Слайд 1«Образы-двойники
в детской литературе»
Слайд 2
Читая истории о Николя, я сразу же вспомнил другую популярную книгу
– «Денискины рассказы» российского писателя Виктора Драгунского.
Слайд 3Это дает основания выдвинуть гипотезу о том, что Дениска и Николя
–
образы-двойники!
Слайд 4 Моя работа - первый опыт сравнительного анализа рассказов Виктора
Драгунского и Рене Госинни.
Слайд 5Цель исследования:
доказать сходство образов Дениски и Николя, сопоставив характеры
двух литературных героев на основе текста.
Слайд 6 Сегодня Денису Драгунскому
65 лет. Он писатель,
журналист и драматург.
Слайд 7 История создания рассказов о Николя и его друзьях также
началась в далекие 50-е годы прошлого века - с небольших юмористических рисунков, автором которых был французский художник Жан-Жак Сампе. Угадайте, как зовут его сына? Конечно же Николя!
Слайд 8Его друг – писатель Рене Госинни придумал к рисункам тексты. Получились
забавные рассказы-комиксы, героем которых стал малыш Николя. Читатели сразу полюбили озорного мальчишку, рассказывающего смешные истории, которые с ним приключаются, и с нетерпением ждали публикации очередного рассказа. Первая книга «Маленький Николя» появилась в 1954 году.
Слайд 9Портрет Дениски:
7- 8 лет (хотя есть истории, где Дениска еще дошкольник);
живёт с родителями в центре Москвы;
добрый и чуткий мальчик;
веселый, сообразительный;
умеет дружить;
Слайд 10любит громко петь, занимается спортом;
мечтает стать астрономом, капитаном дальнего плавания, машинистом
метро, путешественником, боксером.
Слайд 11Портрет Николя:
6 – 8 лет (в разных циклах рассказов);
живет с родителями
в Париже;
открытый и впечатлительный;
готов помогать другим;
любит животных;
Слайд 12мечтает стать летчиком, великим велосипедистом, космонавтом и даже президентом;
обожает играть
в футбол и громко петь;
имеет много друзей, с которыми постоянно что-то затевает.
Слайд 13Герои не только похожи между собой.
В некоторых рассказах Дениска и
Николя оказываются в похожих ситуациях: например, в историях про покупку подарка для мамы (рассказы «Рыцари» и «Чудесный букет»).
Слайд 14
Так, например, Николя учится в школе для мальчиков: до 1976 года
во Франции мальчики и девочки учились раздельно.
Из рассказов следует, что в начальной школе того времени французские дети изучали арифметику, грамматику, историю, географию, природоведение.
Слайд 15По «Денискиным рассказам» видно, что с ребятами младших классов занимались пионервожатые,
привлекая их к внеклассной работе, художественной самодеятельности.
Старшеклассники вели у младших школьников кружки (история «Рыцари»).
Слайд 16
Драгунский описывает поход класса в кино, Госинни – в музей изобразительных
искусств.
Слайд 17Выводы:
Несмотря на разницу литературных традиций, особенности авторского стиля и уникальность сюжетов
в творчестве отдельных авторов выделяются похожие образы художественных персонажей.
Слайд 18Таким образом, гипотеза успешно доказана.
Выявление образов-двойников в других произведениях
детской литературы открывает перспективы для новой исследовательской работы.
Слайд 19Благодарю за внимание!
Список использованных источников:
Госинни Р. Все о малыше Николя: Рассказы.
– М.: Азбука-Аттикус, Махаон, 2015.
Драгунский В. На Садовой большое движение: Рассказы. – М.: Дет. лит., 1984.
Драгунская А. О Викторе Драгунском. Жизнь, творчество, воспоминания друзей. М.: «Химия и жизнь», 1999. — С. 102.
Кузнецова Н., Мещерякова М. Драгунский Виктор Юзефович // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 164—166.
Нагибин Ю. Не чужое ремесло: [Статьи]. — М.: Современник, 1983