Слайд 1Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников
с отклонениями в развитии и поведении
Презентация-консультация для
педагогов
Подготовила: учитель-логопед
ГБОУ Школа 1613 Корпус 2
Алырщикова Е.В.
Слайд 2
Особенные дети! Кто они? Как с ними работать? Сегодня эти вопросы
терзают многих педагогов ДОУ. И это не удивительно. Зачастую воспитатели массовых групп испытывают тревогу и неуверенность, когда сталкиваются с особенными детьми, с детьми имеющими отклонения в развитии и поведении.
Слайд 3К большому сожалению, в настоящее время мы наблюдаем увеличение количества детей
с различными нарушениями развития. С каждым годом цифры неуклонно растут и на сегодняшний день около 10% всех детей имеют нарушения развития или так называемые, ограниченные возможности здоровья. Так же отмечается тенденция к изменению структуры дефекта, все чаще нарушения развития приобретают комплексный характер.
Слайд 4В связи с этим проблемы специального образования сегодня являются одними из
самых актуальных.
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на получение образования.
Обеспечение доступности качественного образования и реализация ФГОС для детей с ограниченными возможностями - одна из важнейших задач модернизации современной педагогической системы. Реализовать право ребенка с отклонениями в развитии на получение полноценного образования предложено путем интегрированного обучения их с нормально развивающимися сверстниками. Таким образом в массовых детских садах возникла необходимость психолого-педагогического сопровождения детей с различными нарушениями развития.
Слайд 5Кто же это такие – дети с нарушением развития?
В соответствии с
законом о правах ребенка от 30.06.2008г
к группе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) относятся не только дети-инвалиды, но и другие дети в возрасте от 0 до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми-инвалидами, но имеющими временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.
Это особые дети, которые имеют физические или психические недостатки, препятствующие их развитию относительно принятых возрастных норм. Недостатки развития у таких детей могут быть сочетанными и носить разную степень тяжести.
Слайд 6В категорию детей дошкольного возраста с ОВЗ относят детей со следующими
нарушения развития:
нарушения речи
нарушения слуха
нарушения зрения
нарушения опорно-двигательного аппарата и ДЦП
нарушения интеллекта (от ЗПР до тяжелых форм УО)
расстройства эмоционально-волевой сферы и поведения
расстройства аутического спектра
множественные нарушения развития
Слайд 7Дети с нарушением речи
Речь не развивается или ее развитие задерживается.
Звучание
речи ребенка часто резко отличается от звучания речи его сверстников.
Речь ребенка зависит от ситуации.
нарушение темпо-ритмической стороны речи (заикание);
системные нарушения речи (алалия, афазия, ОНР, ФФНР);
нарушение мотивообразующей стороны речи (мутизм)
нарушение строения и функции речевого аппарата (ринолалия, дизартрия, сложная дислалия);
Слайд 8Дети с нарушением слуха
Речь не развивается или ее развитие задерживается.
Звучание речи ребенка часто резко отличается от звучания речи их слышащих сверстников, даже плохо говорящих, так как оно очень специфично. Родители раньше обращают внимание на то, что малыш не говорит сам, чем на то, что он плохо понимает обращенную к нему речь.
глухота (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо более 85дБ);
тугоухость (дети, у которых средняя потеря слуха на лучше слышащее ухо менее 85дБ);
поздняя потеря слуха (отмечающаяся у детей, потерявших слух в возрасте до 3—4 лет и позже, сохранивших речь в связи с относительно поздним возникновением глухоты).
Слайд 9Дети с нарушением зрения
Замедленное развитие, что вызвано меньшим запасом
представлений,
недостаточной упражняемостью двигательной сферы, ограниченностью в овладении пространством, а самое главное – меньшей активностью при познании окружающего мира. Страдают познавательные процессы ребенка, наблюдаются отклонения в эмоциональном и интеллектуальном развитии, в развитии речи и моторики.
