Слайд 1МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Предмет «Детская литература»
Тема: «Д.Н.Мамин-Сибиряк - детям»
Выполнила: Кондрашова А.Д.
Группа:
ПОЗБ 13 НО
Проверил: Кузьминов Н.Н
кандидат психологических наук,
доцент
Москва
2016
Слайд 2Биография Дмитрия Мамина-Сибиряка
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк (1852—1912) –
писатель (прозаик), драматург.
Родился Дмитрий 25 октября 1852 года в небольшом поселке Пермской губернии в семье священника. Первое образование в биографии Д.Н. Мамина Сибиряка было получено дома.
Затем же он стал учиться в местной школе, а после – в духовном училище Екатеринбурга. Следующей ступенькой в образовании стало поступление в духовную семинарию Перми. Затем Дмитрий Мамин Сибиряк в своей биографии учился в медико-хирургической академии Петербурга с 1872 по 1876 год. После решил переквалифицироваться, перешел в университет Петербурга на юридическое отделение, но не окончил образование из-за сложного материального положения.
Вернулся к родителям, переселился в Екатеринбург. В биографии писателя Д.Н. Мамина Сибиряка в те годы было много путешествий по Уралу, во время которых он изучал историю, этнографию. Увлечение литературной деятельностью в биографии Дмитрия Наркисовича Мамина Сибиряка пришлось на 1880-е годы. Его сочинения «От Урала до Москвы» были опубликованы в газете «Русские ведомости». Вслед за этими очерками последовали произведения «В камнях», «На рубеже Азии» и другие.
Если рассматривать краткую биографию Мамина Сибиряка, то следующими творениями писателя стали романы «Приваловские миллионы», «Горное гнездо». Затем появились – «Черты из жизни Пепко», «Мумма», «Золото», «Хлеб». Среди всех сочинений в биографии Мамина Сибиряка выделяются произведения для детей, например: «Аленушкины сказки», «Серая шейка» и другие.
Слайд 4 Рассказы Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка: «Приемыш», «Кормилец», «Постойко»,
«Вертел» и «Емеля-охотник» — это душевные произведения, в которых автор выступил не только талантливым писателем, но и тонким знатоком детской психологии, жизни разных слоев населения. Ребенок при знакомстве с рассказами без труда поймет все переживания главных героев, опираясь даже на свой небольшой жизненный опыт. Взрослый человек, в свою очередь, откроет для себя мир простой радости и тихой грусти, человечности и безысходности.
Лишение детства — объективная предопределенность для крестьянских и городских детей, родившихся в бедности, — мотив очень характерный для Мамина-Сибиряка.
Слайд 18 Близок к рассказу «Приемыш» интонационно и по замыслу рассказ«Богач
и Еремка». Здесь как бы в роли выхоженного лебедя — зайчишка с переломленной лапкой: его не стал брать зубами охотничий умный пес Еремка; в него не смог выстрелить старый опытный охотник Богач, хотя жил он именно тем, что продавал заячьи шкурки. Победа истинного великодушия над всеми другими прагматическими расчетами — основная мысль рассказа, его пафос — в способности человека и собаки любить слабого, нуждающегося в защите…
Писатель передает природную предрасположенность человека к защите слабых. Это состояние души, эта особенность человеческого отношения к природе и ко всему окружающему в названных произведениях передается прежде всего через чувства и конкретные действия стариков и детей, продиктованные этими чувствами. Так подчеркивается природность, естественность человеческой предрасположенности: в детстве и старости человек открытое, естественнее в чувствах и мыслях, в действиях.
Слайд 20«Аленушкины сказки» Маминым-Сибиряком
Слайд 21Герои сказок — муха, козявочка, комар, заяц, игрушки, цветы — подчеркнуто
малы, слабы, незаметны среди больших и сильных существ; но все действие сказок направлено к их победе. Слабые одерживают верх над сильными, незаметные обретают наконец свое место в жизни. Вместе с тем писатель тактично подмечает, что слабые существа нередко заражаются мелочным эгоизмом, желают, чтобы весь мир принадлежал им, и, не в состоянии достичь этого, обижаются, делаются несчастными. Подспудная мысль сказок сводится к тому, что невозможно переделать мир себе в угоду, но можно изменить себя и свое отношение к окружающему ради своего же блага.
Слайд 22Сказки Д.Н.Мамина-Сибиряка, подобно сказкам К.Д. Ушинского и Л.Н.Толстого, стилистически и по
объекту анализа реалистичны. «Сказка про храброго зайца Длинные Уши — Косые Глаза — Короткий Хвост» (1894) и «Сказка про Комара Немировича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишку — Короткий Хвост» (1895), «Про Воробья Воробеичасозданы в традициях народных сказок о животных.
Слайд 24Герои его произведений — обыкновенные звери, птицы, насекомые, которых ребенок, как
правило, знает в жизни. В них нет ничего редкостного, исключительного. Медведь, зайчик, воробей, воронушка, комар, даже комнатная муха — живут в сказках своей, свойственной им жизнью. Отличительные приметы внешнего облика сказочных героев легко распознаются ребенком: у зайца «длинные уши, короткий хвост», у комара — «длинный нос», у воронушки — «черная головушка». Животные, птицы, насекомые — носители качеств, которые отличает в них и народная сказка: заяц труслив; медведь силен, но неуклюж; воробей прожорлив, нахален; комар назойлив.
Слайд 25очеловеченыхарактеры обрисованы как самобытные, «личностные
Слайд 26на веселых, забавных происшествиях
Слайд 28пейзаж занимает незначительное место
Слайд 29Особый интерес представляет «Присказка» — яркий образец «Мамина слога», как называли
современники стиль детских сказок писателя. «Баю-баю-баю... один глазок у Аленушки спит, другой — смотрит; одно ушко у Аленушки спит, другое — слушает. Спи, Аленушка, спи, красавица, а папа будет рассказывать сказки». Присказка своей напевностью близка народным колыбельным. Пожалуй, впервые так ясно было выражено отцовское чувство, не уступающее в нежности материнской любви.
Слайд 30«Серая Шейка» «Упрямый козел», «Зеленая война», «Лесная сказка», «Постойко», «Старый воробей»,
«Скверный день Василия Ивановича».«Сказка про славного царя Гороха и его прекрасных дочерей — царевну Кутафью и царевну Горошину»
Слайд 32Трогательна история Серой Шейки — утки, оставшейся из-за болезни на зимовку.
По законам природы гибель ее неизбежна, и даже сочувствующий ей заяц бессилен помочь. Полынья, ее единственное убежище, затягивается льдом, все ближе подбирается хищница лиса. Но мир подчинен не только законам природы. Вмешивается человек — и Серая Шейка спасена. Авторская позиция убеждает читателя в том, что даже на краю гибели надо верить и надеяться. Не стоит ждать чудес, но стоит ждать удачи. Особое место занимает сказка о царе Горохе, появившаяся впервые в журнале «Детский отдых» в 1897 году. Она отличается от остальных более сложным содержанием и развернутым приключенческим сюжетом. Сказка сатирична и юмористична. В образе царя Гороха высмеиваются чванливость, жадность, презрительное отношение правящих верхов к простым людям из народа. Правдивы некоторые черты старорусского быта. Например, царевна Кутафья находится в беспрекословном послушании родителям; она не смеет даже заикнуться о выборе суженого: «Не девичье это дело — женихов разбирать!»
Слайд 33Сказки Мамина-Сибиряка — характерный способ разговора взрослого с ребенком о жизненно
важных вещах, которые невозможно объяснить на языке абстракций. Ребенку предлагается взглянуть на мир глазами божьей коровки, козявочки, мухи, собаки, воробья, утки, чтобы обрести истинно человеческое мировоззрение. Как и народные, эти сказки знакомят ребенка со сложными законами бытия, объясняют преимущества и недостатки той или иной жизненной позиции.
Сказки Мамина-Сибиряка — значительное явление в литературе конца XIX века. В них освоены и развиваются лучшие реалистические традиции народной и литературной сказки. В изображении природы, животного мира, в характере сказочной морали нет фальши. Сказки интересны детям и в наше время. Часть их вошла в учебные книги для чтения в начальной школе.
Слайд 36Также уральский писатель показал своеобразие трудового этикета, правила поведения в крестьянской
семье, манеру одеваться, подробно описал раскольничий быт и стиль общения с внешним миром
Слайд 37Можно говорить о собирательской работе Д. Мамина, но и иметь в
виду, что осуществлял ее все-таки писатель, а не фольклорист. В первую очередь следует назвать предания, к которым писатель обращался как к источнику народных исторических сведений. Это патронимические, топонимические и собственно исторические предания. Д. Мамин передает народный принцип наименования населенного пункта, прииска, рудника, завода, особое внимание уделяет названиям чусовских камней-бойцов (смысловое наполнение их названий у Д. Мамина совпадает с фольклорными записями в сборнике «Предания реки Чусовой»), чусовским разбойникам, пребыванию Ермака на Урале и походу в Сибирь, и отдельно следует выделить цикл преданий о местных силачах.
Слайд 38Более двадцати песен использовано в «Уральских рассказах»: трудовая «Дубинушка», сатирическая «Как
сибирский генерал.», «острожная», как ее назвал Д. Мамин, песня в «Лётных», причет невесты в «Золотухе» -остальные лирические. Показательно, что в рассказах Д. Мамина герои не поют частушки, очевидно, в 1870-80-ые годы этот жанр еще не получил широкого распространения на Урале (в скобках заметим, что фактически не упоминается также гармонь).
Слайд 39Широко представлены народные суеверия как неотъемлемая часть воззрений людей всех сословий,
начиная от «озорника» Спиридона, который верит в колдунов и колдуний, насылающих на людей любовные присушки, и кончая дьяконом Органовым, принимающим нечистую силу как реально существующую. Всеобщая суеверность героев «Уральских рассказов» сопряжена с верой в бога одних и безразличным отношением или неверием других.
Слайд 40Д. Мамин не случайно назвал сборник именно так - «Уральские рассказы»:
сразу обозначено, что в книге нет какой-то одной проблемы или героя, что главное - Урал, Уральские горы, уральцы. Урал предстает в книге как особая, даже обособленная территория, провинция, область России: здесь все русское, но и свое - уральское. Последнее несет в себе многие смыслы: приход на Камень, Урал, вынужденное или добровольное соседство с иноязычными народами, освоение новой территории, причем освоение не только хозяйственно-промышленное, но и духовное, изначально протекавшее в народно-поэтических формах.
Слайд 41Фольклор в произведениях Д. Мамина выполняет разнообразные идейные, эстетические, композиционные функции
и подвергается определенной трансформации в соответствии с творческим замыслом. Мамин обладает способностью переводить конкретные предметы и понятая в план философских обобщений, соотносить художественный материал с реальными событиями, историей, характером русского народа.
Систематическое обращение Д. Мамина к народной словесности обогатило его художественное наследие и русскую литературу.