Презентация, доклад ПО МЕТОДИКЕ МАТЕМАТИКИ мЕТОДИКА РЕШЕНИЯ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ

Содержание

Круг обсуждаемых вопросов:1. Определение понятия «текстовая задача».2. Функции текстовых задач в курсе математики начальной школы.3. Структурные элементы задачи.4. Виды текстовых задач.5. Методические приемы, организующие семантический анализ текта.

Слайд 1Методика обучения младших школьников решению текстовых задач

Методика обучения младших школьников решению текстовых задач

Слайд 2Круг обсуждаемых вопросов:
1. Определение понятия «текстовая задача».
2. Функции текстовых задач в

курсе математики начальной школы.
3. Структурные элементы задачи.
4. Виды текстовых задач.
5. Методические приемы, организующие семантический анализ текта.
Круг обсуждаемых вопросов:1. Определение понятия «текстовая задача».2. Функции текстовых задач в курсе математики начальной школы.3. Структурные элементы

Слайд 3Текстовая задача -
это описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с

требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между ее компонентами или определить вид этого отношения.
Текстовая задача -это описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента

Слайд 4Функции текстовых задач
С точки зрения решения дидактических задач можно

выделить следующие:
обучающие (задача выступает в качестве средства формирования новых математических знаний);
развивающие (решение математических задач требует применения многочисленных мыслительных умений: анализировать, выявлять скрытые свойства заданной ситуации; конструировать простейшие математические модели, синтезировать, отбирая полезную для решения задачи информацию, и т.д.;
воспитывающие (реализуется через содержание задач и через организацию работы учащихся с ними (индивидуальная, групповая и фронтальная формы работ).

Функции текстовых задач  С точки зрения решения дидактических задач можно выделить следующие:обучающие (задача выступает в качестве

Слайд 5С точки зрения практико-ориентированной Л.М. Фридман выделяет
расчетную;
прогностическую;
исследовательскую функции текстовых задач.

С точки зрения практико-ориентированной  Л.М. Фридман выделяет расчетную;прогностическую;исследовательскую функции текстовых задач.

Слайд 6Расчетная функция
с помощью решения задачи производятся какие-то

расчеты, например:
а) при покупке и продаже товаров: сколько нужно заплатить за купленные товары или сколько сдачи нужно получить при оплате купленного товара, когда дана какая-то крупная денежная купюра и т.д.;
б) при процентных расчетах в сбербанке: сколько процентных денег следует получить за вклад на определенный срок и т.д.;
в) при различных измерениях: определение площади помещения, земельного участка, поля по их измерениям, определение объема простейших тел по их измерениям и т.д.
Расчетная функция   с помощью решения задачи производятся какие-то расчеты, например:а) при покупке и продаже товаров:

Слайд 7Прогностическая функция
с помощью решения задачи прогнозируются результаты каких-либо

действий, операций, например:
а) сколько времени придется затратить для совершения какой-то поездки, путешествия или с какой скоростью нужно передвигаться, чтобы совершить какой-то путь за определенный промежуток времени и т.д.;
б) сколько необходимо материала и времени для построения какого-то здания или предприятия, сколько продукции сможет изготовить это предприятие и т.д.;
в) какой урожай можно получить с определенного поля, если будет достигнута та или иная урожайность и т.д.
Прогностическая функция   с помощью решения задачи прогнозируются результаты каких-либо действий, операций, например: а) сколько времени

Слайд 8Исследовательская функция
с помощью решения задачи устанавливается, как лучше,

выгоднее выполнить ту или иную операцию, можно ли выполнить то или иное действие за определенное время, какой способ выполнения некоторого действия оптимален и т.д.
Исследовательская функция  с помощью решения задачи устанавливается, как лучше, выгоднее выполнить ту или иную операцию, можно

Слайд 9Структурные элементы задачи
Условие - это часть текста, в которой задана

сюжетная ситуация, численные компоненты этой ситуации и связи между ними. В стандартной формулировке условие выражается одним или несколькими повествовательными предложениями.
Требование - это часть текста, которая содержит указание на то, что необходимо найти.

Данные - это, как правило, численные (числовые) компоненты текста задачи. Они характеризуют количественные отношения предлагаемой в задаче ситуации: значения величин, численные характеристики множеств и отношений между ними.
Искомое. Нахождение искомого в численном выражении обычно является конечной целью процесса решения арифметической задачи.
Структурные элементы задачи Условие - это часть текста, в которой задана сюжетная ситуация, численные компоненты этой ситуации

Слайд 10Виды текстовых задач
В зависимости от выбранного основания задачи можно

классифицировать по:
числу выполняемых действий для нахождения ответа задачи;
соответствию числа данных и искомых;
фабуле задачи и др.


Виды текстовых задач  В зависимости от выбранного основания задачи можно классифицировать по:числу выполняемых действий для нахождения

Слайд 11

С точки зрения М.И. Моро, процесс обучения решению простых задач является

одновременно процессом формирования математических понятий. В зависимости от понятий, которые рассматриваются в курсе математики начальных классов, простые задачи делятся на 3 группы.

С точки зрения М.И. Моро, процесс обучения решению простых задач является одновременно процессом формирования математических понятий. В

Слайд 121. Простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл арифметических

действий:
нахождение суммы;
нахождение остатка;
нахождение суммы одинаковых слагаемых;
деление на равные части и деление по содержанию.
1. Простые задачи, при решении которых дети усваивают конкретный смысл арифметических действий:нахождение суммы;нахождение остатка;нахождение суммы одинаковых слагаемых;деление

Слайд 132. Простые задачи, при решении которых дети устанавливают связь между компонентами

и результатами арифметических действий

1) Нахождение неизвестного слагаемого
Саша и Ваня поймали 10 карасей. Ваня поймал 4 карася. Сколько карасей поймал Саша?
2) Нахождение уменьшаемого по известным вычитаемому и разности
Когда с полки сняли 8 книг, на ней осталось еще 10 книг. Сколько книг было на полке?
3) Нахождение вычитаемого по известным уменьшаемому и разности
В гараже стояли 15 машин. Когда несколько из них выехало, в гараже осталось 6 машин. Сколько машин выехало из гаража?

2. Простые задачи, при решении которых дети устанавливают связь между компонентами и результатами арифметических действий1) Нахождение неизвестного

Слайд 144) Нахождение неизвестного множителя по известным произведению и другому множителю.

Неизвестное число умножили на 8 и получили 32. Найти неизвестное число.
9 умножили на неизвестное число и получили 27. Найти неизвестное число.
5) Нахождение делимого по известным делителю и частному.
Неизвестное число разделили на 9 и получили 4. Найти неизвестное число.
6) Нахождение делителя по известным делимому и частному.
24 разделили на неизвестное число и получили 6. Найти неизвестное число.

4) Нахождение неизвестного множителя по известным произведению и другому множителю.  Неизвестное число умножили на 8 и

Слайд 153. Простые задачи, при решении которых раскрываются понятия разности
1. на

сколько единиц больше;
2. на сколько единиц меньше;
3. увеличение числа на несколько единиц (прямая форма);
4. увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма);
5. уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма);
6. уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).
и кратного отношения
1.во сколько раз больше;
2. во сколько раз меньше;
3. увеличение числа в несколько раз (прямая форма);
4. увеличение числа в несколько раз (косвенная форма);
5. уменьшение числа в несколько раз (прямая форма);
6. уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).

