Слайд 1Искусство в религиозной культуре иудаизма
Слайд 2Центр иудейской религиозной жизни-синагога.
Слайд 4Главная святыня любой синагоги-это свиток Священного Писания, Торы. Поэтому в иудаизме
особое развитие получили те виды художественного творчества, которые связаны с украшением синагоги священных предметов.
Слайд 5На стержни, которые держат в синагогах свиток, надевается корона Торы –
в знак того, что именно Писание – владыка народа.
Слайд 6Вместе с короной или вместо неё на стрежни иногда надеваются роскошные
навершия, напоминающие о плодах райского дерева. Свиток одевается в специальные расшитые одежды, которые опоясываются поясом.
Слайд 7В качестве закладки, помогающей сразу найти необходимое для чтения место, служит
щиток из драгоценных металлов. При чтении нельзя водить рукой по тексту, поэтому используют специальные указки.
Слайд 8Синагогу украшают разнообразные светильники, здесь стоит семисвечник, напоминающий о семисвечнике разрушенного
Иерусалимского храма.
Слайд 9Не только в синагоге, но и дома ритуальные предметы используются во
время встречи важнейших праздников иудеев: Шабат, Рош Ходеш, Рош а-Шана и другие.
Слайд 10В каждом доме есть особая лампа с восемью фитилями, которая зажигается
во время праздника Хануки.
Слайд 11Серебряная коробочка – ларец для хранения лимончика-этрога в период праздника Суккот.
Слайд 12
Взаимоотношения иудаизма с изобразительным искусством складывались под влиянием Второй заповеди Торы:
"Не делай себе никакого изображения, ни того, что на небе вверху, ни того, что на земле внизу, ни того, что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им..." (Исход, 20:4-5).
Иудаизм запрещает создание образов, предназначенных для поклонения, отделяя их от изображений, созданных для декоративного украшения ритуальных предметов и интерьеров синагог.
Нет в Торе более восторженного описания человека, чем описание Бецалеля Бен-Ури - художника, украсившего переносной Храм в пустыне. Всевышний преисполнил его Божественного духа мудростью, знанием и разумом во всех ремеслах, замыслах... (Исход, 31:3). Ни один царь, ни один пророк не удостоился такой характеристики. Его помощники также заслужили высокие слова: "В сердце всякого мудрого сердцем Я вложил мудрость (Исход, 31:6). Эти художники вызолотили стены Переносного Храма, создали золоченую утварь и золотые украшения."
Слайд 13Художники из других народов также занимались такого рода искусством. Великолепно украшенные
храмы были в Египте, где евреи провели несколько веков, и в Греции, искусства которой израильтяне в тот период еще не знали. Но было одно принципиальное отличие: еврейские художники не пытались изобразить Бога Израиля. Не пытались создать предмет, на который верующие могли бы направить свои религиозные чувства.
Есть в еврейской истории один потрясающий пример взаимоотношения изображения и религии. В пустыне Моше получил заповедь сделать медного змея, водрузить его на древко и нести впереди колен Израиля. Этот змей имел чисто утилитарное назначение - он должен был каким-то неведомым нам образом спасать израильтян от укусов гадюк в пустыне. Когда поход кончился, это замечательное изображение, конечно же, сохранили. Держали его в Храме. Спустя несколько веков иудейский царь Хизкия обнаружил, что народ ходит поклоняться этому змею, и приказал его уничтожить. Уничтожению подлежала вещь, сделанная самым великим человеком в еврейской истории, сделанная не самочинно, а по прямому повелению свыше. И все же тот факт, что народ начал этой вещи поклоняться, оказался достаточным, чтобы от нее избавиться.
Слайд 15Искусство в религиозной культуре буддизма
Слайд 16В буддизме важнейшую роль играют изображение Будды.
Слайд 17Будда в образе учителя, Будда Торжествующий, Будда «спящий».
Слайд 18В разных направлениях буддизма существуют разнообразные изображения спокойных и грозных божеств
– покровителей буддизма.
Слайд 19Во время одного из обрядов монахи-буддисты в Тибете тщательно изображают мандалу
( в переводе «круг») – символический вид буддийской Вселенной.
Слайд 21Её делают из окрашенного песка, а в конце ритуала разрушают изготовленное
изображение. Это символизирует отрешённость монахов от всего земного и от сотворённой ими самими красоты.
Слайд 22В искусство буддизм привнес совершенно определенные идеи: не совершение зла и
насилия, которые в искусстве приобрели конкретно – образный характер. С древнейших времен существовал традиционный скульптурный образ тысячерукого Будды: Будда сидит на цветке лотоса, вокруг его головы и плеч вплетается тысяча глаз. Социальный смысл этого религиозного образа таков: Будда имеет тысячу глаз для того, чтобы видеть несправедливость, совершаемую на Земле.
«Верю, не верю»
Центр религиозной жизни иудеев – синагога.
На стержни, которые держат в синагогах свиток, надевается шапка Торы.
При чтении Торы можно водить рукой по тексту.
Коробочка для хранения лимончика –этрога в период праздника Суккот золотая.
В буддизме важнейшую роль играют изображения Будды.
Во время одного из обрядов монахи-буддисты изображают мандалу. Её делают в форме треугольника.