Слайд 1Методика проведения фонетического анализа
МБОУ «Гимназия №8»
Г. Можга
Учителя начальных классов
Бердникова С.В.
Исаева
Н.Е.
Слайд 2Фонетический разбор
(фонетический анализ, звуковой анализ) — разновидность языкового анализа, фонетическое упражнение,
используемое не только в период обучения грамоте, но и в процессе изучения всего курса русского языка.
Фонетический разбор заключается
в делении слова на слоги,
определении места ударения,
установлении звукового состава слова
и характеристики каждого звука без учета графического, морфемного и орфографического состава слова.
Слайд 3О значимости умения выполнять фонетический анализ писали многие ученые-методисты.
Так, А. Н.
Гвоздев отмечал, что "хотя ребенок замечает разницу в отдельных звуках, но разложение слов на звуки им самостоятельно не производится». И действительно, самостоятельно выделить последний звук в слове, несколько гласных звуков одновременно, установить позицию заданного звука или количество слогов вряд ли доступно маленькому школьнику без помощи учителя.
Слайд 4В методической практике различают
фонетический (звуковой)
фонетико - графический (звуко-буквенный) разборы.
Последний включает звуковой разбор в качестве первого этапа, поэтому очевидно, что без умения выполнять фонетический анализ школьники не могут перейти к освоению фонетико- графического.
Слайд 5Ошибки, приводящие к искажению слова:
1) замена и перестановки букв (зайцик, мартёшка);
2) пропуски
букв на месте гласных звуков, в том числе и ударных (корбль, рабта);
3) пропуски букв на месте согласных звуков или их стечения (учасок, десво);
Слайд 6Примеры ошибок
4) слияние слов на письме (Посадилдедрепку);
5) раздельное написание частей одного слова
(с тол, на рисовал)]
6) пропуски, наращения или перестановки слогов в словах (ракандаш);
7) недописывание (сокращение) слова (мышк, квариум).
Слайд 7Цель: формирование у первоклассников умения слышать звучащее слово, т.е. безошибочно устанавливать последовательность
звуков в нем и давать характеристику каждому звуку.
Содержание: фонетического разбора выступает совокупность звуков слова
Предмет: слово как совокупность звуков; вычленению подвергаются как вся их последовательность, так и отдельные звуки Результат: звуковая схема-модель слова (в период обучения грамоте) или транскрипция слова (на более поздних этапах обучения русскому языку).
Слайд 8Наиболее распространенные лингвометодические ошибки, допускаемые учителями в формулировках заданий или вопросов:
—
Произнесите звук [с]. Какой он? (Твердый.) А теперь произнесите его мягко.
— В слове кит замените звук [и] на звук [о]. Какое слово получилось?
Эти высказывания учителей неверны: первый пример демонстрирует искаженное представление учителя о фонетической системе русского языка: согласные, парные по твердости (мягкости), — это разные звуки. При замене в слове кит только гласного звука нового слова не получится; необходимо еще заменить первый мягкий согласный звук на твердый.
Слайд 9Нередко в словах выделяют не звук, а букву:
в слове нож выделяют последний
звук [ж],
в слове гроза — первый гласный звук [о]
в слове маяк выделяют гласный звук [я], что, конечно, недопустимо
подменять понятия "звук" и "буква".
Слайд 10В практике начального
обучения получил распространение план (алгоритм) выполнения фонетического анализа,
предложенный Д. Б. Элькониным
1) определение порядка слогов и звуков в слове;
2) установление различительной роли звука;
3) выделение качественных основных характеристик звука»
Слайд 11Слово для фонетического анализа должно быть предъявлено звучащим.
Для этого удобно
использовать предметные картинки, загадки разного вида, строчки из известных детям стихотворений и т.п.
При этом важно, чтобы слово было произнесено в соответствии с правилами орфоэпии (а не орфографии!). Произнося слово, предназначенное для разбора, ученик осознает предмет фонетического анализа. ("Другого способа предъявления звуковой структуры слова, кроме как произношение, — нет", — отмечают ученые.)
Слайд 13Дождик, дождик, кап да кап!
Ты не капал бы на пап,
Ты не
капал бы на мам-
Приходил бы в гости к нам.
Папам сыро, мамам – грязно!
Нам с тобою – распрекрасно!
Слайд 19Тим и Том
Я мягкий, нежный, милый Тим.
Я строгий рослый Том.
В зеленом я люблю ходить.
Я – только в голубом.
Мы о согласных день...
И ночь...
Заботимся вдвоем.
За мягких отвечаю я,
За твердых – братец Том.
Слайд 20Город Букв
Букварем букварь назвали,
Потому что учит он
Записать звук-невидимку
Буквой – видимым
значком.
Слайд 21Раздели слово на слоги (произнеси слово по слогам).
Составь слоговую схему.
Покажи в ней ударный слог.
Протяни (выдели голосом) первый звук из целого слова, назови его (произнеси отдельно), охарактеризуй и обозначь условным значком.
Слайд 22Литература
Гвоздев А. Н. Основы русской орфографии // Избранные работы по орфографии и
фонетике. М„ 2007. С. 27.
Эльконин Д. Б. Как научить детей читать. С. 330.