометрических фигур четырех форм, четырех цветов, двух размеров и двух видов толщины, карточки свойств и множество дополнений для работы с «Блоками», делающими их «игрой на вырост».


Слайд 15
Текст слайда:

«Блоки» позволяют сочетать всевозможные способы развития логики для каждого из возрастов.
С помощью различных материалов малыши будут знакомиться с формами и искать лишнее.
Старшие дошкольники – кодировать и декодировать информацию о различных предметах (то есть знакомиться с языком символов).


Слайд 16
Текст слайда:

Словесные логические игры.

Занимательные вопросы, загадки, загадки-шутки приобщают детей к активной, умственной деятельности, вырабатывают умения выделять главные свойства, математические отношения, замаскированные внешними несущественными данными.


Слайд 17
Текст слайда:

Жираф, крокодил и бегемот жили в разных домиках. Жираф жил не в красном и не в синем домике. Крокодил жил не в красном и не в оранжевом домике. Догадайся, в каких домиках жили звери?

(Жираф жил в оранжевом домике, крокодил жил в синем домике, бегемот жил в синем домике).


Слайд 18
Текст слайда:

Игры с палочками.

В этих играх нужно составлять фигуры,
преобразовывать одни фигуры в другие или находить в одной фигуре несколько.

Дети учатся анализировать, обследовать фигуры зрительно – осязательным способом.
В процессе игр с палочками при преобразовании фигур у детей формируется умение обдумывать ходы мысленно, полностью или частично решать задачу в уме


Слайд 19
Текст слайда:

Задания для работы с палочками







Сложите 3 квадрата
из 10 палочек





Сложите три треугольника
из семи палочек


Слайд 20
Текст слайда:


В фигуре, состоящей из 6 квадратов,
убрать 2 палочки,
чтобы получилось 4 равных квадрата.


Слайд 21
Текст слайда:




Какое наименьшее количество палочек нужно переложить,
чтобы убрать мусор из совочка?



Слайд 22
Текст слайда:

В фигуре, изображающей стрелу,
переложить 4 палочки так,
чтобы получилось 4 треугольника.



Слайд 23
Текст слайда:

Игры на классификацию, обобщение .

В этих играх дети группируют предметы.
ищут лишнее,
обобщают, называя предметы, фигуры одним словом.
« Раздели на группы», «Чем отличаются картинки», «Найди два одинаковых предмета»,
« Какая фигура лишняя и почему?»,
« Продолжи ряд изображений.


Слайд 24
Текст слайда:

Решение задач на поиск признака отличия
одной группы фигур от другой

Эти игры развивают у детей зрительный и мыслительный анализ.
У детей формируется умение осуществлять
последовательные мыслительные операции.
Они заключаются в анализе и сравнении 2 групп фигур,
выделении и обобщении признаков, свойственных каждой группе,
их сопоставлении, установлении на этой основе отличия фигур, составляющих ту и другую группу.


Слайд 25
Текст слайда:

Выявление закономерности.


Слайд 26
Текст слайда:

Развитию логического мышления способствуют
занимательные задачи по математике.

Сколько времени ?

Два друга играли в шахматы 3 часа.
Сколько времени играл каждый из них ? 


Слайд 27
Текст слайда:

Игры с иллюстрированным материалом.

Задачи для таких игр: найти отличия, чем похожи.
В эти играх развивается зрительная память, умение сравнивать,
анализировать, обобщать по признаку, целенаправленно думать.


Слайд 28
Текст слайда:

Развитию логического мышления, смекалки и сообразительности способствуют игры на поиск недостающих фигур в ряду

При решении таких задач у детей развивается

*умение обобщать ряд фигур по выделенным признакам;
*сопоставлять обобщенные признаки
одного ряда с признаками другого;
*сравнивая, выявить закономерность
в расположении фигур;
*вместо знака вопроса поместить нужную фигуру.


Слайд 29
Текст слайда:

Какую фигуру надо вставить


Слайд 30
Текст слайда:

Что должно быть в пустой клетке? Как расставить по порядку?


Слайд 31
Текст слайда:

Какую фигуру надо вставить?


Слайд 32
Текст слайда:

На какие группы можно разделить фигуры?


Слайд 33
Текст слайда:

Для решения поставленных задач в своей работе использовала следующую последовательность выполнения упражнений:

На основе зрительного сопоставления найти несколько отличий.
Нахождение двух одинаковых предметов.
Нахождение лишней фигуры.
Уловить закономерность в следовании предметов и продолжить ряд.
На основе сравнения выявить закономерность в расположении фигур, вместо знака вопроса поместить нужную фигуру.
Поиск недостающих в ряду фигур.


Слайд 34
Текст слайда:

В своей работе использую следующие формы организации детей:

- Занятия по формированию элементарных математических представлений.
- Работа с родителями.
- Игры с подгруппами.
- Индивидуальные занятия.
-Викторины.
- Самостоятельная деятельность детей.
-Разминки на любом занятии.
- Проведение диагностики.


Слайд 35
Текст слайда:

Диагностика была проведена по методике Р.С. Немова.
«Раздели на группы».

Этот вариант методики предназначен для диагностики
логического мышления детей 4- 6-летего возраста.


Ребенку показывают картинку.
Предлагается следующее задание:
« Посмотри на картинку и раздели представленные
фигуры на как можно более число групп.


Слайд 36
Текст слайда:

«Найди отличия».
По Э. Ф. Замбицявиченой
Эта методика позволяет определить уровень сформированности умения сравнивать предметы.
Задание ребенку: необходимо внимательно посмотреть на две картинки и отметить, чем они отличаются.



Слайд 37
Текст слайда:

«Что лишнее»
Методика позволяет выявить умения находить существенные признаки предметов, умения сравнивать и обобщать.
Ребенку предлагается найти в каждом ряду один лишний предмет и объяснить, почему он является лишним.
На выполнение этого задания отводится 3 минуты.


Слайд 38
Текст слайда:











































Слайд 39
Текст слайда:

В результате проделанной работы были получены следующие показатели:
Старшая группа

Начало года
Низкий уровень: 10 детей – 42%
Средний уровень: 14 детей – 58 %
Высокий уровень- 0 %

Конец года
Низкий уровень: 5 детей - 21%
Средний уровень: 19 детей – 79 %
Высокий уровень- 4%


Слайд 40
Текст слайда:

В подготовительной группе на конец года по результатам диагностики следующие показатели:



Низкий уровень - 3 ребенка- 12, 5 %
Средний уровень – 75 %
Высокий уровень – 3 ребенка – 12, 5 %


Слайд 41
Текст слайда:

Старшая группа

Подготовительная группа

(начало и конец учебного года)

(конец учебного года)


Слайд 44
Текст слайда:

Литература

1. З. А Михайлова. « Игровые занимательные задачи для дошкольников».
2. А. В. Белошистая « Обучение математике в ДОУ».Раздел « Формирование логической сферы дошкольников».
3.Л. Ф. Тихомирова « Логика, Дети 5- 7 лет»
4. Л. Л. Тимофеева « Построение развивающих занятий со старшими дошкольниками».
5.Л. Я. Береславский «Азбука логики».
6. Б. Н. Никитин Ступеньки творчества или развивающие игры.
7.Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.,2003.
8.Тихомирова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СП., 2004.


Слайд 45
Текст слайда:

Дидактический материал:


Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть