Презентация, доклад по профилактике буллинга в детском саду на тему Дети, непохожие на остальных

Содержание

Моббинг — это систематически повторяющееся враждебное отношение одного или нескольких детей против ребёнка. Буллинг — понятие более жёсткое. Оно подразумевает под собой удовольствие, которое получают дети, применяющие физическую силу против ребёнка. Термины. Что считается буллингом?

Слайд 1Профилактика буллинга в детском саду
«Дети, непохожие на остальных»
Подготовила педагог-психолог МДОАУ

№101 Вдовенко Е.В.

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад № 101» г. Оренбурга  

Профилактика буллинга в детском саду «Дети, непохожие на остальных»Подготовила педагог-психолог МДОАУ №101 Вдовенко Е.В. Муниципальное дошкольное

Слайд 2Моббинг — это систематически повторяющееся враждебное отношение одного или нескольких детей против

ребёнка.
Буллинг — понятие более жёсткое. Оно подразумевает под собой удовольствие, которое получают дети, применяющие физическую силу против ребёнка.

Термины. Что считается буллингом?

Моббинг — это систематически повторяющееся враждебное отношение одного или нескольких детей против ребёнка. Буллинг — понятие более жёсткое. Оно

Слайд 3✓ Предшествующие обстоятельства.  Например,  появление в группе проблемного и агрессивного ребёнка.
✓ Запускающие моменты.

Например, конфликт между двумя воспитанниками.
✓ По внешнему виду.
✓ По манере речи и поведению.
✓ По имиджу.
✓ По наличию функциональных недостатков. 
✓ По этнокультурным особенностям.

Условия возникновения буллинга предполагают:

✓ Предшествующие обстоятельства.  Например,  появление в группе проблемного и агрессивного ребёнка.✓ Запускающие моменты. Например, конфликт между двумя воспитанниками.✓ По

Слайд 4Низкая самооценка, пугливость, мрачность, апатичность, незаинтересованность в том, что происходит вокруг

,отсутствие хотя бы одного близкого друга среди сверстников, смиренное принятие всего происходящего.
Это дети, которые плохо поддаются обучению и сильно отстают от остальных, подлизы и ябеды, сильно зависимые от родителей и гиперопекаемые, Очень болезненные дети (из-за того, что редко появляются в саду, остальные дети от них отвыкают).
Примечание. Жертва травли неосознанно , сама является как бы провакатором такого к ней отношения. Конечно, это не значит, что ребёнок напрашивается сам, ни в коем случае! Но его поведение настолько откровенно разнится с поведением сверстников, что это может стать причиной раздражения других детей.

Психологический портрет жертвы травли:

Низкая самооценка, пугливость, мрачность, апатичность, незаинтересованность в том, что происходит вокруг ,отсутствие хотя бы одного близкого друга

Слайд 5дети, не умеющие сочувствовать,
гиперактивные ,
агрессивные,
физически превосходящие своих сверстников.
ребёнок,

который является лидером или мечтает им стать,
ощущает вседозволенность из-за неправильного воспитания или высокого социального статуса родителей.

Поведение ребенка, совершающего буллинг:

дети, не умеющие сочувствовать, гиперактивные , агрессивные,физически превосходящие своих сверстников. ребёнок, который является лидером или мечтает им

Слайд 6наказать, 
отомстить,   
удивить, 
поразить, 
разрядиться,
«приколоться»,
показать преимущество,
специально унизить,
запугать.
Мотивы агрессора: 

наказать, отомстить,   удивить, поразить, разрядиться, «приколоться», показать преимущество, специально унизить, запугать.Мотивы агрессора: 

Слайд 7✓ Жертва неспособна к сопротивлению, она полностью беззащитна, она принуждаема  
✓ Поддерживающие

роль сторонних наблюдателей взрослые не вмешиваются в ситуацию буллинга или по незнанию,  или от неумения,  или по идейным соображениям. Или плохо вмешиваются, имитируют деятельность.
✓ Дети –  пассивные наблюдатели.  В душе сочувствуют жертве,  но одновременно радуются, что это происходит не с ними...
 ✓ Мотивация агрессора должна сохраняться продолжительное время.



