Презентация, доклад особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями речи

Содержание

У нас ограниченные возможности... Так, почему-то, принято считать. Но кто, скажите, может ограничить Возможность верить и мечтать. Встречать рассвет! И радоваться жизни! Писать стихи, когда душа поёт! Возможности у нас

Слайд 1МБОУ СОШ №7 г. Бирска Особенности обучения детей с тяжелыми нарушениями речи.
Ууу
Учитель

начальных классов: Ветлина Нина Владимировна
МБОУ СОШ №7 г. Бирска Особенности обучения детей  с тяжелыми нарушениями речи.УууУчитель начальных классов: Ветлина Нина

Слайд 2
У нас ограниченные возможности... Так, почему-то, принято считать. Но кто, скажите,

может ограничить Возможность верить и мечтать. Встречать рассвет! И радоваться жизни! Писать стихи, когда душа поёт! Возможности у нас не ограничены, Когда мы вместе! А не наоборот. Ирина Пронина
У нас ограниченные возможности...  Так, почему-то, принято считать.  Но кто, скажите, может ограничить  Возможность

Слайд 3ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ
Речь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей

форма общения, опосредованная языком.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯРечь – сложившаяся исторически в процессе материальной преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Слайд 4КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ

КОМПОНЕНТЫ РЕЧИ

Слайд 5ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ

ЛЕКСИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Слайд 6ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ

ГРАММАТИЧЕСКАЯ СТОРОНА РЕЧИ

Слайд 7КОМПОНЕНТЫ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

КОМПОНЕНТЫ ФОНЕТИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ

Слайд 8ФУНКЦИИ РЕЧИ

ФУНКЦИИ РЕЧИ

Слайд 9СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТА
ПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ
РЕЧЕВОЙ АППАРАТ
АРТИКУЛЯЦИОННЫЙ
ОТДЕЛ
ГОЛОСОВОЙ ОТДЕЛ
ДЫХАТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
РЕЧЕВОЙ АППАРАТ
Схема локализации

речевых центров
СТРОЕНИЕ РЕЧЕВОГО АППАРАТАПЕРИФЕРИЧЕСКИЙ РЕЧЕВОЙ АППАРАТАРТИКУЛЯЦИОННЫЙ ОТДЕЛГОЛОСОВОЙ ОТДЕЛДЫХАТЕЛЬНЫЙ ОТДЕЛЦЕНТРАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ АППАРАТСхема локализации речевых центров

Слайд 10Дети с тяжёлыми нарушениями речи –

Дети с тяжёлыми нарушениями речи –

Слайд 11ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
ОРГАНИЧЕСКИЕ
НАРУШЕНИЯ
Органические центральные:

наследственные факторы;

травмы головного мозга;

инфекции,

в т.ч. нейроинфекции (энцефалит, менингит);

интоксикации – воздействие на мозг ядов (лекарственного, промышленного, бытового происхождения).

Органические периферические:

короткая уздечка
языка;

неправильное
строение или отсутствие
зубов;

нарушения в
строении челюстей.

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИОРГАНИЧЕСКИЕ НАРУШЕНИЯОрганические центральные: наследственные факторы; травмы головного мозга; инфекции, в т.ч. нейроинфекции (энцефалит, менингит); интоксикации

Слайд 12ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
НАРУШЕНИЯ
Возрастные
особенности
младших школьников:

несформированность
фонематического
восприятия;

слабость и

недостаточная
подвижность мышц
артикуляционного
аппарата



Социальные
факторы:

ограничение
общения;

искаженная форма
общения;

двуязычие в семье;

дефектное
речевое
окружение.



ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
НАРУШЕНИЯ

ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЙ РЕЧИФУНКЦИОНАЛЬНЫЕНАРУШЕНИЯВозрастные особенности младших школьников:несформированность фонематического восприятия; слабость и  недостаточная  подвижность мышц  артикуляционного

Слайд 13
ДИСЛЕКСИЯ (АЛЕКСИЯ)
РАССТРОЙСТВО ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ

ДИСЛЕКСИЯ (АЛЕКСИЯ)РАССТРОЙСТВО ПРОЦЕССА ЧТЕНИЯ

Слайд 14Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи
. ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны

речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата.
Проявления:
расстройства артикуляции
нарушения голосообразования
изменение ритма, темпа и интонации речи
Причины:
органическое поражение ЦНС в результате воздействия различных неблагоприятных факторов во внутриутробном и раннем периодах развития
острые и хронические инфекции
кислородная недостаточность
недоношенность
резус-несовместимость
ДЦП – 65-85% детей
родовые травмы
токсикоз беременности и др.

Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи. ДИЗАРТРИЯ – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого

Слайд 15Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речи
РИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и

звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
Синонимы:
«гнусавость» -- устаревший термин
«палатолалия»
Проявления:
назализация (воздушная струя при звукопроизнесении попадает в полость носа и возникает носовой резонанс)
искаженное произношение всех звуков
речь невнятная, монотонная
грубые нарушения артикуляционного аппарата (расщелина неба)
РИНОФОНИЯ – если нет расщелины неба, а есть только носовой оттенок голоса.

Нарушения звукопроизношения и интонационно-мелодической организации речиРИНОЛАЛИЯ - нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленные анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.Синонимы:«гнусавость»

Слайд 16Нарушения темпо-ритмической организации речи
ЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным

состоянием мышц речевого аппарата.
Синонимы: логоневроз
Страдают до 2% людей.
Причины:
речевая перегрузка
патологическая раздражительность
ускоренный темп речи
подражание
издержки воспитания
психотравмы
Все это является предрасполагающими факторами для заикания.
Проявления:
судороги в момент речи в речевом аппарате
периодичность в течении
связь с общим эмоциональным состоянием
зависимость от внешних факторов (время года, питание, условия жизни)
сопутствующие движения (развиваются постепенно) судороги в различных группах внеречевой мускулатуры: лицо, шея, конечности (зажмуривание глаз, моргание, раздувание ноздрей, откидывание головы и т.д.)
эмболофразия (речевая уловка – добавление в речи стереотипных звуков «а-а-а», «э-э-э», «ну» и др.
логофобия – боязнь речи в целом или произнесения отдельных звуков.



Нарушения темпо-ритмической организации речиЗАИКАНИЕ – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.Синонимы: логоневрозСтрадают до

Слайд 17ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
ОРГАНИЧЕСКИЕ
ИЛИ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ
НАРУШЕНИЯ
НЕРВНАЯ СИСТЕМА
УТОМЛЯЕМОСТЬ.

СНИЖЕНИЕ
РАБОТОСПОСОБНОСТИ




СНИЖЕНИЕ
ВНИМАНИЯ,
ВЕРБАЛЬНОЙ
ПАМЯТИ

РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТЬ,
ДВИГАТЕЛЬНАЯ
РАСТОРМОЖЕННОСТЬ

ОГРАНИЧЕНИЕ
В ОБЩЕНИИ

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
НЕУСТОЙЧИВОСТЬ,
СВОЕОБРАЗИЕ
ХАРАКТЕРА

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИОРГАНИЧЕСКИЕИЛИ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯНЕРВНАЯ СИСТЕМАУТОМЛЯЕМОСТЬ.     СНИЖЕНИЕ

Слайд 18Нарушение речи включает:
нарушение звукопроизношения;
бедность словаря и его медленное накопление;
трудности при построении

предложений;
трудности построения связных высказываний.

Речь сбивчивая, непонятная, маловыразительная; страдает временная и причинно-следственная связь.

Нарушение речи включает:нарушение звукопроизношения;бедность словаря и его медленное накопление;трудности при построении предложений;трудности построения связных высказываний.	Речь сбивчивая, непонятная,

Слайд 19Моторные функции:
общая моторная неловкость, неуклюжесть;
дискоординация движений;
замедленность или расторможенность движений;
понижение моторной

активности;
недостаточная ритмичность;
нарушение динамического и статического равновесия;
особо затруднена мелкая моторика пальцев рук

Моторные функции:общая моторная неловкость, неуклюжесть; дискоординация движений;замедленность или расторможенность движений;понижение моторной активности;недостаточная ритмичность;нарушение динамического и статического равновесия;особо

Слайд 20Высшие психические функции:
Память – быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных

раздражителей. Особенно страдает вербальная память – память на слова, фразы, тексты.

Внимание – низкая концентрация, неустойчивость, трудности переключения и распределения.

Мышление – трудности овладения операциями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. В наибольшей степени страдает наглядно-образное мышление.

Высшие психические функции:Память – быстрое угасание возникших следов, ограниченность удержания словесных раздражителей. Особенно страдает вербальная память –

Слайд 21Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи ученика
нарушение звукопроизношения;
грубые

аграмматизмы в устной речи и на письме.
Особый характер ошибок в процессе письма и чтения:
стойкие, специфические, повторяющиеся ошибки в письменных работах и в процессе чтения:
искажение графических образов букв, пропуски, перестановки, добавления, недописывания букв и слогов, нарушение границ предложений и т. д.
смешивание звуков и букв в устной и письменной речи.
стойкие множественные ошибки на правило, регулярно повторяющиеся в разных видах работ, независимо от психофизического состояния ребенка.

Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учениканарушение звукопроизношения;грубые аграмматизмы в устной речи и на

Слайд 22СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Р
Э
С
О
А

СРЕДСТВА РАЗВИТИЯ РЕЧИРЭСОА

Слайд 23Методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамику
Индивидуальный

подход на всех этапах обучения(при опросе, инд. дом. задания, посильная работа на уроке;
обязательная оценка положительных результатов (даже небольшого вида деятельности)
максимальное использование наглядности, опорных схем, конспектов, рисунков таблиц, карт, компьютера, интерактивной доски;
рассказ по рисунку, опорным словам, схемам;

Методы и формы работы с детьми с ОВЗ, дающие положительную динамикуИндивидуальный подход на всех этапах обучения(при опросе,

Слайд 24Методы и формы работы (продолжение)
На уроке максимально загружать умственной работой (дома

могут не выполнить), помогать во время урока, оказывать поддержку, внимание;
создание на всех этапах обучения обстановки принятия обучающегося, благоприятных отношений между учеником и учителем;
оценивать не результат, а участие в коллективной работе, поддерживать желание работать, поддерживать интерес к предмету (лучший стимул-похвала, оценка деятельности);
в начале урока установить контакт с учеником, проводить повторение материала перед опросом;
дробить вопрос на более мелкие, если возникает затруднение с ответом;
к подаче материала подходить очень обдуманно и не требовать от обучающегося того, что он не может сделать, учитывать материальное положение ученика, психологическое состояние на конкретный момент.

Методы и формы работы (продолжение)На уроке максимально загружать умственной работой (дома могут не выполнить), помогать во время

Слайд 25САМЫЕ ГЛАВНЫЕ требования к уроку с детьми ОВЗ:
1. воздействие на все

органы чувств;
2. разнообразные виды деятельности;
3. обращение к опыту ребенка;
4. комфортные условия на уроке;
5. ребенок должен испытывать успех в преодолении трудностей;
6. содружество учителя;
7. задания малыми дозами;
8. игра;
9. чувство самодостаточности, уважение к личности (можно осудить поступок, но не личность).


САМЫЕ ГЛАВНЫЕ  требования к уроку с детьми ОВЗ:1. воздействие на все органы чувств;2. разнообразные виды деятельности;3.

Слайд 26
Мир «особого» ребёнка – Интересен и пуглив. Мир «особого» ребёнка –

Безобразен и красив. Неуклюж, немного страшен, Добродушен и открыт Мир «особого» ребёнка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он молчалив? Почему он так испуган? И совсем не говорит? Мир «особого» ребёнка… Он закрыт от глаз чужих. Мир «особого» ребёнка Допускает лишь своих.

Калиман
Наталья Адамовна

Мир «особого» ребёнка –  Интересен и пуглив.  Мир «особого» ребёнка –  Безобразен и красив.

Слайд 27Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть