Слайд 1
Отчет по самообразованию.
«Развитие познавательной инициативы в условиях детского сада и семьи,
через проектную деятельность».
Воспитатель: Западнова С.В.
г. МОСКВА
2016 -2017год.
Слайд 2«Развитие познавательной инициативы в условиях детского сада и семьи, через проектную
деятельность».
Цель:
Создание единого образовательного пространства «ДОУ и семья», в котором созданы условия для саморазвития всех субъектов образовательного процесса, через проектную деятельность.
Задачи:
Изучить потребности родителей в образовательных услугах для перспективы в развитии учреждения, содержание работы и форм организации;
Разработать содержания, форм и методов интегрирования ценностно-значимых педагогических компонентов работы с семьей;
Привлечение родителей к сотрудничеству, взаимопониманию и доверия между всеми участниками педагогического процесса.
Расширять сферу участия родителей в организации жизни ДОУ, установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.
Реализация проекта:
Увеличения охвата родителей в досуговую деятельность разнообразными формами сотрудничества, через проектную деятельность.
Переход родителей от мирного существования в партнерские отношения.
Слайд 3Детство – уникальный и волшебный мир. С самого рождения ребенок является
первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Действительно, для него все впервые: страх и радость, солнце и дождь. Пятилетних детей называют «почемучками», так как в этом возрасте познавательная активность очень высокая: каждый ответ на вопрос рождает новые вопросы.
Самостоятельно ребенок дошкольного возраста не всегда может найти ответы на всё, интересующее его, – в этом ему помогают педагоги. Но наряду с объяснительно-иллюстративным методом обучения должны использоваться дополнительные методы. Одним из эффективных методов работы с детьми среднего дошкольного возраста является метод проектной деятельности, который основан на понимании роли личности ребенка в системе дошкольного образования. Обычно под личностью понимается человек с присущими индивидуальными особенностями. Личность – особая социальная характеристика человека, которая имеет две особенности. Первая связана с тем, что человек делает такое, что отличает его от других людей. Вторая особенность заключается в том, что это отличие оказывается важным и полезным для других людей.
Слайд 4Что же способствует личностному развитию человека?
Одним из главных условий является поддержка
активности личности или развитие познавательной инициативы в условиях ДОУ и семьи.
Актуальность
Развитие познавательной активности ребенка дошкольного возраста в последнее время весьма актуальна по целому ряду причин:
Во-первых, ребенок как можно раньше должен получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов. Уникальность личности проявляется не в ее внешности, а в том, что вносит человек в свое социальное окружение. Если то, что кажется ему наиболее значимым, представляет интерес и для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Во-вторых, все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
В-третьих, идея гармоничного разнообразия как перспективная форма социального развития также предполагает умение проявлять продуктивную инициативу.
Слайд 5Подобное умение необходимо воспитывать с детства. Однако на пути его становления
существуют определенные трудности. Одна из них связана с тем, что социум является строгой нормативной системой, в которой человек должен действовать по определенным правилам, то есть стандартным способом. Инициатива же всегда предполагает выход за определенные традицией рамки. Вместе с тем это действие должно быть культурно адекватным, то есть вписывающимся в существующую систему норм и правил.
В среднем дошкольном возрасте доминируют нормативно-стабилизирующие способности. В значительной мере, по – моему мнению, это вызвано фактом «натаскивания» детей при поступлении в школу. При этом практически не поддерживается детская познавательная активность. Ребенок начинает следовать за логикой предметов, предлагаемых взрослыми. Во многом его занятия сводятся к заучиванию различных сведений.