Условия закрепления буллинга:

✓ Жертва неспособна к сопротивлению, она полностью беззащитна, она принуждаема  ✓ Поддерживающие роль сторонних наблюдателей взрослые не вмешиваются

Слайд 81. Конфиденциальность.
2. Отказ от обвинений кого- либо из взрослых в допущении

случаев буллинга.
3. Категорический запрет на любое насилие в группе («Скажи насилию нет!»).
4.Смещение акцента для обидчиков с наказания на их реабилитацию  (за исключением опасности для других и нарушителей закона).
Примечание. Каждый раз,  говоря о процессе буллинга,  нужно помнить,  что обычно речь не идёт о единственных детях,  пострадавших от насилия.  Они могут очень быстро перевестись родителями в другие коллективы,  и для них этот процесс будет прерван.  Но буллинг -  это система,  это своеобразная социально- психологическая  «зараза»  в детском сообществе. И на место ушедшей жертвы обязательно, рано или поздно, станет другая. И это будет происходить столько времени,  сколько не будут предприниматься реальные меры в отношении буллинга взрослыми.  


•  Принципы работы с проблемой буллинга:

1. Конфиденциальность.2. Отказ от обвинений кого- либо из взрослых в допущении случаев буллинга.3. Категорический запрет на любое

Слайд 9Обычно дети начинают дразнить после 3 лет, но осознанно обзывают к 5-6 годам. Причины — не только

подражание взрослым, но и привлечение к себе внимания или самоутверждение, проявление бунта. Дети таким образом могут выплёскивать агрессию, могут обзываться из зависти, из-за неприязни, для самозащиты и т.д.
Очень часто дети испытывают таким образом на прочность новичков в детском коллективе. Им важно, чтобы при этом были зрители, которые потом всем об этом расскажут.

Воспитателям.
Как можно исправить ситуацию в коллективе? Поиграть с детьми в игру «Обзывалки» — «обзываем» друг друга по кругу, например, овощами: «Ты, Маша, редиска!», «А ты, Петя, капустка!» Дети хохочут, негативная энергия переводится в позитивное русло. Можно сказать друг другу комплименты: «Ты, Оля, роза!» и т.д. Эта игра помогает снять вербальную детскую агрессию, выплеснуть гнев в приемлемой форме.
Родителям.
Чтобы ваш ребёнок не стал вербальным агрессором, важно дома следить за собой, за своей речью, помнить о том, что дети — наше зеркало. Часто взрослые не замечают, как проявляют нетерпимость к особенностям других людей, используют в своей речи бранные слова. Им может казаться, что ребёнок не слышит или ещё не понимает, о чём идёт речь, а между тем тот всё схватывает на лету и затем демонстрирует в детском коллективе. Учите ребёнка быть терпеливым к особенностям других людей, читайте сказки, там много народной мудрости. Особенно полезны терапевтические сказки.

Причины обзывания. Преодоление проблемы

Обычно дети начинают дразнить после 3 лет, но осознанно обзывают к 5-6 годам. Причины — не только подражание взрослым, но и привлечение к себе внимания или

Слайд 10Ещё один вид детской травли — агрессия, когда ребёнка толкают, делают подножки,

отбирают игрушки, бьют. Причём обычно агрессоры — это дети, уверенные в себе, склонные к доминированию и подчинению других, сильные морально и физически, а жертвы — наоборот, ребята, неуверенные в себе, чувствительные к стрессам, неспособные сопротивляться и не умеющие постоять за себя.
Родители в таких ситуациях ведут себя по-разному: кто-то учит давать сдачу, кто-то бежит разбираться с самим обидчиком или его родителями, а кто-то жалуется воспитателям или заведующим, если конфликт происходит в детском саду.
Родителям.
Если вашего ребёнка обижают в саду, то лучше всего обратиться к воспитателю или психологу, попытаться разобраться в ситуации. Можно поиграть с ребёнком в детский сад, разыграть с помощью игрушек несколько ситуаций, когда непослушные «малыши» шалят. Как действует в этом случае воспитатель? А другие дети что делают? А если медвежонок обижает зайчика, толкает его, отнимает игрушки и дерётся? Как это происходит? Что делать зайчику? Понаблюдайте во время игры за реакцией ребёнка.
Не стоит устраивать разборки с детьми, пытаясь защитить своего ребёнка. Это можно сделать только в крайнем случае. Не надо ругать ребёнка и заставлять дать сдачи: если бы он это мог, то давно бы сделал.
Разборки с родителями тоже малоэффективны — у нас в детском саду был случай такой разборки между двумя папами, который закончился дракой между ними. Нужно учить своего ребёнка общаться, находить компромисс.