слепота (слепые дети со светоощущением и с остаточным зрением);
слабовидение (дети с остротой зрения на лучше видящем глазу при очковой коррекции от 0,05 до 0,2, а также в пределах 0,3-0,4 при значительном нарушении других зрительных функций или при прогрессирующих или рецидивирующих заболеваниях);
косоглазие и амблиопия (дети с остротой зрения выше 0,4);
Слайд 10Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата
Ведущим в клинической картине является двигательный дефект
(задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций
заболевания нервной системы: детский церебральный паралич; полиомиелит.
врожденная патология опорно-двигательного аппарата: врожденный вывих бедра; кривошея; косолапость, деформации стоп; сколиоз; недоразвитие и дефекты конечностей; артрогрипоз (врожденное уродство).
приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата: травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей; полиартрит; заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит); системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
Слайд 11Дети с задержкой психического развития (ЗПР)
Задержка психического развития выражается в замедленном
темпе созревания различных психических функций – труднообучаемые дети.
ЗПР конституционального генеза;
ЗПР соматогенного генеза;
ЗПР психогенного генеза;
ЗПР церебрально-органического происхождения.
Слайд 12Дети с нарушением интеллекта
Стойкое нарушение познавательной деятельности, возникшее в результате органического
поражения головного мозга.
УО в степени дебильности (дети с относительно легкой, неглубокой УО);
УО в степени имбецильности (дети с глубокой УО);
УО в степени идиотии (дети с наиболее тяжелой, глубокой УО).
Слайд 13Дети с расстройством аутистического спектра
Особая патология нервной системы, при
которой затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром
и более всего- с человеком.
ранний детский аутизм;
эмоциональное расстройство, связанное с ранней разлукой с матерью;
эмоциональное расстройство, обусловленное сиблинговым соперничеством (развивается у старшего ребенка на основе чувства ревности к младшему брату или сестре);
фобическое тревожное расстройство детского возраста;
смешанные расстройства поведения и эмоций.
Слайд 14Дети с расстройствами
эмоционально-волевой сферы и поведения
Проявляется в расторможенности, возбудимости,
гиперактивности, в вспышках агрессии, негативизме, отсутствии произвольного самоконтроля. Часто сопровождается неврозами, фобиями, повышенной утомляемостью. Нарушены навыки самообслуживания и коммуникации.
Реактивные состояния ( СДРГ, энурез, наличие выраженного физического дефекта и связанное с этим нервное напряжение)
Девиации (конфликтные переживания)
Психостения, психопатия (психические формы поведения)
РДА (ранний детский аутизм)
Слайд 15В психолого-педагогическом сопровождении и особых образовательных условиях нуждаются:
Слайд 16
Практически в каждой группе детского сада встречаются дети с нарушениями речи
различной степени тяжести; дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения. Это и гиперактивные дети, и дети с гиперопекой, и педзапущенные, и дети с неврозами, фобиями, повышенной утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания.
Слайд 17 Трудности, с которыми приходится сталкиваться педагогам и детям с нарушениями
развития в процессе образовательной деятельности
Таким образом, перед всеми участниками образовательного процесса ДОУ встаёт вопрос о психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями в развитии и поведении.
Слайд 18Психолого-педагогическое сопровождение
-это система целенаправленной профессиональной деятельности педагогического состава ДОУ,
обеспечивающая комплексное создание условий для успешной адаптации и социализации обучающихся с нарушениями развития, содействующая их максимально гармоничному личностному развитию исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают родители, педагоги, специалисты и администрация ДОУ.
Слайд 19Модель психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями в развитии
Слайд 20Задачи психолого-педагогического сопровождения
детей с ОВЗ:
Адаптация и социализация детей в среде
сверстников и обучающих взрослых;
Коррекция, развитие и совершенствование у детей речевых функций и эмоционально- волевой регуляции поведения.
