г. Нижневартовск
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Автор: Оленькова Людмила Ивановна
г. Нижневартовск
2013
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Слайд 2Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на уроках математики через технологию сотрудничества
«Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и
копировать».
Л.Н.Толстой
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Слайд 3 Актуальность проекта
обусловлена:
В связи с внедряемыми сегодня новыми стандартами обучения (ФГОС) процесс развития коммуникативных компетенций у учащихся начальных классов вновь приобретает первостепенную важность. У детей младшего школьного возраста существует ряд проблем требующих обязательного решения для их дальнейшего успешного обучения в общеобразовательной школе:
- адаптация первоклассников после детского сада и «домашних детей»;
- неумение контактировать друг с другом;
- возможно провоцирование асоциальных форм поведения.
Слайд 4Этапы исследования:
Первый – поисковый
(2008– 2009)
Второй –
практический
(2009– 2012))
Третий - обобщающе-аналитический
(2012– 2013)
Слайд 5 Методы исследования
Теоретические (изучение образовательных стандартов, программ, нормативной
методической документации РФ об образовании )
Эмпирические - наблюдение за ходом образовательного процесса и планирование его
Диагностические – проведение мониторинга качества обученности учащихся, уровня сформированности познавательных компетенций
Творческие – работа в сотрудничестве по
составлению текстов задач, логических заданий
Слайд 6Цель проекта:
определение зависимости формирования коммуникативных компетенций младших школьников от технологии
сотрудничества.
Слайд 7
ЗАДАЧИ
2 .Осуществить анализ развития коммуникативных компетенций на уроках математики
3. Создать
систему работы по Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на уроках математики через технологию сотрудничества
4.Разработать методические рекомендации для учителей
1. Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования коммуникативных компетенций учащихся в педагогической теории и практике.
Слайд 8
ОБЪЕКТ:
ПРЕДМЕТ:
технология сотрудничества
Процесс формирования коммуникативных компетенций
Слайд 9
если в системе применять технологию сотрудничества на уроках математики, то
процесс формирования коммуникативных компетенций будет более успешным
Гипотеза проекта:
Тезаурус
компетентность коммуникативная - совокупность определенных качеств и умений, способствующих установлению и поддержанию контактов с другими людьми, понимать и быть понятым ими, ориентироваться в условиях общения.
«Сотрудничать – работать, действовать вместе, принимать участие в общем, деле» (Толковый словарь русского языка Ожегова)
Слайд 11 НОВИЗНА ПРОЕКТА
Новизна и практическая
значимость работы заключается в определении эффективных технологий формирования коммуникативных компетенций, в использовании на уроках математики технологии сотрудничества.
Слайд 12 формы групповой работы
Модель1.Позиционное взаимодействие.
Модель2.Индивидуально-групповая .
Модель3.“Конвейерный”способ.
Модель4.“Кооперативный”способ.
Слайд 13 виды заданий
Создание художественных текстов
на математические темы
Обязательное обоснование
Устные доклады
Деловая игра «Ученик» - «учитель»
Поток вопросов
Публичные выступления и т.д.
Слайд 15Партнёры - учителя начальных классов первой и высшей квалификационной категории.
.
Целевой аудиторией
являются учащиеся 1- 4 классов .
Слайд 16 Вид коммуникативных УУД –
Коммуникация как кооперация.
Показатели -
Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.
Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.
Уровень сформированности коммуникативных УУД.
Высокий
- активно принимает участие в работе группы, умеет договариваться с другими людьми,
- понимает смысл высказываний других людей и выражает свою точку зрения.
Рекомендации: поддержка и развитие коммуникативных навыков, проведение совместных заданий на уроке (в парах и группах), участие в дискуссиях, дебатах и т.д.
Слайд 17наблюдения за коллективной работой детей
Слайд 18Анкета «Мотивация учебной деятельности»
Слайд 19Тест коммуникативных умений Михельсона
Слайд 20Тест коммуникативных умений Михельсона
Слайд 21Методические рекомендации для педагогов
постараться создать в классе атмосферу взаимной доброжелательности
и взаимопомощи, только при этом каждый ребенок сможет чувствовать себя среди сверстников спокойным и уверенным в себе;
стремитесь привлечь каждого ребенка в классе к общим делам, участие которых способствует возникновению общих проблем и переживаний, и в конечном итоге – большему объединению детей в классе;
используйте в работе с детьми коллективные игры, развивающие мышление, творческую активность, а так же деятельный подход, работу в парах, группах;
проводите беседы на тему «этикет», «как правильно общаться
Слайд 22 ВЫВОДЫ:
Все поставленные
задачи выполнены в ходе реализации работы:
Изучен теоретический материал по теме «Формирование коммуникативных компетенций младших школьников на уроках математики через технологию сотрудничества».
Рассмотрен ФГОС начального общего образования как инструмент формирования коммуникативных компетенций.
Рассмотрена проблема формирования коммуникативных компетенций младших школьников на уроках математики через технологию сотрудничества.
Разработана серия уроков математики по теме работы, в рабочую программу по математике включён раздел «Формирование коммуникативных компетенций».
Разработатны методические рекомендации по развитию коммуникативных компетенций младших школьников на уроках математики через технологию сотрудничества.
Слайд 23Влияние педагогического проекта
на развитие учащихся
При 100% успеваемости качество знаний обучающихся
составило: в 2010-2011 учебный году – 68%, в 2011-2012 учебный год – 70%, в 2012-2013 учебном году 72%.
Слайд 24НАШИ УСПЕХИ
«Веселый алфавит» (Мартиросян Элина, 2009 г., городской фестиваль «Открытие», победитель
в номинации «Исследователь»), «Как хлеб на стол приходит» (Прилепин Стефан, 2010 г., городской фестиваль «Открытие», Лауреат), «Улицы нашего города» (Михеева Елена, 2011г., окружная интернет конференция «Связь времён», Лауреат), «Герои живут рядом с нами» (Афлатунова Александра, 2009г. Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира», участник), «По сказочным тропинкам» (Левицкая Варвара, 2010 г. Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира», III место), «Три состояния воды» (Рудашко Максим, 2011г. Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира», Лауреат, «Былинные герои – фантазия или реальность» (Салов Михаил, 2012 г. Межрегиональный фестиваль исследовательских работ «Открытие мира», участник.
Слайд 25Публикация педагогического опыта в печати
«Развитие коммуникативных компетенций
учащихся через внеурочную деятельность»,
«Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в условиях работы современной начальной школы» в сборнике II-х Международных педагогических чтениях «Новые стандарты. Новые идеи»; «Открытый урок по математике в начальной школе» - в журнале Педагогическое творчество»; Москва.
Публикация «Одаренные дети-будущее России». Материалы V окружной научно-практической конференции «Перспективы и механизмы реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, (2010).
www.cro-nv.ru Заседание учителей начальных классов городского методического объединения учителей начальных классов, г. Нижневартовск, 11.11.2011 год. Тема «Формирование первоначальных навыков исследовательской деятельности у младших школьников».
Диплом участника Всероссийского интернет-конкурса педагогического творчества, 2012г.; http://http://edupagehttp://edupage.http://edupage.ru.
Слайд 26 Перспектива развития проекта
В дальнейшей работе предполагаю использовать технологию сотрудничества
с целью формирования коммуникативных компетенций на других предметах.
Результатом работы является разработка методических рекомендаций для студентов и учителей математики по теме выпускной квалификационной работы.
Достоверность и обоснованность результатов проекта обеспечивается методологическим обоснованием исходных данных; использованием современных концепций; выбором и применением методов, видов и средств, адекватных задачам исследования; обработкой полученных результатов на основе количественного и качественного анализа, позволившего сформулировать обобщенные выводы; личным опытом