Физическая агрессия. Преодоление проблемы

Ещё один вид детской травли — агрессия, когда ребёнка толкают, делают подножки, отбирают игрушки, бьют. Причём обычно агрессоры —

Слайд 11Быть изгоем в коллективе значит тоже подвергнуться детской травле. Ведь это настоящая

трагедия для ребёнка, а для родителей — проблема. Так и хочется защитить своего ребенка, помочь ему, оградить от одиночества.
Воспитателям.
Возможно, воспитатель не может сформировать дружескую атмосферу в группе. Воспитатель обычно выступает арбитром в коллективе, следит за недопустимым поведением. Все дети ждут реакции воспитателя. Важно, чтобы воспитатели пресекали фразы «Мы с тобой не играем», «Я с тобой не дружу», не поощряли ябедничество.
Конечно, бывают дети, не особо нуждающиеся в компании, например, интроверты. Тут нужно разбираться вместе со взрослыми в каждом индивидуальном случае.
Родителям.
В этом случае важно:
Собрать информацию об обстановке в группе. Это можно сделать, поговорив с самим малышом, с воспитателем, с другими родителями.
Проиграть конфликт дома. Это можно сделать с помощью кукольного театра. Разыграйте домашний спектакль и научите кроху подбирать нужные слова и правильно действовать.
Давайте малышу больше общаться. Ходите в гости с ребёнком, приглашайте домой его сверстников. Малышу очень важно научиться общаться.
Если с ребёнком не хотят играть, возможно, проблема в ребёнке. Если в разных коллективах возникают схожие проблемы, родители замечают, что малышу сложно контактировать с детьми, то следует обратиться к психологу. Часто дети не умеют общаться, у них не развиты социально-коммуникативные навыки. Причины разные — застенчивый ребёнок, агрессивный, внешне отличается от других, избалованный, проблемы с речью, проблемы в семье и т.д.

Изгой в группе. Преодоление проблемы.

Быть изгоем в коллективе значит тоже подвергнуться детской травле. Ведь это настоящая трагедия для ребёнка, а для родителей — проблема.

Слайд 12Ещё один вид детской травли — телесные приставания. Зажать в углу, показать интимные

места, поцеловать — всё это также бывают у дошколят. Сами дети испытывают при этом растерянность, шок и могут даже не признаться взрослым. А если признаются, то и сами взрослые в сильном эмоциональном стрессе могут наломать дров: отреагировать криком и руганью, устроить скандал и даже забрать ребёнка из детского коллектива. Интерес к половым органам у дошкольников высокий, особенно у детей 3-4,5 лет.
Родителям.
Если произошло подобное, родители, не заостряйте ситуацию в глазах ребёнка, переводите все в шутку, сглаживайте ситуацию (для пострадавшего ребёнка).
Воспитателям.
Обсуждать эту проблему надо только в отсутствие малыша! В первую очередь, работать с родителями виновника.
Если в группе есть ребёнок, который пристаёт к другим детям, воспитатель должен мягко, но настойчиво отваживать его от подобных действий, не зацикливая на этом. Он должен разговаривать с родителями, не оставлять детей без присмотра в туалете и в спальне. Обычно проходит полгода, и интерес пропадает, как, впрочем, и воспоминания об этом.
Примечание. А ситуаций телесных приставаний очень даже много. Бывает, когда миленькая девочка из благополучной семьи не может уснуть без мастурбации. Или когда ребёнок пяти лет раздевается в спальне и имитирует секс. Был случай, когда один мальчик намеренно систематически писал на других мальчиков. Для предотвращения таких ситуаций очень важно контролировать доступную ребёнку информацию по телевизору и в интернете. Сейчас идёт тотальное развращение детей. По мнению психологов, каждый ребёнок сегодня подвергается так называемому «неконтактному» насилию при просмотре откровенных сцен в фильмах, идущих в телевизионный прайм-тайм, да и просто при просмотре низкопробных юмористических программ.

Телесные приставания. Преодоление проблемы.

Ещё один вид детской травли — телесные приставания. Зажать в углу, показать интимные места, поцеловать — всё это также бывают

Слайд 13Цель
Использование приведенных игр и упражнений позволит:
снизить агрессивные и враждебные реакции дошкольников;
оптимизировать

межличностные отношения;
сформировать навыки конструктивного реагирования в конфликте;
развить толерантность и эмпатию.
Упражнение «Любовь и злость»
Игра «Король»
Упражнение «Шутливое письмо»
Упражнение «Самый-самый»
Упражнение «Покажи ситуацию»


Игры и упражнения для профилактики буллинга в дошкольной среде

ЦельИспользование приведенных игр и упражнений позволит: снизить агрессивные и враждебные реакции дошкольников; оптимизировать межличностные отношения; сформировать навыки конструктивного реагирования

Слайд 14Инструкция: «Сядьте в один общий круг и закройте глаза. Представьте, что сейчас вы разговариваете с тем,

на кого рассердились. Скажите этому человеку, за что вы на него рассердились. Может быть, он не выполнил своего обещания или не сделал того, что вы ожидали от него. Поговорите с ним про себя, так, чтобы никто не мог услышать. Скажите четко и точно, что именно рассердило вас (1–2 мин). Скажите человеку, с которым вы разговаривали, что вам в нем нравится, причем как можно конкретнее. Например: “Федя, мне очень нравится, что когда я прихожу в сад, ты бросаешься мне навстречу и радостно обнимаешь меня”. (1–2 мин.) Подумайте о том, кто в группе вас иногда злит. Представьте, что вы подходите к этому человеку и четко и конкретно говорите ему, чем он вывел вас из себя (1 мин). Мысленно опять подойдите к этому человеку и скажите ему, что вам нравится в нем (1 мин). Откройте глаза и оглядите круг. Внимательно посмотрите друг на друга. Поделитесь чувствами и эмоциями, которые вы испытали во время выполнения упражнения. Расскажите, что вы пережили в своем воображении».
Вопросы для обсуждения:
Как вы себя чувствуете, когда не говорите другому о том, что рассердились на него? А как себя чувствуете, когда сообщаете об этом?
Можете ли выдержать, если кто-нибудь скажет, что рассердился на вас?
Есть ли такие люди, на которых вы никогда не сердитесь?

Упражнение «Любовь и злость»

Инструкция: «Сядьте в один общий круг и закройте глаза. Представьте, что сейчас вы разговариваете с тем, на кого рассердились. Скажите этому человеку, за что

Слайд 15Слово педагога-психолога/воспитателя: «Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот,

кто становится королем? А какие неприятности это приносит? Вы знаете, чем добрый король отличается от злого? Я хочу предложить вам игру, в которой вы можете побыть королем. Не навсегда, конечно, а всего лишь минут на десять».
Игроки определяют короля. Остальные участники — слуги, они должны делать все, что он приказывает. Король не имеет права отдавать приказы, которые могут обидеть или оскорбить других участников. Он может приказать, например, чтобы его носили на руках, чтобы ему кланялись, чтобы подавали ему питье, чтобы слуги были у него «на посылках» и т. д. Когда время «правления» короля закончится, группа собирается в круг и обсуждает полученный в игре опыт. Это поможет каждому из тех, кто станет следующим королем, соизмерять свои желания с внутренними возможностями остальных детей и войти в историю добрым королем.
Вопросы для обсуждения:
Как ты чувствовал себя, когда был королем?
Что тебе больше всего понравилось в этой роли?
Легко ли было тебе отдавать приказы окружающим?
Что ты чувствовал, когда был слугой?
Легко ли тебе было выполнять желания короля?
Когда королем был Петя (Вася), он был для тебя добрым или злым королем?
Как далеко добрый король может заходить в своих желаниях?