3. Простые задачи, при решении которых раскрываются понятия разности 1. на сколько единиц больше;2. на сколько единиц

Слайд 16В зависимости от соответствия между числовыми данными и искомыми выделяют
задачи

определенные (задачи, в которых условий столько, сколько необходимо и достаточно для получения ответа);
задачи с альтернативным условием (задачи, в ходе решения которых необходимо рассматривать несколько возможных вариантов условия, а ответ находится после того, как все эти возможности будут исследованы );
задачи с недостающими данными;
задачи с избыточными данными.
В зависимости от соответствия между числовыми данными и искомыми выделяют задачи определенные (задачи, в которых условий столько,

Слайд 17Положив в основание классификации фабулу задачи, чаще всего выделяют следующие группы

задач

«на движение»;
« на время»;
«на куплю продажу» и т.п.

Положив в основание классификации фабулу задачи, чаще всего выделяют следующие группы задач «на движение»; « на время»;«на

Слайд 18Методические приемы, организующие семантический анализ текста

Методические приемы, организующие семантический анализ текста

Слайд 19Семантический анализ текста -
процесс чтения задачи с последующим выделением основных понятий,

связанных с выделением условия, вопроса (требования), известных данных, неизвестных искомых данных задачи.
Семантический анализ текста -процесс чтения задачи с последующим выделением основных понятий, связанных с выделением условия, вопроса (требования),

Слайд 201. Распознавание на слух текстов с «ловушками» и текстовых задач
Учитель: Послушайте

меня и подумайте, будет ли являться то, что я прочитаю, задачей?
Под крышей четыре ножки, а на крыше — суп да ложки. Что это?
Ученик: Это не задача, а загадка.
Учитель: Чем отличается задача от загадки?
Ученик: В загадке надо догадаться, а в задаче — выполнить действие.)
1. Распознавание на слух текстов с «ловушками» и текстовых задачУчитель: Послушайте меня и подумайте, будет ли являться

Слайд 21Мама купила Кате апельсины, а папа купил бананы. Катя сказала им:

«Спасибо».
Мама купила Кате 3 апельсина, а папа купил 2 банана. Катя сказала им: «Спасибо».
Мама купила Кате 3 апельсина, а папа купил 2 банана. Сколько всего фруктов купили Кате родители?
Мама купила Кате 3 апельсина, а папа купил 2 банана. Сколько апельсинов купили Кате родители?
Мама купила Кате апельсины, а папа купил бананы. Катя сказала им: «Спасибо».Мама купила Кате 3 апельсина, а

Слайд 222. Постановка вопроса к данному условию
поставьте вопрос к данному условию

и решите ее;
выберите из данных вопросов те, которые можно поставить к определенному условию;
поставь к данному условию вопросы так, чтобы задача решалась с помощью выражений…
2. Постановка вопроса к данному условию поставьте вопрос к данному условию и решите ее;выберите из данных вопросов

Слайд 233. Подбор условия к данному вопросу
Задание: Подбери условия к

данному вопросу и реши задачу. Текст: «Сколько всего детей занимается в студии?»
В студии 30 детей, из них 16 мальчиков.
В студии мальчики и девочки. Мальчиков на 7 меньше, чем девочек.
В студии 8 мальчиков и 20 девочек.
В студии 8 мальчиков, а девочек на 2 больше.
В студии занимаются 8 мальчиков, а девочек на 2 меньше.
3. Подбор условия к данному вопросу  Задание: Подбери условия к данному вопросу и реши задачу. Текст:

Слайд 244. Прием объяснения выражений, составленных по данному условию
Условие: на горке катались

8 мальчиков и 5 девочек. 4 девочки ушли домой.
Задание: объясни, что узнаешь, выполнив действия: 8 + 5; 8 - 5; 5 - 4.
4. Прием объяснения выражений, составленных по данному условиюУсловие: на горке катались 8 мальчиков и 5 девочек. 4

Слайд 255. Прием использования задач с недостающими или избыточными данными
6. Прием использования

текстов задач с парадоксальными данными:

На двух скамейках сидели 6 девочек. На одной из
них 9. Сколько девочек сидело на второй скамейке?
5. Прием использования задач с недостающими или избыточными данными6. Прием использования текстов задач с парадоксальными данными:На двух

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть