Слайд 1Методика обучения младших школьников решению текстовых задач
Слайд 2Круг обсуждаемых вопросов:
1. Определение понятия «текстовая задача».
2. Функции текстовых задач в
курсе математики начальной школы.
3. Структурные элементы задачи.
4. Виды текстовых задач.
5. Методические приемы, организующие семантический анализ текта.
Слайд 3Текстовая задача -
это описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с
требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами или определить вид этого отношения.
Слайд 4Функции текстовых задач
С точки зрения решения дидактических задач можно
выделить следующие:
обучающие (задача выступает в качестве средства формирования новых математических знаний);
развивающие (решение математических задач требует применения многочисленных мыслительных умений: анализировать, выявлять скрытые свойства заданной ситуации; конструировать простейшие математические модели, синтезировать, отбирая полезную для решения задачи информацию, и т.д.;
воспитывающие (реализуется через содержание задач и через организацию работы учащихся с ними (индивидуальная, групповая и фронтальная формы работ).
Слайд 5С точки зрения практико-ориентированной
Л.М. Фридман выделяет
расчетную;
прогностическую;
исследовательскую функции текстовых задач.
Слайд 6Расчетная функция
с помощью решения задачи производятся какие-то
расчеты, например:
а) при покупке и продаже товаров: сколько нужно заплатить за купленные товары или сколько сдачи нужно получить при оплате купленного товара, когда дана какая-то крупная денежная купюра и т.д.;
б) при процентных расчетах в сбербанке: сколько процентных денег следует получить за вклад на определенный срок и т.д.;
в) при различных измерениях: определение площади помещения, земельного участка, поля по их измерениям, определение объема простейших тел по их измерениям и т.д.
Слайд 7Прогностическая функция
с помощью решения задачи прогнозируются результаты каких-либо
действий, операций, например:
а) сколько времени придется затратить для совершения какой-то поездки, путешествия или с какой скоростью нужно передвигаться, чтобы совершить какой-то путь за определенный промежуток времени и т.д.;
б) сколько необходимо материала и времени для построения какого-то здания или предприятия, сколько продукции сможет изготовить это предприятие и т.д.;
в) какой урожай можно получить с определенного поля, если будет достигнута та или иная урожайность и т.д.
Слайд 8Исследовательская функция
с помощью решения задачи устанавливается, как лучше,
выгоднее выполнить ту или иную операцию, можно ли выполнить то или иное действие за определенное время, какой способ выполнения некоторого действия оптимален и т.д.
Слайд 9Структурные элементы задачи
Условие - это часть текста, в которой задана
сюжетная ситуация, численные компоненты этой ситуации и связи между ними. В стандартной формулировке условие выражается одним или несколькими повествовательными предложениями.
Требование - это часть текста, которая содержит указание на то, что необходимо найти.
Данные - это, как правило, численные (числовые) компоненты текста задачи. Они характеризуют количественные отношения предлагаемой в задаче ситуации: значения величин, численные характеристики множеств и отношений между ними.
Искомое. Нахождение искомого в численном выражении обычно является конечной целью процесса решения арифметической задачи.
Слайд 10Виды текстовых задач
В зависимости от выбранного основания задачи можно
классифицировать по:
числу выполняемых действий для нахождения ответа задачи;
соответствию числа данных и искомых;
фабуле задачи и др.
Слайд 11
С точки зрения М.И. Моро, процесс обучения решению простых задач является
одновременно процессом формирования математических понятий. В зависимости от понятий, которые рассматриваются в курсе математики начальных классов, простые задачи делятся на 3 группы.
Слайд 121. Простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл арифметических
действий:
нахождение суммы;
нахождение остатка;
нахождение суммы одинаковых слагаемых;
деление на равные части и деление по содержанию.
Слайд 132. Простые задачи, при решении которых дети устанавливают связь между компонентами
и результатами арифметических действий
1) Нахождение неизвестного слагаемого
Саша и Ваня поймали 10 карасей. Ваня поймал 4 карася. Сколько карасей поймал Саша?
2) Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности
Когда с полки сняли 8 книг, на ней осталось еще 10 книг. Сколько книг было на полке?
3) Нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности
В гараже стояли 15 машин. Когда несколько из них выехало, в гараже осталось 6 машин. Сколько машин выехало из гаража?
Слайд 144) Нахождение неизвестного множителя по известным произведению и другому множителю.
Неизвестное число умножили на 8 и получили 32. Найти неизвестное число.
9 умножили на неизвестное число и получили 27. Найти неизвестное число.
5) Нахождение делимого по известным делителю и частному.
Неизвестное число разделили на 9 и получили 4. Найти неизвестное число.
6) Нахождение делителя по известным делимому и частному.
24 разделили на неизвестное число и получили 6. Найти
неизвестное число.
Слайд 153. Простые задачи, при решении которых раскрываются понятия разности
1. на
сколько единиц больше;
2. на сколько единиц меньше;
3. увеличение числа на несколько единиц (прямая форма);
4. увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма);
5. уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма);
6. уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).
и кратного отношения
1.во сколько раз больше;
2. во сколько раз меньше;
3. увеличение числа в несколько раз (прямая форма);
4. увеличение числа в несколько раз (косвенная форма);
5. уменьшение числа в несколько раз (прямая форма);
6. уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).
Слайд 16В зависимости от соответствия между числовыми данными и искомыми выделяют
задачи
определенные (задачи, в которых условий столько, сколько необходимо и достаточно для получения ответа);
задачи с альтернативным условием (задачи, в ходе решения которых необходимо рассматривать несколько возможных вариантов условия, а ответ находится после того, как все эти возможности будут исследованы );
задачи с недостающими данными;
задачи с избыточными данными.
Слайд 17Положив в основание классификации фабулу задачи, чаще всего выделяют следующие группы
задач
«на движение»;
« на время»;
«на куплю продажу» и т.п.
Слайд 18Методические приемы, организующие семантический анализ текста
Слайд 19Семантический анализ текста -
процесс чтения задачи с последующим выделением основных понятий,
связанных с выделением условия, вопроса (требования), известных данных, неизвестных искомых данных задачи.
Слайд 201. Распознавание на слух текстов с «ловушками» и текстовых задач
Учитель: Послушайте
меня и подумайте, будет ли являться то, что я прочитаю, задачей?
Под крышей четыре ножки, а на крыше — суп да ложки. Что это?
Ученик: Это не задача, а загадка.
Учитель: Чем отличается задача от загадки?
Ученик: В загадке надо догадаться, а в задаче — выполнить действие.)
Слайд 21Мама купила Кате апельсины, а папа купил бананы. Катя сказала им:
«Спасибо».
Мама купила Кате 3 апельсина, а папа купил 2 банана. Катя сказала им: «Спасибо».
Мама купила Кате 3 апельсина, а папа купил 2 банана. Сколько всего фруктов купили Кате родители?
Мама купила Кате 3 апельсина, а папа купил 2 банана. Сколько апельсинов купили Кате родители?
Слайд 222. Постановка вопроса к данному условию
поставьте вопрос к данному условию
и решите ее;
выберите из данных вопросов те, которые можно поставить к определенному условию;
поставь к данному условию вопросы так, чтобы задача решалась с помощью выражений…
Слайд 233. Подбор условия к данному вопросу
Задание: Подбери условия к
данному вопросу и реши задачу. Текст: «Сколько всего детей занимается в студии?»
В студии 30 детей, из них 16 мальчиков.
В студии мальчики и девочки. Мальчиков на 7 меньше, чем девочек.
В студии 8 мальчиков и 20 девочек.
В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 больше.
В студии занимаются 8 мальчиков, а девочек на 2 меньше.
Слайд 244. Прием объяснения выражений, составленных по данному условию
Условие: на горке катались
8 мальчиков и 5 девочек. 4 девочки ушли домой.
Задание: объясни, что узнаешь, выполнив действия: 8 + 5; 8 - 5; 5 - 4.
Слайд 255. Прием использования задач с недостающими или избыточными данными
6. Прием использования
текстов задач с парадоксальными данными:
На двух скамейках сидели 6 девочек. На одной из
них 9. Сколько девочек сидело на второй скамейке?