Презентация, доклад по методике русского языка Методика фонетического анализа

Содержание

Фонетический разбор (фонетический анализ, звуковой анализ) — разновидность языкового анализа, фонетическое упражнение, используемое не только в период обучения грамоте, но и в процессе изучения всего курса русского языка. Фонетический разбор заключается в делении слова на слоги, определении

Слайд 1Методика проведения фонетического анализа




МБОУ «Гимназия №8»
Г. Можга
Учителя начальных классов
Бердникова С.В.
Исаева

Н.Е.
Методика проведения фонетического анализаМБОУ «Гимназия №8»Г. МожгаУчителя начальных классов Бердникова С.В.Исаева Н.Е.

Слайд 2Фонетический разбор
 (фонетический анализ, звуковой анализ) — разновидность языкового анализа, фонетическое упражнение,

используемое не только в период обучения грамоте, но и в процессе изучения всего курса русского языка.
Фонетический разбор заключается
в делении слова на слоги,
определении места ударения,
установлении звукового состава слова
и характеристики каждого звука без учета графического, морфемного и орфографического состава слова.
Фонетический разбор (фонетический анализ, звуковой анализ) — разновидность языкового анализа, фонетическое упражнение, используемое не только в период обучения

Слайд 3О значимости умения выполнять фонетический анализ писали многие ученые-методисты.
Так, А. Н.

Гвоздев отмечал, что "хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно маленькому школьнику без помощи учителя.
О значимости умения выполнять фонетический анализ писали многие ученые-методисты.Так, А. Н. Гвоздев отмечал, что

Слайд 4В методической практике различают
фонетический (звуковой)
фонетико - графический (звуко-буквенный) разборы.

Последний включает звуковой разбор в качестве первого этапа, поэтому очевидно, что без умения выполнять фонетический анализ школьники не могут перейти к освоению фонетико- графического.
В методической практике различают фонетический (звуковой) фонетико - графический (звуко-буквенный) разборы. Последний включает звуковой разбор в качестве

Слайд 5Ошибки, приводящие к искажению слова:
1) замена и перестановки букв (зайцик, мартёшка);
2) пропуски

букв на месте гласных звуков, в том числе и ударных (корбль, рабта);
3) пропуски букв на месте согласных звуков или их стечения (учасок, десво);
Ошибки, приводящие к искажению слова:1) замена и перестановки букв (зайцик, мартёшка);2) пропуски букв на месте гласных звуков, в

Слайд 6Примеры ошибок
4) слияние слов на письме (Посадилдедрепку);
5) раздельное написание частей одного слова

(с тол, на рисовал)]
6) пропуски, наращения или перестановки слогов в словах (ракандаш);
7) недописывание (сокращение) слова (мышк, квариум).
Примеры ошибок4) слияние слов на письме (Посадилдедрепку);5) раздельное написание частей одного слова (с тол, на рисовал)]6) пропуски, наращения или

Слайд 7Цель: формирование у первоклассников умения слышать звучащее слово, т.е. безошибочно устанавливать последовательность

звуков в нем и давать характеристику каждому звуку. 
Содержание: фонетического разбора выступает совокупность звуков слова
Предмет: слово как совокупность звуков; вычленению подвергаются как вся их последовательность, так и отдельные звуки Результат: звуковая схема-модель слова (в период обучения грамоте) или транскрипция слова (на более поздних этапах обучения русскому языку).
Цель: формирование у первоклассников умения слышать звучащее слово, т.е. безошибочно устанавливать последовательность звуков в нем и давать характеристику

Слайд 8Наиболее распространенные лингвометодические ошибки, допускаемые учителями в формулировках заданий или вопросов:

Произнесите звук [с]. Какой он? (Твердый.) А теперь произнесите его мягко.
— В слове кит замените звук [и] на звук [о]. Какое слово получилось?
Эти высказывания учителей неверны: первый пример демонстрирует искаженное представление учителя о фонетической системе русского языка: согласные, парные по твердости (мягкости), — это разные звуки. При замене в слове кит только гласного звука нового слова не получится; необходимо еще заменить первый мягкий согласный звук на твердый.

Наиболее распространенные лингвометодические ошибки, допускаемые учителями в формулировках заданий или вопросов:— Произнесите звук [с]. Какой он? (Твердый.)

Слайд 9Нередко в словах выделяют не звук, а букву:
в слове нож выделяют последний

звук [ж],
в слове гроза — первый гласный звук [о]
в слове маяк выделяют гласный звук [я], что, конечно, недопустимо
подменять понятия "звук" и "буква".
Нередко в словах выделяют не звук, а букву: в слове нож выделяют последний звук [ж], в слове гроза — первый гласный

Слайд 10В практике начального обучения получил распространение план (алгоритм) выполнения фонетического анализа,

предложенный Д. Б. Элькониным

1) определение порядка слогов и звуков в слове;
2) установление различительной роли звука;
3) выделение качественных основных характеристик звука»

В практике начального  обучения получил распространение план (алгоритм) выполнения фонетического анализа, предложенный Д. Б. Элькониным 1)

Слайд 11Слово для фонетического анализа должно быть предъявлено звучащим.
Для этого удобно

использовать предметные картинки, загадки разного вида, строчки из известных детям стихотворений и т.п.
При этом важно, чтобы слово было произнесено в соответствии с правилами орфоэпии (а не орфографии!). Произнося слово, предназначенное для разбора, ученик осознает предмет фонетического анализа. ("Другого способа предъявления звуковой структуры слова, кроме как произношение, — нет", — отмечают ученые.)
Слово для фонетического анализа должно быть предъявлено звучащим. Для этого удобно использовать предметные картинки, загадки разного вида,

Слайд 13Дождик, дождик, кап да кап!
Ты не капал бы на пап,
Ты не

капал бы на мам-
Приходил бы в гости к нам.
Папам сыро, мамам – грязно!
Нам с тобою – распрекрасно!
Дождик, дождик, кап да кап!Ты не капал бы на пап,Ты не капал бы на мам- Приходил бы

Слайд 15Ударный Мастер

Ударный Мастер

Слайд 19Тим и Том
Я мягкий, нежный, милый Тим.

Я строгий рослый Том.
В зеленом я люблю ходить.
Я – только в голубом.
Мы о согласных день...
И ночь...
Заботимся вдвоем.
За мягких отвечаю я,
За твердых – братец Том.
Тим и Том Я мягкий, нежный, милый Тим.

Слайд 20Город Букв
Букварем букварь назвали,
Потому что учит он
Записать звук-невидимку
Буквой – видимым

значком.
Город Букв Букварем букварь назвали,Потому что учит онЗаписать звук-невидимкуБуквой – видимым значком.

Слайд 21Раздели слово на слоги (произнеси слово по слогам).
Составь слоговую схему.


Покажи в ней ударный слог.
Протяни (выдели голосом) первый звук из целого слова, назови его (произнеси отдельно), охарактеризуй и обозначь условным значком.

Раздели слово на слоги (произнеси слово по слогам). Составь слоговую схему. Покажи в ней ударный слог.Протяни (выдели

Слайд 22Литература
Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии // Избранные работы по орфографии и

фонетике. М„ 2007. С. 27.
 Эльконин Д. Б. Как научить детей читать. С. 330.

Литература Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии // Избранные работы по орфографии и фонетике. М„ 2007. С. 27. Эльконин

Слайд 23Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть