Слайд 1Технология
деятельностного метода
Слайд 2Закон РФ «Об образовании»
ст.14
Слайд 3« Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны
или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением. Извне он может получить только возбуждение»
А. Дистервег
Слайд 4Как организовать процесс обучения, чтобы ребенок в
результате своей деятельности достиг желаемых
целей и результатов?
Слайд 5Приоритет деятельностных целей требует новых подходов к организации процесса обучения
Трудами многих
поколений российских педагогов и психологов создана целостная система организации учебной деятельности
( Л.В. Занков, В.В.Давыдов,
Л.Г. Петерсон, Д.Б. Эльконин и др.)
Слайд 6Сотрудниками Центра системно-деятельностной педагогики «Школа «2000…» разработана технология деятельностного метода, которая
обеспечивает системное включение учащихся в самостоятельное построение нового знания.
осуществлен синтез идей ведущих отечественных педагогов и психологов ( П.Я. Гальперин,
В.В. Давыдов, Л.В. Занков и др.).
обеспечена преемственность с традиционной моделью обучения.
Слайд 7Исторический процесс развития
образования
Слайд 8Принцип творчества
предполагает максимальную ориентацию на творческое начало
в учебно-познавательной деятельности детей , приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Принципы обучения
Слайд 9Принцип деятельности заключается в том, что формирование личности и ребенка и
продвижение его в развитии осуществляются не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.
Принцип непрерывности означает такую организацию обучения, когда результат деятельности на каждом предыдущем этапе обеспечивает начало следующего этапа. Непрерывность процесса обеспечивается инвариантностью технологии, а также преемственностью между всеми ступенями обучения содержания и методики.
Слайд 10Принцип целостного представления о мире означает, что у ребенка должно быть
сформировано обобщенное, целостное представление о мире (природе - обществе - самом себе), о роли и месте каждой науки в системе наук.
Принцип минимакса заключается в том, что ОО предлагает каждому ребенку содержание образования на максимальном (творческом) уровне и обеспечивает его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
Слайд 11Принцип психологической комфортности предполагает снятие стрессообразующих факторов образовательного процесса, создание в
ОУ доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества.
Принцип вариативности предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения проблемы, формирование способности к систематическому перебору вариантов и выбору оптимального варианта.
Слайд 12Как обучать?
В основе разработки деятельностного метода
Азбука теории
деятельности
(О.С. Анисимов, Г.П. Щедровицкий).
Базовые понятия самоопределения и самореализации получили понятийное описание.
Слайд 13 Выделяют
три вида деятельности,
отличающихся отношением к
норме
самоопределение
нормотворчество
нормореализация
Слайд 14Самоопределение
предполагает соотнесение предложенной нормы деятельности с актуальным уровнем способностей
и системой ценностей. Самоопределение бывает как положительным, так и отрицательным.
при положительном самоопределении фиксируется наличие способностей к реализации данной нормы деятельности и потребности к включению в эту деятельность
Слайд 15(исполнительская деятельность) предполагает воспроизведение известной нормы деятельности, ее итогом является преобразованный
Слайд 16Нормотворчество
(управленческая деятельность) предполагает построение новой нормы деятельности.
Слайд 17 В качестве метода, обеспечивающего
реализацию цели самоопределения и самореализации выбран развернутый цикл рефлексии.
Структура учебно-познавательной деятельности включает в себя все виды деятельности (самоопределение, нормореализацию, нормотворчество) и рефлексию детьми собственной деятельности, а значит обеспечивает системный тренинг деятельностных способностей.
Слайд 181
2
3
4
6
5
7
8
9
Схема « Рефлексия»
1.Действие
2. Затруднение
3.Выход из действия
4.Реконструкция
произошедшего
5. Выявление причин
6.Проект
коррекции
7.Возврат в действие
8.Коррекция действия
3
7
8
Слайд 19 Технология
деятельностного метода включает
в себя следующую
последовательность
шагов:
Слайд 20
Самоопределение
к деятельности
2. Актуализация, фиксация затруднений
3. Выявление причин, постановка цели
4. Постановка
проекта выхода
5. Закрепление во внешней речи
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
7. Включение в систему знаний и повторение
8. Рефлексия
Технология деятельностного метода
1
2
3
4
5
6
7
8
Слайд 21Самоопределение к деятельности (организационный момент)
На данном этапе организуется положительное
самоопределение ребенка к деятельности, а именно:
1) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
2) выделяется содержательная область («могу»).
Слайд 22Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности
Данный этап предполагает,
во-первых, подготовку мышления детей к проектировочной деятельности:
актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировку соответствующих умений. В завершение этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности детей, которое фиксируется ими самими.
Слайд 23Постановка учебной задачи
1. Дети соотносят свои действия
с используемым способом действий
выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения.
2. Воспитатель организует коммуникативную деятельность детей по исследованию возникшей проблемной ситуации в форме эвристической беседы.
3. Постановка цели (что будем делать)
Слайд 24Построение проекта выхода
из затруднения
«открытие» детьми нового знания
1.
Выбор детьми метода разрешения проблемной ситуации, и на основе выбранного метода выдвижение и проверка ими гипотез.
2. Педагог организует коллективную деятельность детей в форме мозгового штурма (подводящий диалог, побуждающий диалог и т.д.).
3. После построения и обоснования нового способа действий новый способ действий фиксируется в речи и знаково - в соответствии с формулировками и обозначениями, принятыми в культуре.
Слайд 25Первичное закрепление во внешней речи
Дети в форме коммуникативного
взаимодействия решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием установленного алгоритма во внешней речи.
Слайд 26Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
индивидуальная
форма работы: дети самостоятельно выполняют задания на применение нового способа действий, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с образцом, сами оценивают ее.
Эмоциональная направленность этапа состоит в организации ситуации успеха, способствующей включению детей в дальнейшую познавательную деятельность.
Слайд 27Включение в систему знаний и повторение
На данном этапе новое
знание включается в систему знаний. При необходимости выполняются задания на тренировку ранее изученных алгоритмов и подготовку введения нового знания на последующих занятиях
Слайд 28Рефлексия деятельности
(итог занятия)
Организуется самооценка детьми деятельности.
В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности и намечаются цели последующей деятельности.
Слайд 29
Самоопределение
к деятельности
2. Актуализация, фиксация затруднений
3. Выявление причин, постановка цели
4. Постановка
проекта выхода
5. Закрепление во внешней речи
6. Самостоятельная работа с самопроверкой
7. Включение в систему знаний и повторение
8. Рефлексия
Технология деятельностного метода
1
2
3
4
5
6
7
8
Слайд 30 Деятельностный метод обучения включает в себя все виды деятельности
(самоопределение, нормореализацию, нормотворчество) и рефлексию учащимися собственной деятельности, а значит обеспечивает системный тренинг деятельностных способностей во всей полноте.
Вывод:
Слайд 31Научиться играть на флейте можно только играя самому.
Сократ.
Слайд 321.Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: ИНТОР, 1966
2. Давыдов В.В. О
понятии развивающего обучения. Томск: пеленг, 1995
3. Кубышева М.А. Реализация технологии деятельностного метода на уроках разной целевой направленности. – М., 2005
4. Петерсон Л.Г. Теория и практика построения непрерывного образования. М., УМЦ « Школа 2000….», 2001
5. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. –М., 2004
Литература