Слайд 1СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ДОУ В ПРОЦЕССЕ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ У
ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ.
Горбаренко Ирина Валерьевна,
учитель – логопед МДОУ № 14,
Г. Железногорск, Курская обл
Слайд 2СЛОГ –
МИНИМАЛЬНАЯ ЕДИНИЦА РЕЧЕВОГО ПОТОКА.
Слоговая структура слова –
чередование ударных
и безударных слогов.
Слайд 3Преодоление нарушений слоговой структуры при нормальном речевом развитии
● пропуски слогов и
звуков
преодолеваются к 2,3 годам
● увеличение количества слогов после вставки гласной в стечение согласных
преодолеваются к 2,5 годам
● повторения одного и того же слога
преодолеваются к 2,5 годам
● перестановка слогов
встречаются редко
● сокращение стечения согласных
преодолеваются к 3 годам
Слайд 4Нарушения слоговой структуры у детей с речевой патологией
● пропуски слогов
/
мако/ - молоко
● увеличение количества слогов после вставки гласной в стечение согласных
/ тарава / - трава
● повторение одного и того же слога
/ титити/ - кирпичи
Слайд 5
● перестановка слогов
/ павороз/ -паровоз
● замена предшествующего звука последующим
/ сокаба
/ - собака
● сокращение стечения согласных
/ кука/ -кукла
● вставки согласного в слог
/ лимонт/ - лимон
Слайд 6Причины нарушения слоговой структуры у детей с речевой патологией
● трудности в
артикуляционной моторике
● нарушение общеритмических способностей
● затруднения у детей в рядовосприятии и рядообразовании
● нарушение оптико – пространственной ориентации
● недостаточная сформированность фонематического восприятия
Слайд 7Подготовительный этап
Цель - создание базы для формирования слоговой структуры на невербальном
и вербальном материале
Слайд 8Направления работы
● развитие межанализаторного взаимодействия
● совершенствование речедвигательных навыков, темпо – ритмических
характеристик речи и динамической организации движений
● способностей к рядовосприятию и рядовоспроизведению
● развитие оптико – пространственной ориентировки
● развитие фонематического восприятия
● накопление пассивного и активного словаря
Слайд 9Развитие межанализаторного взаимодействия
Логопед
● «Узнай звук» - узнавание звуков на невербольном материале
( шуршание бумаги, перелистывание страниц и т.д.)
● «Кто как кричит?»
- звукоподражания
Слайд 10Развитие межанализаторного взаимодействия
Музыкальный руководитель
● Игра на музыкальных инструментах
●« Кто спел?» -
определить по голосу, кто спел
Слайд 11Развитие межанализаторного взаимодействия
Инструктор по физической подготовке
« Сигнал» -
смена движения на
Слайд 12Принципы построения работы над ритмом
● построение материала от простого к
сложному
● восприятие и воспроизведение ритма с акцентированной и неакцентированной долями
● использование различных ощущений
( тактильно – кинестетических, зрительных, слуховых)
Слайд 13Работа над ритмом
Логопед
Упражнения на восприятие и воспроизведение ритма:
● слуховой контроль
Слайд 14Работа над ритмом
Логопед
Упражнения на восприятие и воспроизведение ритма:
● зрительный
контроль
Слайд 15Работа над ритмом
Инструктор по изодеятельности
( воспитатель)
развитие пространственного ритма
● повторение элементов
●
чередование разных элементов
● симметричное размещение элементов
● рисование под музыку
Слайд 16Работа над ритмом
Рисование под музыку
Вивальди
Времена
года
Слайд 17Работа над ритмом
Рисование под музыку
Чайковского
Марш оловянных солдатиков
Слайд 18Работа над ритмом
Инструктор по ФИЗдеятельности
Упражнения со скакалкой, мячом, сопровождаемые музыкой или
стихотворными текстами
Слайд 19Совершенствование динамического праксиса
Логопед
Упражнения:
«кулак-ребро-ладонь»
« игра на рояле»
« пальчики здороваются»
Слайд 20Совершенствование динамического праксиса
Музыкальный руководитель
Движения под музыку различного характера
Инструктор по ФИЗдеятельности
Тренировка
способности к переключению движений
Инструктор по изодеятельности
( воспитатель)
Графические упражнения на переключение, последовательность движений
Слайд 21Развитие оптико – пространственной ориентировки
Логопед
Упражнения на ориентировку в собственном теле
Упражнения на
усвоение понятий: далеко-близко, высоко – низко, сзади – впереди, перед – между, первый – последний
с использованием наглядности
Слайд 22Развитие оптико – пространственной ориентировки
Инструктор по ФИЗдеятельности
Упражнения на перемещение в
пространстве
Слайд 23Развитие оптико – пространственной ориентировки
Инструктор по ИЗОдеятельности
( воспитатель)
Рисование по
инструкции, развитие ориентации в двухмерном пространстве - на листе бумаги
Слайд 24Развитие оптико – пространственной ориентировки
Музыкальный руководитель
Усвоение оптико – пространственных понятий в
танцах и музыкальных играх
Слайд 25Развитие оптико – пространственной ориентировки
Воспитатель
Беседы о временных и пространственных понятиях:
смена
времен года, частей суток, дней недели и т. д.
Слайд 26Развитие фонематического восприятия
● узнавание звука на фоне других звуков, слога, слова
●
выделение первого, последнего звука
● определение ударного гласного
● определение места согласного
● определение последовательности звуков
Слайд 27Коррекционный этап
Цель – коррекция нарушений слоговой структуры на вербальном материале
Слайд 28Задачи коррекционного этапа
● развитие артикуляторной моторики
● закрепление произношения простых слоговых структур
путем многократного повторения
● отработка словесного материала с усложнением слоговых структур
● закрепление слов во фразах
Слайд 29Уровни сложности речевого материала
● уровень гласных
● уровень слогов
● уровень слов (
13 классов )
Слайд 30Коррекционный этап
Музыкальный руководитель
● Пропевание серии гласных и слогов с повышением и
понижением тона
● Включение в занятия песен на автоматизацию и дифференциацию звуков
Воспитатель
● Проведение артикуляционной гимнастики
● Включение в занятия игр,
формирующих навык фонетико -морфологического анализа слова
Слайд 31План взаимодействия специалистов
Слайд 32Литература
● Агранович З.Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов
у детей. СПб, 2009
● Большакова С.Е. Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей. Москва, 2009
● Титова Т.А. Нарушения звукослоговой структуры слова и их коррекция у детей с речевой патологией.- СПб, 2002