Слайд 1Детская поэзия второй половины ХХ века
(Е.Серова, И.Токмакова, В.Берестов)
Методический материал к занятию
Слайд 2Основные направления творчества:
Тема детства.
Тема природы.
Слайд 3Екатерина Васильевна Серова
(1919 – 2008)
Родилась в Вологде.
В 1924 семья переехала в
Ленинград.
В 50-е годы посещала кружок при детском издательстве Детгиз.
Вышел первый сб. «Наши цветы» (1957).
Слайд 5Писатели о Е.Серовой
«Спасибо за чудесный подарок. Еще и еще
раз перечитываю Вашу книжку. И – как всегда при встрече с подлинным искусством – "Цветы" Ваши доставляют мне радость. Вот уж подлинно Вы... оторвали от неба лоскуток, чуть-чуть поколдовали – и сделали цветок!»
В.Бианки.
Слайд 6Писатели о Е.Серовой
«Ваши "Цветы" открыли дорогу стихам о природе.
Они объединили и продолжают объединять множество людей».
В.Берестов.
Слайд 7Цикл стихов «Лужайка»
Цикл стихов о цветах знакомит детей с цветами, растущими
на лугу, в поле, в лесу, на реке: подснежник, ландыш, незабудки, одуванчик, гвоздика, фиалка и др.
Идея создания цикла заключена во вступительном слове к сборнику «Отчего ты, рожь, золотая?»
Слайд 8Особенности цикла «Лужайка»
Использует олицетворение, элементы антропоморфизма, сравнения и метафоры.
Строит описание или
на ярких чертах внешнего вида, или на необычном названии.
Идет сопоставление цветка и ребенка.
Использует обращение к читателю (стих. «Добрый великан»).
Слайд 9Тема детства
Сб. «Мамин день».
Сб. «Наши знакомые».
Сб. «Вот как мы живем».
Сб.
«Про Гришу и Мишу».
Сб. «Солнце в доме».
Слайд 10Тема детства
В стихах - игры и повседневная жизнь детей,
где раскрываются их характеры.
Серова умело направляет ребенка на оценку любого поступка или поведения героя и как бы говорит: дети бывают разные.
Слайд 11Особенности стихотворений
Динамичность сюжета.
Юмористический характер.
Точно передаются особенности детского мироощущения, речи, мышления.
Использует различный
ритмический рисунок, прием контраста.
Имеют воспитательный аспект.
Слайд 12Полдня рисовал я красавца-коня
Полдня рисовал я красавца-коня,
И все за
рисунок хвалили меня.
Сначала мне мама
Сказала словечко:
— Чудесная, Мишенька,
Вышла овечка!
Но с тем же рисунком
Я к папе пошел,
И папа сказал мне:
— Отличный козел!
Потом похвалила
Малышка-сестренка:
— Ты очень хорошего
Сделал котенка!
И братец мой старший
Меня похвалил,
Зевнул и сказал:
— Неплохой крокодил!
Слайд 13Ирина Петровна Токмакова
Род. в 1929 г. в Москве
Детский поэт и прозаик,
переводчик детских стихов.
Окончила филологичес-кий факультет МГУ.
Первый сборник стихов – перевод шведских песенок.
Слайд 15Цикл стихов «Деревья»
В цикле представлены девять миниатюр - портреты деревьев.
Даются
не просто описания деревьев, наиболее распространенных на значительной территории нашей страны: каждое дерево как бы включено в сферу жизни ребенка.
Метафоры и сравнения просты, непосред-ственны, лаконичны; таким образом, они перерастают в олицетворения, близкие и понятные детям.
Слайд 16Цикл стихов «Весело и грустно»
Стихи из этого цикла (1969 г.) явились
новым словом в детской поэзии.
В стихотворениях «Это ничья кошка», «Я ненавижу Тарасова», «Как пятница долго тянется», «Я могу и в углу постоять» раскрывается несправедливость взрослых по отношению к ребенку.
В этих стихах происходит спор героя с миром; ребенок высказывает обостренное чувство правды и активно проявляет свою позицию.
Слайд 17Цикл стихов «Весело и грустно»
Другая сторона этого цикла – «весело». Герой
смутно чувствует, что общение с живой природой помогает его исцелению. («А у меня есть ящерка..», «Я лепить никогда не учился..», «А я рано утром ..», «Это легкий-легкий шарик»).
Стихи, как бы написанные самим ребенком. Весело, очень весело!
Слайд 18Особенности мастерства
Многожанровость поэзии – подписи к картинкам, считалки, колыбельные песни, лирические
стихи, сюжетные, игровые стихотворения, стихотворные сказки, поэмы.
Проза – повести «Сосны шумят», «Ростик и Кеша», сказочная повесть «Аля, Кляксич и буква «А», поэтические очерки «Далеко – Нигерия», «Синие горы, золотые равнины».
Слайд 19Валентин Дмитриевич Берестов
(1928 – 1998)
Родился в г.Мещовске Калужской области.
Окончил исторический факультет
МГУ.
Поэт, лирик, переводчик, мемуарист, пушкинист, исследователь.
Первая книга для детей «Про машину» вышла в 1957г.
Слайд 20Знакомство с К.И.Чуковским в годы эвакуации в Ташкенте
К. И. Чуковский писал:
«Этот четырнадцатилетний хилый подросток обладает талантом огромного диапазона, удивляющим всех знатоков. Его стихи классичны в лучшем смысле этого слова, он наделен тонким чувством стиля и работает с одинаковым успехом во всех жанрах, причем эта работа сочетается с высокой культурностью, с упорной работоспособностью. Его нравственный облик внушает уважение всем, кто соприкасается с ним».
Слайд 22Тема детства
«Как я плавать научился»
«Где право, где лево»
«Три копейки»
«Читалочка»
«Приятная весть»
«Сережа и
гвозди»
«Зритель» и др.
Слайд 23Тема природы
«Урок листопада»
«Снегопад»
«Гололедица»
«Петушки»
«Щенок»
«Гуси»
«Заяц-барабанщик»
«Гербарий» и др.
Слайд 24Особенности творчества
Отличительная черта поэзии – юмор.
Заголовки книг отражают либо замысел автора,
либо отношение лирического героя – ребенка – к событию, игрушке, окружающему.
Смелое обращение к тончайшим оттенкам человеческих чувств без скидок на возраст.
Оживление повествования игрой слов, каламбуром, поэтической находкой.
Слайд 25Контактная информация
Сорока Наталья Павловна, преподаватель детской литературы
СПб ГБПОУ «Педагогический колледж №8»
E-mail:
soroka_1951@mail.ru
Спасибо за внимание!