Слайд 1Урок – презентация
по математике на тему:
«Вычитание двузначных чисел»
(общий случай)
Слайд 2Цели урока:
рассмотреть вычитание двузначных чисел с переходом в другой разряд;
совершенствовать вычислительные
навыки;
формирование умений составлять и преобразовывать задачи;
вести подготовительную работу к изучению уравнений;
умение анализировать и рассуждать.
Слайд 3Ход урока:
Организационный момент.
Устный счет.
Сообщение темы урока.
Изучение нового материала.
Повторение пройденного материала.
Итог урока.
Домашнее
задание.
Слайд 41.Вставьте в «окошко» однозначные числа, чтобы получились верные равенства:
I. Организационный момент.
II.
Устный счёт.
Слайд 52. Покажите отрезками рост каждой девочки, если Ира и Лена одинакового
роста, Лена выше Оли, а Таня выше Иры. Напишите, кто выше всех: Таня или Оля._______
Слайд 63. Рассмотрите рисунок. Не нарушая закономерности, дорисуйте недостающий флажок.
Слайд 74. Рассмотрите внимательно рисунки. Чем они похожи? Чем отличаются?
Подберите к рисункам
числовые выражения и объясните, что обозначает каждое число в этих выражениях.
Слайд 81.Рассмотрите математические записи:
2. Чем отличаются выражения каждого столбца?
3. Сегодня на уроке
мы рассмотрим прием поразрядного вычитания в случае, когда в разряде единиц уменьшаемого их меньше, чем в разряде единиц вычитаемого.
III.Сообщение темы урока.
Слайд 9IV.Изучение нового материала
Перед рассмотрением общего случая вычитания двузначных чисел я предлагаю
подготовительные упражнения.
1. Назовите разницу
2. Назовите число на 1 меньше, чем каждое из чисел: 8, 4, 9, 6, 5, 1, 3, 2, 7.
3. Число 5 можно записать на : 6.
Каждое число означает каждая из записей:
Слайд 10Задание №1
Рассмотрите рисунок и объясните, как выполняли вычитание 52 – 37
Волк и Заяц, используя цветные палочки.
Итак, действуем, как раньше. Составим «поезд» из 5 оранжевых и 2 белых «вагонов»:
От него нужно отцепить 3 оранжевых и 7 белых «вагонов». Но у нас всего 2 белых «вагона». Поэтому возьмем один оранжевый «вагон» (лучше примыкающий к белым) и заменим его 10 белыми «вагонами».
Слайд 11Теперь у нас получился поезд, состоящий из 4 оранжевых и 12
белых «вагонов»: число 52 будет выглядеть так:
От 12 белых «вагонов» отцепляем 7, остается 5 белых «вагонов», а от 4 оранжевых отцепляем 3:
Остается «поезд», состоящий из 1 «вагона» и 5 белых «вагонов».
Он обозначает число 15.
Слайд 12Данная форма записи особенно эффективна на первоначальном этапе освоения детьми алгоритма
вычитания. Когда второклассники приобретут необходимые навыки вычитания, можно будет перейти к общепринятой записи.
На с. 62 учебника приведены примеры на вычитание, записанные столбиком. Рассмотрите их со всем классом подробно, не торопясь, с необходимыми комментариями, привлекая учащихся к объяснению шагов алгоритма. Приведем образцы рассуждений.
Слайд 13Пример 1.
Объяснение: 2 меньше 7. Из 5 десятков возьмем 1 десяток
(ставим над 5 точку). В десятке – 10 единиц (запишем 10 над 2). 12 без 7 – это 5 (пишем 5 под 7), 4 без 3 – это 1 (пишем 1 под 3). Разность – 15.
Слайд 14Пример 2.
Объяснение: 7 меньше 8. Берем 1 десяток. 17 без 8
– это 9, 4 без 4 – это 0. Впереди 9 единиц нуль не пишем. Разность – 9.
Слайд 15Пример 3.
Объяснение: 0 меньше 7. Берем 1 десяток. 10 без 7
– это 3, 5 без 0 – это 5. Разность 53.
Слайд 16Задание №2.
Учащиеся выполняют вычитание столбиком на доске, комментируя каждое действие.
Задание №3.
- Что означают выражения «на сколько больше», «на сколько меньше»?
- Какое действие необходимо выполнить?
- Выполните вычитание чисел, записывая решение в столбик.
Слайд 18V. Повторение пройденного материала.
Работа по учебнику.
Задание №14 (с.65)
Прочитайте условие задачи.
Что
известно?
Что требуется узнать?
Что необходимо сделать, чтобы ответить на вопрос задания?
Слайд 19Сравним длины сторон ковра с длиной и шириной комнаты. Длина комнаты
больше, а ширина меньше длины стороны ковра:
5 м больше 4 м,
3 м 50 см меньше 4 м.
Поэтому ковер уложится вдоль длинной стены комнаты и не уложится вдоль короткой. Значит, ковер не подойдет для этой комнаты.
Слайд 20Задание №16 (с.65)
Прочитайте текст. Является ли он задачей? Объясните, почему?
Что известно
в задаче?
Что требуется узнать?
Сколько скамеек поставили в парке? (15+9=24)
Что необходимо изменить в задаче, чтобы она решалась в два действия? (изменить надо условие, а не вопрос)
Предложите несколько вариантов новых задач.
Слайд 21Пример 1.
В парке поставили 12 синих скамеек, а зеленых на
6 больше. Сколько скамеек поставили в парке?
Решение:
1) 12 + 6 = 18 (ск.) - зеленых.
2) 12 + 18 = 30 (ск.)-всего.
Ответ: 30 скамеек.
Слайд 22Пример 2.
В парке поставили 15 синих скамеек, а зелёных на 6
скамеек меньше. Сколько всего скамеек поставили в парке?
Решение:
1) 15-6 = 9 (ск.) - зеленых.
2) 15 + 9 = 24 (ск.) - всего.
Ответ: 24 скамейки.
Слайд 23Пример 3.
В парке поставили 15 синих, 9 зеленых и 14 желтых
скамеек. Сколько скамеек поставили в парке?
Решение:
1) 15 + 9 = 24 (ск.) - синих и зеленых.
2) 24+ 14 = 38 (ск.)-всего.
Ответ: 38 скамеек.
Слайд 24Задание №98
Рассмотрим на примере, как учащиеся должны рассуждать при выполнении этого
задания.
В «машину» ввели неизвестное число. «Машина» вычла из него 19. Из «машины» вышло число 64. К неизвестному числу стрелка не идёт. Изображаем «машину», обратную данной, «+19»:
Слайд 25Идем по стрелке: 64 + 19. Выполняем вычисления:
Получили 83. Значит, неизвестное
число 83. Записываем его:
Выполним проверку. Идем по верхней стрелке.
Значит неизвестное число нашли верно.
Слайд 26Что нового узнали?
Что означают записи:
Домашнее задание: №4, 15 (учебник); №95 (рабочая
тетрадь).
VI. Итог урока.