Слайд 1Михаил юрьевич лермонтов.
« СТИХИ»
Подготовила:
учитель начальных классов
Кречетова Юлия Станиславовна
МБОУ «Школа №38»
(филиал)
г. Рязань
Слайд 2
Цели урока:
Познакомиться с творчеством Михаила Юрьевича Лермонтова.
Учиться видеть скрытый, переносный смысл
стихотворений.
Продолжать учиться выразительному чтению и умению интонацией передавать настроение.
Слайд 3Биография М.Ю.Лермонтова
Родился
3 октября 1814г. в Москве.
Погиб
15 июля 1841 г.
на дуэли в городе Пятигорске.
Слайд 5
Бабушка делала все для единственного, обожаемого внука, не жалея денег на
учителей и гувернеров. Он получил прекрасное домашнее образование: с детства свободно владел французским и немецким языком, хорошо рисовал и лепил, учился музыке (играл на флейте, фортепиано и скрипке).
Слайд 6
Опасаясь за здоровье болезненного внука, бабушка возила Мишу на Кавказ для
лечения минеральными водами. Впечатления от этих поездок остались в памяти Лермонтова на всю жизнь.
Слайд 7
В 1828 г. Лермонтов поступил в Московский университетский Благородный пансион и
пробыл в нем около двух лет.
Здесь ученики увлекались литературой; выпускали рукописные журналы; в одном из них Лермонтов поместил свою первую поэму.
Слайд 8
Осенью 1830 поступает в Московский университет ,а в 1832 Лермонтов оставляет
Московский университет и переезжает в Петербург.
Он сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров и проводит два года в военно-учебном заведении.
Слайд 9
В 1835 г. состоялось первое появление стихов Лермонтова в печати.
Служит поэт
на Кавказе.
Он продолжает писать стихи. Здесь раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.
Слайд 10
Наследие Лермонтова к 1840 г. включало уже около 400 стихотворений, около
30 поэм, не считая неоконченных сочинений. Много произведений Лермонтова опубликовано посмертно.
Слайд 11
«Утёс»
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури
весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Слайд 12Какое впечатление произвело на вас это стихотворение?
Посмотрим на стихотворение, как на
удивительно красивый пейзаж.
Слайд 13Почему тучка золотая?
Что за грудь у утёса?
Почему тучка умчалась, играя?
Что значит
по лазури?
Что за морщинка у утёса?
Почему там остался влажный след?
Слайд 14Волшебная особенность поэзии:
поэт произносит слова, которые сразу и одновременно живут двойной
жизнью.
Только ли о размере идёт речь, когда поэт говорит слово «тучка»?
Только ли размер важен, когда говорим об утёсе – великане?
О чём ещё это стихотворение?
Обратите внимание при чтении на паузы,
выразительно прочитайте стихотворение.
Слайд 15
«Утёс»
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури
весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.
Слайд 16
«Горные вершины»
Горные вершины
Спят во тьме ночной;
Тихие
долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
Слайд 17Стихотворение «Горные вершины» написано в 1840 году. Это стихотворение было создано
по мотивам стихотворения « Ночная песня странника » немецкого писателя Гёте.
Слайд 18
Каким вам представляется лирический герой?
(Это путешественник, который устал идти целый день
запыленным путем; он остановился ночью на привал. Герой наблюдает тихий, почти беззвучный сон природы. Он мечтает об отдыхе. И автор дает ему надежду: «Подожди немного, отдохнешь и ты»).
Слайд 19Прочитайте выразительно стихотворение «Горные вершины»
Горные вершины
Спят во тьме
ночной;
Тихие долины
Полны свежей мглой;
Не пылит дорога,
Не дрожат листы...
Подожди немного,
Отдохнёшь и ты.
следует передать легкое, светлое настроение.
Следует читать с определенной грустью, но в то же время с надеждой
в голосе – надеждой поэта на покой человека.
Длинная пауза.
Слайд 20Два великана.
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далёких
чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел об нём рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.
И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел - тряхнул главою...
Ахнул дерзкий - и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
Слайд 21Это стихотворение написано в 1832 году, по поводу двадцатилетней годовщины победы
в войне с французским императором Наполеоном в 1812 году.
Слайд 22В иносказательной форме в стихотворении показан сам Наполеон и его поражение.
Слайд 23Два великана.
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к себе другого
Из далёких
чуждых стран.
За горами, за долами
Уж гремел об нём рассказ,
И померяться главами
Захотелось им хоть раз.
И пришел с грозой военной
Трехнедельный удалец,
И рукою дерзновенной
Хвать за вражеский венец.
Но улыбкой роковою
Русский витязь отвечал:
Посмотрел - тряхнул главою...
Ахнул дерзкий - и упал!
Но упал он в дальнем море
На неведомый гранит,
Там, где буря на просторе
Над пучиною шумит.
Слайд 24В гордости, с какой Лермонтов пишет о победе “русского великана”, проявляется
его патриотизм, любовь к воинской славе отечества.
Прочитайте стихотворение выразительно, передавая чувства и мысли Лермонтова.
Слайд 25«Осень»
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень
мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Слайд 26
Какие чувства вызывает у вас это стихотворение?
Почему поэт называет зелень мрачной?
Как
вы понимаете строки о поведении животных?
О каком периоде осени идёт речь?
ПРОЧИТАЙТЕ СТИХОТВОРЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНО.
Слайд 27«Осень»
Листья в поле пожелтели,
И кружатся и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень
мрачную хранят.
Под нависшею скалою,
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь, отважный, поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл, и поле
Сквозь туман лишь серебрит.
Слайд 28Итог урока:
Понравились вам стихи
Михаила Юрьевича Лермонтова?
• На уроке я узнал…
• Сегодня я сумел…
• Я похвалил бы себя за…