Формирование необходимой мотивации и стимулирование познавательной деятельности ребенка;
Формирование адекватных родительских установок на особенности и социально-психологические проблемы ребенка путем активного вовлечения родителей в образовательный процесс.
Слайд 21Направления психолого-педагогической работы по сопровождению детей с ОВЗ:
Слайд 22С целью своевременного выполнения поставленных задач по реализации психолого-педагогического сопровождения детей
с нарушениями в развитии и в соответствии с письмом Министерства Образования РФ от 27.03.2000г. №27/90-6
«О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» в общеобразовательных учреждениях организуется работа Психолого-Медико-Педагогического консилиума. Председателем консилиума является заместитель директора по учебно-воспитательной работе, а в состав входят все специалисты ГБОУ.
Слайд 23Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ПМП консилиума ГБОУ
Инструктивное письмо Министерства Образования РФ
от 27.03.2000г. №27/90-6 «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательных учреждений»
Конвенция ООН о правах ребенка
Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1
Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ
Семейный кодекс РФ
Устав ГБОУ
Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении
Договор между ДОУ и родителями/законными представителями воспитанников
Слайд 24Деятельность
психолого-медико-педагогического консилиума:
Выявление проблем у ребенка;
Беседа с родителями, при необходимости сбор
медицинской документации;
Всесторонняя диагностика и разработка индивидуальных образовательных маршрутов и адаптивных программ развития;
Проведение заседаний консилиума с целью решения необходимых задач и выработки преемственности в работе всех специалистов с конкретными детьми;
Реализация намеченной программы;
Отслеживание динамики развития ребенка, при необходимости корректировка индивидуальных программных маршрутов;
Рассмотрение конфликтных аспектов (в том числе потенциальных).
Слайд 25Цель деятельности каждого участника
коррекционного психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в
условиях ДОУ
Слайд 26Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с вовлечением родителей
Слайд 27
Методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ для воспитателей.
Часто педагоги
испытывают страх и неуверенность в своих силах, когда в общеобразовательную группу впервые приходит "особый" ребенок. Это вполне оправданно, ведь такому ребенку требуется больше внимания и создание специальных условий для обучения и развития. Следует отметить, что не всегда родители заранее информируют воспитателей о проблемах, например, с поведением (гиперактивный ребенок, ребенок с СДВГ). В таких случаях, на педагога ложится двойная нагрузка в виде нового ребенка в группе и его «проблем».
Педагог должен внутренне принять такого ребенка, ведь от этого зависит то, как малыша будут воспринимать другие ребята, как отнесутся к появлению ребенка с ОВЗ в группе родители нормально развивающихся детей.
Слайд 28
Воспитателю необходимо проводить специальную работу по ориентировке ребенка в пространстве группы,
детского сада, а также в схеме собственного тела. Такую работу следует вести на всех занятиях, где материал позволяет усвоить и закрепить соответствующие знания. Это возможно при работе с книгой, на занятиях по рисованию и физической культуре. При этом важно использовать все сохранные и нарушенные анализаторы.
Задача воспитателя через коллективные игры формировать позитивные свойства личности ребенка, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.
Слабовидящий
ребёнок
Слайд 29
Слабослышащий
ребёнок
Нельзя внезапно появляться перед плохослышащим
ребёнком, это может вызвать испуг. Не рекомендуется подходит сзади и, например, привлекать внимание хлопками по плечу. Необходимо постепенно приучать ребенка реагировать на позывные (хлопки, топот)
Побеседовав с родителями, необходимо выяснить, как построена система общения с ребенком дома, в семье. Это нужно для того, чтобы предъявлять к ребенку одинаковые требования и не подвергать его стрессовой ситуации.
Стараться говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего и следить за движениями его губ.
Главная задача педагога: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.
Слайд 30Дети с ЗПР
К детям с ЗПР должны
предъявляться краткие, четкие инструкции. Например, ребенку с интеллектуальной нормой можно дать инструкцию «Маша, возьми мяч, положи его на стол, вернись на свое место», то ребенку с ЗПР необходимо пошагово делить данную инструкцию «Паша, возьми мяч (ребенок осуществляет действие), положи на стол (осуществление инструкции), вернись на свое место (ребенок выполнил ту же инструкцию, но пошагово)».
Нельзя предъявлять завышенные требования к ребенку. Перегрузка, особенно интеллектуальная, влечет за собой не только снижение работоспособности, заторможенности в понимании ситуации, но может проявиться агрессия, срывы в поведении, резкие перепады настроения. Завышенные требования приводят к тому, что, берясь за непосильное для себя дело, ребенок не может его выполнить, начинает нервничать, теряет веру в свои силы. Занятия необходимо строить на интересном материале, с большим количеством наглядности по принципу от простого к сложному. Заинтересованность и успех не только пробуждают в ребенке веру в свои силы, снимают напряженность, но и способствуют поддержанию активного, комфортного состояния.
Слайд 31Дети с СДВГ
(синдром дефицита внимания и гиперактивности)
Давайте ребенку только одно задание
на определенный отрезок времени, чтобы он смог его завершить.
Воспитатель в своих отношениях с ребенком должен постараться поддерживать позитивную установку. Чаще хвалите его, подчеркивайте успехи. Это помогает укрепить уверенность ребенка в собственных силах, повышает его самооценку. Очень важно! Избегайте повторения слов «нет» и «нельзя», старайтесь не делать резких замечаний, говорить, «не крутись», «не бегай», т.к. это мгновенно приводит к возбуждению нервной системы ребенка.
Учите расставлять приоритеты при выполнении задания: что сначала, что потом и что для этого нужно. Важно, также, учить по ходу действия приспосабливаться к вполне возможным изменениям в ситуации.
Особенно поощряйте ребенка за все виды деятельности, требующие концентрации внимания (работа с конструктором, раскрашивание, чтение).
Если ребенок захотел порисовать, воспитатель должен убрать все лишнее со стола. Гиперактивный ребенок не умеет сам отсекать все, что ему в данный момент мешает.
.
Слайд 32Дети с ранним детским аутизмом
(РДА)
Работа должна строиться на тесной
взаимосвязи воспитателя с другими специалистами, которые занимаются с данным конкретным ребенком. Задача воспитателя - поддерживать единую выработанную систему обучения и воспитания, при которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, находясь в детском саду. Действовать педагогу необходимо исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он в этом нуждается. Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не обойтись. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями.
Слайд 33
Дети с проблемами двигательной сферы вследствие церебрального паралича
Работа должна строиться
на тесной взаимосвязи воспитателя с другими специалистами, которые занимаются с данным конкретным ребенком. Задача воспитателя - поддерживать единую выработанную систему обучения и воспитания, при которой ребенок чувствовал бы себя комфортно, находясь в детском саду. Действовать педагогу необходимо исходя из интересов ребенка, создавая вокруг него атмосферу доброжелательности, организовывая его мир до тех пор, пока он в этом нуждается. Помните, что аутизм - это расстройство развития ребенка, сохраняющееся на протяжении всей жизни и без вашей поддержки ребенку с аутизмом не обойтись. Вступая во взаимодействие с ребенком, нужно адекватно оценивать его реальный «эмоциональный» возраст. Необходимо помнить о том, что он легко пресыщается даже приятными впечатлениями.
Слайд 34Подводя итог, можно сказать, что процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ
в условиях инклюзивного образования – это сложный и процесс, основанный на тесном взаимодействии специалистов, педагогов и родителей ребенка с нарушениями развития. Данный вид сопровождения можно рассматривать как систему деятельности коллектива ДОУ, направленную на оказание специальной помощи дошкольникам с ОВЗ в решении их индивидуальных проблем, связанных с:
Физическим и психическим здоровьем
Положительной динамикой в обучении, воспитании и развитии.
Эффективной межличностной коммуникацией
Самоопределением себя в коллективе сверстников.