Игра «Король»

Слово педагога-психолога/воспитателя: «Кто из вас когда-нибудь мечтал стать королем? Какие преимущества получает тот, кто становится королем? А какие неприятности это

Слайд 16Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора.

В ходе этого упражнения дети могут написать шутливое письмо знакомому, в общении с которым они испытывают трудности, а воспитатель записать Это письмо относится к разряду тех, которые можно писать, но не стоит отправлять.
Инструкция: «Выберите кого-нибудь, на кого вы недавно рассердились, с кем у вас сложные отношения. Продиктуйте этому человеку шутливое письмо, в котором безмерно преувеличьте все свои чувства по отношению к нему. Также вы можете безгранично преумножить и “провинности” этого человека. Старайтесь писать настолько смешно, чтобы вам самому захотелось посмеяться над этой проблемой или этим конфликтом».
По окончании желающим можно прочитать свои письма вслух. Завершите упражнение игрой в «снежки»: участники комкают свои письма и кидаются ими друг в друга пару минут.
Вопросы для обсуждения:
Как вы себя чувствовали, когда писали шутливое письмо?
Что было при этом труднее всего?
Легко ли вам было преувеличить собственные чувства, например злость или обиду?
Можете ли вы иногда смеяться над собой?
Как вы думаете, что бы сказал человек, которому вы писали, если бы прочитал ваше письмо?
Когда полезно смеяться над конфликтом? (Например, когда конфликт возникает по недоразумению.)

Упражнение «Шутливое письмо»

Часто проблему решить легче, если подходить к ней не только оптимистически, но и с чувством юмора. В ходе этого упражнения дети могут написать

Слайд 17Инструкция: Участники делятся на команды. «Каждый человек — уникальная личность. В чем-то он совершенно неподражаем и вне

всякой конкуренции. Но именно из-за того, что не все это видят, человек может быть неудовлетворен тем, как окружающие к нему относятся. Давайте исправим это. Пусть в каждой команде участники расскажут о своих достоинствах, которыми они могут соперничать с другими. Итак, задумайтесь и по очереди, каждый в своей команде, расскажите о личных достоинствах и подтвердите их фактами. На подготовку отводится одна минута… А теперь расскажите о своих достоинствах с подтверждающими их фактами…».
После того как участники закончат свои выступления, подведите итоги и предложите каждой команде выделить «самого-самого» по тем показателям, которые обсуждались. Например, самый-самый высокий, самый-самый веселый, самый-самый находчивый и т. д. Затем попросите учащихся выделить самого-самого в группе.

Упражнение «Самый-самый»

Инструкция: Участники делятся на команды. «Каждый человек — уникальная личность. В чем-то он совершенно неподражаем и вне всякой конкуренции. Но именно из-за того, что

Слайд 18Участники делятся на пары. Каждой паре выдайте карточку с кратким описанием какой-либо конфликтной

ситуации. Задача — подготовить и показать описанную ситуацию. Разговаривать при этом нельзя, можно использовать только мимику, движения и т. п. Задача остальных участников — определить, какой именно конфликт описан на карточке у выступающей пары.
Материал к упражнению. Ситуации
1. Вы ехали с другом на велосипедах, столкнулись и теперь разбираетесь, кто прав, а кто виноват.
2. Ты выбираешь в магазине определенную модель роликовых коньков, а продавец нахваливает тебе другую, говоря, что она позволяет быстро ездить.
3. Ты собираешься вечером погулять, а мама не хочет тебя отпускать, говоря, что это опасно.
4. Вы с другом решили вместе прогуляться, но не можете договориться, куда именно идти: один хочет в парк, а второй на детскую площадку.

Упражнение «Покажи ситуацию»

Участники делятся на пары. Каждой паре выдайте карточку с кратким описанием какой-либо конфликтной ситуации. Задача — подготовить и показать описанную ситуацию.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть