Слайд 1
Проектная деятельность в обучении младших школьников
Подготовила Гордей С.С., учитель
МБОУ СОШ № 1 г. Светлого, Калининградской области
Слайд 2Обновляющейся школе потребовались такие методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную
и инициативную позицию учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки, исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Слайд 3Проектная деятельность обучающихся — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся,
имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности.
проект
Слайд 4 - метод проектов – система взглядов, при которой учащиеся приобретают
знания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий – проектов;
- проектная деятельность сегодня рассматривается как основа обучения и развития активной творческой личности;
- в процессе проектной деятельности дети приобретают социальную практику за пределами школы.
- многие проекты, разрабатываемые учащимися, заинтересовали и родителей, которые тоже включались в работу, а это оказало благотворное влияние на укрепление семьи и школы.
Слайд 5Виды и разновидности проектов
1 классификация по специфике проектов
Практико – ориентированный проект
нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект. Разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п.
Слайд 62 классификация по комплексности (иначе говоря, по предметно – содержательной области)
можно выделить два типа проектов.
Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
2) Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Слайд 73 классификация по характеру контактов между участниками.
- внутриклассные;
- внутришкольные;
- региональные;
-
межрегиональные;
- международные.
Слайд 84 классификация проектов по продолжительности.
а) Мини – проекты могут укладываться в
один урок или менее.
б) Краткосрочные проекты требуют выделения 4 – 6 уроков.
(Уроки используются для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляется во внеклассной деятельности и дома.)
в) Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
(Их выполнение занимает примерно 30 – 40 часов и целиком проходит при участии руководителя.)
г) Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально.
(Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время.)
Слайд 9Основные требования к проекту.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской,
информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Проблема – Проектирование (планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Слайд 14 Презентация проектов.
- Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
-
Деловая игра.
- Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
- Диалог исторических или литературных персонажей.
- Защита на Ученом Совете.
- Игра с залом.
-Иллюстративное сопоставление фактов, документов, событий, эпох, цивилизаций…
- Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
- Научная конференция.
- Отчет исследовательской экспедиции.
- Пресс-конференция.
- Путешествие.
- Реклама.
- Ролевая игра.
- Соревнования.
- Спектакль.
- Спортивная игра.
- Телепередача.
- Экскурсия.
Слайд 15Формирование общеучебных умений и навыков
1.Рефлексивные умения:
- умение осмыслить задачу, для
решения которой недостаточно знаний;
- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?
2.Поисковые (исследовательские) умения:
- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;
- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;
- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);
- умение находить несколько вариантов решения проблемы;
- умение выдвигать гипотезы;
- умение устанавливать причинно-следственные связи.
Слайд 163.Навыки оценочной самостоятельности.
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:
- умение коллективного планирования;
-
умение взаимодействовать с любым партнером;
- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;
- навыки делового партнерского общения;
- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.
Слайд 175.Коммуникативные умения:
- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в
диалог, задавать вопросы и т.д.;
- умение вести дискуссию;
- умение отстаивать свою точку зрения;
- умение находить компромисс;
навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.
6.Презентационные умения и навыки:
- навыки монологической речи;
- умение уверенно держать себя во время выступления;
- артистические умения;
- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;
- умение отвечать на незапланированные вопросы.
Слайд 18Литература
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе//Начальная
школа. 2004. № 2. С.96-101.
Кривцова А. Правило трех «С»//Школьный психолог. 2005. №18.
Кузнецова Л.М. Параллельный мир//Школьный психолог. 2005. №18.С.19-23.
Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987.
Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. Томск: Пеленг, 1993.
Цукерман Г.Л., Поливанова Н.К. Введение в школьную жизнь. Томск: Пеленг, 1992.
Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. М. 2004.
Митрясова Елена Владимировна, учитель начальных классов, МОУ «Гимназия №140» ,г.Омск.