Презентация, доклад по детской литературе на тему Максим Горький (3 курс)

Содержание

МАКСИМ ГОРЬКИЙ – настоящее имя АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ПЕШКÓВ русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам,

Слайд 1Максим Горький (1868 – 1936)
Методический материал к занятию

Максим Горький  (1868 – 1936) Методический материал к занятию

Слайд 2МАКСИМ ГОРЬКИЙ –
настоящее имя
АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ПЕШКÓВ русский писатель,

прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов рубежа XIX и XX веков, прославившийся изображением романтизированного деклассированного персонажа («босяка»), автор произведений с революционной тенденцией, лично близкий социал-демократам, «буревестник революции» и «великий пролетарский писатель», основатель социалистического реализма
МАКСИМ ГОРЬКИЙ – настоящее имя АЛЕКСЕЙ МАКСИМОВИЧ ПЕШКÓВ русский писатель, прозаик, драматург. Один из самых популярных авторов

Слайд 3Детские годы
Родился в Нижнем Новгороде.
Отец - Максим Савватиевич Пешкóв (1840-1871) —

сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик, умер от холеры.
Мать - Варвара Васильевна Каширина (1842-79) — из мещанской семьи, умерла от холеры.

Детские годыРодился в Нижнем Новгороде.Отец - Максим Савватиевич Пешкóв (1840-1871) — сын солдата, разжалованного из офицеров, столяр-краснодеревщик,

Слайд 4Детские годы
Воспитывался в семье деда по материнской линии Василия Васильевича Каширина,

который в молодости бурлачил, затем разбогател, стал владельцем красильного заведения, в старости разорился.
Дед обучал мальчика по церковным книгам, бабушка Акулина Ивановна приобщила внука к народным песням и сказкам, но главное — заменила мать.
С 9 лет вынужден был идти «в люди»; работал «мальчиком» при магазине, буфетным посудником на пароходе, учеником в иконописной мастерской, пекарем и т. д.
Настоящего образования не получил, окончил ремесленное училище.

Детские годыВоспитывался в семье деда по материнской линии Василия Васильевича Каширина, который в молодости бурлачил, затем разбогател,

Слайд 5Начало литературной деятельности
Начинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида).
Псевдоним

М.Горький появился в 1892 в тифлисской газете «Кавказ», где был напечатан первый рассказ «Макар Чудра». В 1895, благодаря помощи В. Г. Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство» (рассказ «Челкаш»).
В 1898 в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. В 1899 появились поэма в прозе «Двадцать шесть и одна» и первая большая повесть «Фома Гордеев». Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Толстого.
Начало литературной деятельностиНачинал как провинциальный газетчик (печатался под именем Иегудиил Хламида).Псевдоним М.Горький появился в 1892 в тифлисской

Слайд 6Годы эмиграции
С 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился

после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился в Сорренто (Италия), на острове Капри, не прерывая связей с молодой советской литературой.
С 1906 по 1913 также проживал в Италии (по состоянию здоровья)
Годы эмиграцииС 1921 по 1928 Горький жил в эмиграции, куда отправился после слишком настойчивых советов Ленина. Поселился

Слайд 7Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына

— Максима Пешкова. Однако версии о насильственной смерти обоих до сих пор не нашли документального подтверждения. Урна с прахом Горького помещена в Кремлевской стене в Москве.
Памятник М.Горькому в Санкт-Петербурге около станции метро «Горьковская».
Смерть Горького была окружена атмосферой таинственности, как и смерть его сына — Максима Пешкова. Однако версии о

Слайд 8


Библиография М.Горького
Романы

1899 — «Фома Гордеев»
1900—1901 —

«Трое»
1906 — «Мать» (вторая редакция — 1907)
1925 — «Дело Артамоновых»
1925—1936— «Жизнь Клима Самгина»

Повести

1908 — «Жизнь ненужного человека».
1908 — «Исповедь»
1909 — «Городок Окуров», «Жизнь Матвея Кожемякина».
1913—1914— «Детство»
1915—1916— «В людях»
1923 — «Мои университеты»

Библиография М.ГорькогоРоманы1899 — «Фома Гордеев»1900—1901 — «Трое»1906 — «Мать» (вторая

Слайд 9


Библиография М.Горького
Рассказы, очерки

1892 — «Макар

Чудра»
1895 — «Челкаш», «Старуха Изергиль».
1897 — «Бывшие люди», «Супруги Орловы», «Мальва», «Коновалов».
1898 — «Очерки и рассказы» (сборник)
1899 — «Песня о Соколе» (поэма в прозе), «Двадцать шесть и одна»
1901 — «Песня о буревестнике» (поэма в прозе)
1903 — «Человек» (поэма в прозе)
1913 — «Сказки об Италии».
1912—1917— «По Руси» (цикл рассказов)
1924 — «Рассказы 1922—1924 годов»
1924 — «Заметки из дневника» (цикл рассказов)

Библиография М.ГорькогоРассказы, очерки 1892 — «Макар Чудра»1895 — «Челкаш», «Старуха

Слайд 10


Библиография М.Горького
Пьесы

1901 — «Мещане»
1902 — «На

дне»
1904 — «Дачники»
1905 — «Дети солнца», «Варвары»
1906 — «Враги»
1910 — «Васса Железнова» (переработана в декабре 1935-го)
1930—1931 — «Сомов и другие»
1932 — «Егор Булычёв и другие»
1933 — «Достигаев и другие»

Публицистика

1906 — «Мои интервью», «В Америке» (памфлеты)
1917—1918 — цикл статей «Несвоевременные мысли» в газете «Новая жизнь» (в 1918 вышел отдельным изданием)
1922 — «О русском крестьянстве»

Библиография М.ГорькогоПьесы1901 — «Мещане»1902 — «На дне»1904 — «Дачники»1905 —

Слайд 11


Роль М.Горького в создании советской детской

литературы

1918 — докладная записка правительству «Об издании русской классической и зарубежной литературы и УНТ»
1919 — издано 72 наименования книг из списка
1919 — организация издательства «Всемирная литература»
1919 — в Петрограде выходит первый детский журнал «Северное сияние» (просуществовал 1 год)
1922 — создание Пионерской организации
1923 — в Петрограде издается журнал «Воробей»
1924 — журнал «Воробей» переименован в «Новый Робинзон»
1924 — начинает выходить журнал «Пионер»
1924 — создается журнал «Мурзилка»
1925 — в Москве начинает выходить газета «Пионерская правда»
1927 — газета становится всесоюзной, вводится рубрика «Горький отвечает детям»

Роль М.Горького в создании советской детской литературы1918 — докладная записка

Слайд 12


Роль М.Горького в создании советской детской

литературы

1930 — в Ленинграде выходит журнал «Чиж» (Чрезвычайно интересный журнал), выходил до 1947 года
1931 — Постановление правительства о создании издательства «Молодая гвардия»
1933 — создание издательства «Детгиз»
1933 — продолжение выпуска серии книг ЖЗЛ, основанной русским просветителем Ф. Павленковым (выходила 1890-1915 гг.)
1934 — создание Союза писателей СССР
1934 — проведение Первого съезда Союза писателей СССР, выступление с основным докладом; по вопросу детской литературы выступление С.Я.Маршака – «О большой литературе для маленьких детей»
1920-1930-е годы — активная борьба за сказку (Горький, Маяковский, Чуковский, Маршак)
1930-е годы — статьи по вопросам детской литературы


Роль М.Горького в создании советской детской литературы1930 — в Ленинграде

Слайд 13«О сказках» (1929)
«Человек, уши которого заткнуты ватой»(1930)
«О безответственных людях и

о детской книге наших дней» (1930)
«Литературу детям» (1933)
«О темах» (1933)

Основные статьи по вопросам детской литературы

«О сказках» (1929)«Человек, уши которого заткнуты ватой»(1930) «О безответственных людях и о детской книге наших дней» (1930)«Литературу

Слайд 141. Учет возрастных особенностей и интересов детей к действительности.
2. Энциклопедичность, широкий

охват явлений.
3. Ведущей темой должна стать тема современности, яркое и необычное особенно привлекает детей. Книги о романтике труда, романтике борьбы человека с природой.
4. Требование художественности: «Наша книга не должна быть дидактической, грубо тенденциозной. Она должна говорить языком образов».


