Слайд 1ПАТРИОТИЧЕСКОЕ И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Программа
«Мир вокруг
нас»
Презентация опыта работы МБДОУ №56 г. Шахты
Слайд 2…Хороша донская земля!
Разгуливает по ней тёплый ветер,
набежавшее облачко прикроет её своей
тенью,
и она, будто недовольная, нахмурится, потемнеет.
Облачко улетит – и снова она радостная и сверкающая,
Раскрывает свои объятья солнцу…
Слайд 3Детство – то время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки
национальной культуры
Слайд 4Наш коллектив использует современные подходы к дошкольному образованию при создании условий
для приобщения детей к истории родного края
Слайд 5Народное творчество –неиссякаемый источник народной культуры
Слайд 6Жизнь в русле родной культуры важна для дошкольника, так как в
этом возрасте ребенок только начинает познавать окружающий мир
Слайд 7муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
г.Шахты Ростовской области
«Детский сад №56»
Программа по ознакомлению дошкольников с родным краем
«Мир вокруг нас»
Слайд 8Цель программы:
воспитание у дошкольников любви к родному краю посредством приобщения их
к истории Донского края, его культуре, традициям, обычаям Донского казачества
Слайд 9Задачи программы:
расширять интеллектуальные и духовно-нравственные возможности ребенка, формировать творческую личность в
процессе восприятия музыкальных, литературных, изобразительных произведений искусства родного края
воспитать свободную, гуманную личность, ориентированную на единство и гармонию ценностей общечеловеческой и региональной культуры, способную к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми
создать условия обеспечивающие формирование у дошкольников гражданских отношений детей со сверстниками, родителями, педагогами, нравственных и духовных ценностей, бережное отношение к социальному и культурному наследию нашего Отечества - края донского
обогатить развивающую среду предметным окружением, способствующим развитию творческого потенциала дошкольников в художественно-изобразительной, речевой, конструктивной, игровой деятельности, самостоятельному практическому применению народной мудрости в различных видах деятельности ДОУ, семье
Слайд 10Приоритетные направления программы
Формирование представлений о животном и растительном мире, которые пробуждают
душу ребенка, воспитывают в нем чувства доброты и красоты, любознательность, чтобы наши дети знали, любили и берегли ту землю, на которой они родились
Расширение представлений о малой Родине, о многообразии национальностей на Дону, знакомство с историческим прошлым и настоящим города Шахты
Знакомство с героическим прошлым земли Русской, знакомить детей с золотыми именами казачества
Большое место в приобщении детей к культуре казачества должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Эти наблюдения связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. В народном творчестве сохраняются особые черты характера казаков, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности
Слайд 11Принципы программы
Принципом личностно-ориентированного подхода, предполагающего создания условий, обеспечивающих становление личного опыта
ребенка, поддержку, развитие его индивидуальности и самобытности.
Принципом культуросообразности, предусматривающим освоение богатейшего опыта донского казачества, культурных ценностей, способствующих воспитанию и развитию личностной культуры ребенка.
Принципом природосообразности, предполагающим не только учет возрастных, индивидуально-психологических особенностей ребенка, но и национально-специфических его склонностей и стереотипов поведения, обусловленных этическими семейно-бытовыми традициями и обычаями.
Принципом гуманистической ориентации на общественно одобряемые социально-этические нормы поведения, уважение достоинства и прав человека, заботы о родных и близких, проявление миролюбия, доброжелательного отношения, терпимости к окружающим людям, независимо от национальности и личных свойств.
Принципом интеграции, предполагающим комплексное включение содержания программы в образовательный процесс ДОУ. Освоение ребенком различных элементов фольклора казачества Дона в соответствии с ценностями общечеловеческой культуры.
Слайд 12Программа "МИР ВОКРУГ НАС" состоит из четырех блоков, каждый из которых
преследует определенную цель
Слайд 13Блок «Книга природы»
ТЕМА: «Oт древнейших времен до наших дней»
TEМА: «Природа и
человек»
ТЕМА: «Мать – кормилица»
Главное богатство Донского края
Земля просит помощи
ТЕМА: «Незаменимый дар природы» (вода на Дону)
ТЕМА: «Животные - друзья человека»
Общие представления
«Животный мир Дона»
«Донской край останется рыбным»
ТЕМА: «Как прекрасен этот мир!»
Общие представления
Богатеть лесами, не беднеть травами
Делать добрые дела так приятно
Слайд 14Блок «История отечества»
ТЕМА: «На святой Руси»
ТЕМА: «Как Игорь, землю от врагов
Я тоже защищать готов»
ТЕМА: «Твои защитники, Родина»
ТЕМА: «Славен Дон богатырями»
ТЕМА: «На Дону закон такой всех врагов с земли долой» (Великая Отечественная война)
ТЕМА: «Наша Армия родная...»
ТЕМА: «Армия»
Слайд 15Блок «Мой город»
ТЕМА: «Моя семья»
ТЕМА: «Детский сад»
ТЕМА: «Улицы и мы»
ТЕМА: «Мы
все разные»
ТЕМА: «Горючий камень»
Тема: «Шахты - сегодня»
ТЕМА: «Наш язык»
Слайд 16Блок «Обычаи, традиции, обряды»
ТЕМА: «Календарная обрядность и связи ее с христианством»
Донские обычаи
Осень в народном представлении
ТЕМА: «Зимние праздники»
ТЕМА: «Весенние празднества»
ТЕМА: «Как отмечался на Дону приход лета»
ТЕМА: «Семейные традиции на Дону»
ТЕМА: «Проведение досуга донских казаков»
Слайд 23Мы стремимся к тому, чтобы повзрослев, человек вспоминал с теплотой, с
гордостью рассказывал о красоте и богатстве своего родного края
Слайд 24Одна из основных тенденций современного дошкольного образования является ориентация на национально-культурные
ценности
Слайд 27Будущее страны зависит от того, как будет расти и развиваться её
культурный, нравственный и интеллектуальный потенциал – дети
Слайд 29Тематические выставки литературы о донском крае
Слайд 30Знание истории родного края, способствует развитию творческой активности детей, делает их
достойными наследниками духовных ценностей, которые завещали нам талантливые предки.
Слайд 32Городские мероприятия, методические объединения
Слайд 33Социальное партнёрство. Шахтинский пансионат для престарелых и инвалидов