Дальнейшее изучение проблемы развития способностей связано с пониманием их роли как инструмента ориентировки в жизни. Жизнь человека предстает как переход из одной ситуации в другую. Но не овладев правилами, возникает трудность решения задач: понять, что это за ситуация, какие в ней действуют правила; нравится или нет эта ситуация и что в ней нужно изменить, чтобы ее улучшить. Порой взрослый не учитывает правила и факты, намеренно организовывает ситуацию, сам придумывает действие, что приводит к задержке детской активности в познавательной сфере. На мой взгляд, социально значимой формой детской познавательной активности является проектная деятельность. Ребенок в ходе занятий проблемного обучения получает свободу, способен отходить от усвоенных стандартов, комбинировать их, используя при построении продуктов воображения, не просто передают в своих произведениях те или иные впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для этой передачи. А это очень и очень значимо для современного будущего ученика и человека, способного самостоятельно мыслить и давать оценку действиям. Проектный метод в обучении дошкольников является подготовительным этапом для дальнейшей его реализации в работе учителя начальных классов.
Слайд 6Проектная деятельность важна тем, что отражает интересы ребенка, поддерживается уникальное видение
мира, свойственное ребенку, стимулируется его познавательная активность, повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов, предлагаемых сверстников. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.
Слайд 7ПРОЕКТ: «ДЕНЬ МАТЕРИ!».
Название проекта: «Мамочка любимая, самая красивая!».
Вид проекта: творческий, краткосрочный,
коллективный.
Участники: дети средней группы, родители, воспитатель.
Срок реализации: две неделя.
Цель проекта:
Формирование у детей целостного представления образа матери-хранительнице домашнего очага, играющей большую роль в жизни каждого человека.
Задачи ( для детей):
1. .Развивать коммуникативные навыки детей, умение находить выход из проблемных ситуаций.
2. Поддерживать доброжелательное отношение в играх, совместной продуктивной деятельности.
3. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов, составление рассказов о маме.
4. Развивать творческие способности детей через пение, танцы, художественную деятельность.
5. Воспитывать уважение к женщине, как к человеку, дарующему жизнь, хранительнице домашнего очага.
Объект исследования: духовно - нравственное воспитание детей в рамках интеграции
Предмет исследования: художественно – эстетические интересы детей родителей и воспитателей
Проектное решение:
Значимость данного проекта может показаться не оригинальной и даже не много избитой, казалось бы, прописные истины. Но мы считаем, что в нашем современном мире, когда родителям все сложнее заниматься воспитанием детей, вести работу в нравственном, эстетическом, патриотическом направлениях, а в нашем случае это воспитание в ребенке любви, уважения, чувства сопереживания и взаимопомощи близкому человеку - маме, является необходимым составляющем в воспитании детей. В свою очередь воспитание детей - наша главная педагогическая задача.
Итоговое мероприятие: Досуг с родителями «Мамочка любимая, самая красивая!».
Слайд 12Паспорт проекта
Тема проекта: «Путешествия по сказкам».
Вид проекта: долгосрочный, творческий, коллективный, с участием родителей
воспитанников.
Участники проекта: дети среднего дошкольного возраста, родители воспитанников ДОУ.
Цель проекта:
Создание условий для реализации образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
Задачи проекта
1.Развивать общение и взаимодействие ребенка с взрослыми и сверстниками.
2.Обогащать словарь детей, совершенствовать диалогическую речь, воспитывать умение использовать в речи разнообразные языковые средства.
3.Развивать эмоциональную отзывчивость и сопереживание героям произведений.
Образовательные области: социально-коммуникативная, речевая, художественно-эстетическая.
Итоговое мероприятие: Досуг с родителями Сказка «Колобок на новый лад» - дети. Сказка «Теремок» - родители.
Слайд 13Сказка «Колобок на новый лад» - дети
Слайд 20Проект « 23 февраля!»
Название проекта: «Мой папа самый лучший»
Вид проекта: творческий,
краткосрочный, коллективный.
Участники: дети средней группы, родители, воспитатель.
Срок реализации: одна неделя.
Цель: способствовать психологическому сближению детей и родителей, развитию гармонии в отношениях.
Задачи:
1. Образовательные:
- расширять представление детей о государственном празднике День защитника Отечества;
- продолжать учить детей играть в различные игры, соблюдая правила;
2. Развивающие:
- развивать быстроту, ловкость, меткость, сообразительность;
- развивать умение громко и выразительно читать стихи; петь песни;
- развивать умение детей и родителей взаимодействовать друг с другом;
3. Воспитательные:
- воспитывать любовь к Родине; чувство гордости за своих близких (за папу, старшего брата, за дедушку);
- воспитывать чувство товарищества;
- приобщать детей к праздничной культуре поведения.
Итоговое мероприятие: Досуг с родителями «Мой папа самый лучший».
Слайд 22Заключение.
На сегодняшний день самым эффективным видом деятельности детей, который положительно влияет
на развитие умственной активности и творческой самостоятельности, является проектно – исследовательская деятельность, которая позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной интересующей нас проблемы и применять полученные знания на практике. Главное на этом пути – учитывать возрастные особенности маленьких детей и не переносить школьные методики проектной деятельности в детский сад. Метод проектов, как одна из инновационных технологий развития дошкольников, основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность воспитанников. Действуя самостоятельно ( под направлением и руководством педагогов, родителей), дети учатся разными способами находить информацию об интересующем их предмете или явлении, используя эти знания для создания новых объектов деятельности. Применение метода проекта в образовательном процессе ДОУ помогает детям научиться работать в команде, используя глубоко мотивированную, целесообразную познавательную деятельность. В коллективе вырабатывается собственный алгоритм действий для достижения поставленной цели, педагоги свободны в выборе способов и видов деятельности. Согласно В представленном в исследовании опыте работы дошкольного учреждения по организации проектирования, воспитатели научили детей собирать информацию. Дошкольники выясняли, где ее можно найти и как оформить для дальнейшего использования. Качественно изменился стиль общения педагогов с детьми. Активными участниками образовательного процесса стали родители. Взаимодействие с семьей позволило добиться наибольших результатов в работе с дошкольникам. Проектная деятельность показалась интересной всем участникам. Организация деятельности по применению технологии проектов в воспитательно-образовательном процессе в ДОУ способствовала сплочению педагогического коллектива (на что указывает и высокий уровень активности взрослых (до 88%) и детей ( до 100%) , повышению профессионально-личностной компетентности, изменению отношения педагогов к нововведениям в образовании, созданию условий для самореализации и достижения профессионального успеха, формированию уверенности, развитию креативности. В целом педагоги и родители единодушно указывали на высокий интерес детей к технологии проекта и высокий уровень мотивации в дальнейшем использовании проектов в совместной деятельности. Разработанные проекты совместной деятельности представлены в приложениях.
Слайд 23Список литературы:
Виноградова Н.А., Панкова Е.П. Образовательные проекты в детском саду. Пособие
для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.
2. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика-синтез, 2008. – 112 с.
3. Киселева Л.С. и др. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: – М.: АРКТИ, 2003. – 96 с.
4. Пенькова Л.С. Под парусом Лето плывет по Земле (организация детских площадок в летний период) методическое пособие для работников дошкольных учреждений, студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. – 288 с.
5. Тимофеева Л.Л. Проектный метод в детском саду. «Мультфильм своими руками». – СПб .: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011. – 80 с.
6. Штанько И.В. Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. // Управление дошкольным образовательным учреждением. 2004, № 4.
7. // Дошкольное воспитание. № 1, 2 2007, № 5, 12 2008.
8. // Дошкольное образование. № 8, 12 2008.
9. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 5. 2009 - с. 58.
10. // Дошкольное образование. Обучение дошкольников № 6. 2009 - с. 69.
11. // Дошкольная педагогика. № 5. 2008, № 5. 2009.
12. // Обруч № 4, 2009.
13. // Ребенок в детском саду. № 3 2003, № 2, 3 2008. 13. //Коллекция увлечений (приложение к журналу «Обруч»): пособие для работников дошкольных учреждений/ Н.А. Рыжова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2005. – 80 c.
Материалы интернет- ресурсов:http://festival.1september.ru www.resobr.ru