Основные требования к детской книге

1. Учет возрастных особенностей и интересов детей к действительности.2. Энциклопедичность, широкий охват явлений.3. Ведущей темой должна стать

Слайд 155. Герой: «Перед новыми талантами встает задача изобразить в литературе героя

– чудесного, небывалого даже в сказке, героя, который хочет перестроить мир… показать героя, собрав в одном человеке все достоинства коллектива».
6. Необходимость юмора, сатиры – «забавного» в книге для детей. Дети от природы жизнерадостны, смешливы.
7. Детское мышление наглядно. Непременным требованием к детской книге должны стать красочные иллюстрации.


Основные требования к детской книге

5. Герой: «Перед новыми талантами встает задача изобразить в литературе героя – чудесного, небывалого даже в сказке,

Слайд 16«Утро» (1910)
«Воробьишко» (1912)
«Случай с Евсейкой» (1912)
«Самовар» (1913)
«Про Иванушку-дурачка» (1918)
«Миша» (1919)


Сказки для

детей
«Утро» (1910)«Воробьишко» (1912)«Случай с Евсейкой» (1912)«Самовар» (1913)«Про Иванушку-дурачка» (1918)«Миша» (1919)Сказки для детей

Слайд 17Сказки для детей

Сказки для детей

Слайд 18Особенности сказок
Горький заложил основы новой детской сказки: в них отражаются подлинная

жизнь, реалистические детали быта, современные проблемы и идеи.
Сказки различны по характеру: сказки о животных, сатирическая и научно-познавательная.
Сказки Горького воспитательны и нравоучительны в высоком смысле слова.
Сюжет сказок динамичен и занимателен.

Особенности сказокГорький заложил основы новой детской сказки: в них отражаются подлинная жизнь, реалистические детали быта, современные проблемы

Слайд 19Особенности сказок
5. От знакомого и конкретного автор ведет своих читателей к

понятиям отвлеченным и значительным.
Часто встречаются в них незатейливые, доступные детям стихи, которые отличаются строгой ритмикой, вызывают желание запомнить и повторять их во время игры.
Сказки Горького оптимистичны , прославляют жизнь, труд, природу, простого человека, высмеивают высокомерие, зазнайство, хвастовство и ханжество.
Особенности сказок5. От знакомого и конкретного автор ведет своих читателей к понятиям отвлеченным и значительным. Часто встречаются

Слайд 20Значение творчества Горького
«…в литературном наследии Горького нет ни одной

книги, целиком посвященной воспитанию… Однако едва ли найдется во всем мире еще один человек, который бы сделал для детей так много».
С.Я.Маршак.
Значение творчества Горького  «…в литературном наследии Горького нет ни одной книги, целиком посвященной воспитанию… Однако едва

Слайд 21Значение творчества Горького
Литературно-критические взгляды на детскую литературу определили путь ее дальнейшего

развития.
Творческие принципы, касающиеся литературы для детей дошкольного возраста, воплощены в сказках, специально предназначенных малышам.
Значение творчества ГорькогоЛитературно-критические взгляды на детскую литературу определили путь ее дальнейшего развития.Творческие принципы, касающиеся литературы для детей

Слайд 22Контактная информация
Сорока Наталья Павловна, преподаватель детской литературы
СПб ГБПОУ «Педагогический колледж №



E-mail: soroka_1951@mail.ru

Спасибо за внимание!
Контактная информацияСорока Наталья Павловна, преподаватель детской литературыСПб ГБПОУ «Педагогический колледж № 8»E-mail: soroka_1951@mail.ruСпасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть