Слайд 1
Специфика работы
с детьми
раннего возраста
Слайд 2
Для физического и нервно-психического развития детей первых двух лет жизни характерен
быстрый темп.
В этот период интенсивно увеличивается рост и вес ребенка (особенно на первом году), усиленно развиваются все функции организма. К году ребенок овладевает самостоятельной ходьбой. На втором и третьем году жизни его основные движения совершенствуются, он начинает координировать свою двигательную активность с окружающими. Большие успехи делает ребенок в овладении родным языком.
Слайд 3 Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном
фоне, как повышенная ранимость организма — низкая его сопротивляемость заболеваниям.
Каждое перенесенное заболевание отрицательно сказывается на общем развитии детей.
Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребенка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем детстве.
В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Крепкий, физически полноценный ребенок не только меньше подвержен заболеваниям, но и лучше развивается психически.
Слайд 4 При воспитании маленьких детей следует учитывать преобладание у
них возбуждения над тормозными процессами: маленький ребенок с трудом переносит ожидание пищи, ограничение в движениях и т. п.
С учетом этой особенности в яслях и группах раннего возраста яслей-садов введен принцип последовательного, постепенного проведения всех режимных процессов, позволяющий обслуживать каждого ребенка индивидуально.
Слайд 5 Восприятие ребёнка этого возраста носит непроизвольный характер,
он может выделить в предмете лишь его ярко выраженные признаки, часто являющиеся второстепенными. Ребёнка необходимо знакомить с цветным спектром, эталонами формы (основные геометрические фигуры).
Внимание и память ребёнка непроизвольны, он не может сразу прекратить что-то делать или выполнять сразу несколько действий. Узнать и запомнить он может только то, что ему понравилось или запомнилось «само по себе».
Слайд 6 Одно из условий своевременного и полноценного
развития
детей — их хорошее, уравновешенное настроение.
Оно поддерживается правильной организацией жизни.
Режим предусматривает соответствующее возрастным и
индивидуальным особенностям детей распределение в
течение суток процессов бодрствования, кормления, сна и
их чередование, а также смену видов деятельности во
время бодрствования.
При правильном режиме обеспечивается не только,
укрепление здоровья детей, но и их нормальное физическое
и нервно-психическое развитие.
Слайд 7В этом возрасте дети очень восприимчивы к эмоциональному состоянию окружающих. Они
очень подвержены так называемому «эффекту заражения»: если один начнёт радостно скакать по группе, то, как минимум, ещё три «лошадки» будет рядом с ним.
Основными чертами ребёнка 2-3 лет являются открытость, честность и искренность. Он просто не умеет скрывать свои симпатии и антипатии к кому или чему бы то ни было. Чувства ребёнка не устойчивы и противоречивы, а настроение подвержено частой смене.
Слайд 8Особенности детей раннего возраста
Многие дети с трудом переживают разлуку с мамой:
громко плачут, всего боятся, сопротивляются всяким попыткам вовлечь их в какое-либо занятие.
Здесь требуется терпение, умение вызвать доверие к себе и сотрудничество с мамой ребёнка. И, конечно же, индивидуальный подход: одним детям нужны ласка и физическая близость, другие, напротив, избегают прямого контакта и предпочитают побыть в одиночестве, третьих можно заинтересовать новой игрушкой.
В раннем возрасте
индивидуальный подход имеет решающее значение
Малыши не воспринимают призывы или предложения, обращённые целой группе. Им необходим взгляд в глаза, обращение по имени, ласковое прикосновение, словом всё то, что свидетельствует о личном внимании и персональной обращённости взрослого.
Слайд 9Ещё одна особенность работы с детьми раннего возраста
- неэффективность любых
чисто вербальных методов воспитания. Любые инструкции, объяснения правил, призывы к послушанию оказываются бесполезными. Потому, что дети до 3-4 лет не могут регулировать своё поведение посредством слова.
Только собственной увлечённостью какой-либо деятельностью можно передать интерес к ней маленькому ребёнку. Здесь требуется повышенная чувствительность к состояниям малыша, выразительные движения и мимика, артистизм. Слова воспитателя обязательно должны быть включены в контекст реальных действий, иметь яркую интонационную окраску, сопровождаться соответствующими жестами и движениями.
Педагог воспитывает не словами, а своими чувствами, действиями и поступками
Слайд 10С маленькими детьми нельзя проводить организованных фронтальных занятий
Задача воспитания в этом
возрасте состоит в том, чтобы стимулировать активность каждого ребёнка, вызывать его желание действовать, общаться, играть, решать практические задачи.
Занятия проводятся по подгруппам и индивидуально.
Слайд 11Универсальным методом воспитания для маленьких детей, как известно, является игра.
Игра малышей требует непременного участия взрослого, который не только передаёт им необходимые правила и способы игровых действий, но и «заражает» их интересом к деятельности, стимулирует и поддерживает их активность.
Слайд 12Содержание педагогической работы
с детьми от года до трёх
Развитие предметной деятельности
- в ней формируются главные психологические новообразования этого периода: речь, наглядно-действенное и образное мышление, познавательная активность целенаправленность и пр.
- это развитие культурно нормированных, специфических и орудийных действий (правильно есть ложкой, и пить из чашки, рисовать карандашом, копать совочком, причёсываться расчёской, застёгивать пуговицы и пр. )
Для решения этой задачи необходимо, начиная с 1 года, приучать детей к самообслуживанию: показывать, как правильно одеваться, причёсываться, держать ложку или чашку, оставляя им возможность самостоятельных действий и побуждая к ним. Помимо обычных бытовых процедур, нужны специальные игрушки: вкладыши различной формы, пирамидки, простые матрёшки, башенки и пр.
Другой линией предметной деятельности является развитие наглядно-действенного мышления и познавательной активности.
Ребёнок раннего возраста мыслит, прежде всего, действуя руками.
Задача воспитателя состоит в не в том, чтобы показать правильный способ действия (т. е. подсказать решение задачи) а в том, чтобы вызвать и поддержать познавательную активность, заинтересовать малыша загадочным предметом и побудить к самостоятельному экспериментированию.
Слайд 13Содержание педагогической работы
с детьми от года до трёх
Ещё
одним важнейшим направлением развития предметной деятельности является формирование целенаправленности и настойчивости действий ребёнка. До 2-х лет малыш получает удовольствие от самого процесса действий, их результат ещё не имеет какого-либо самостоятельного значения. К трём годам у ребёнка уже складывается определённое представление о результате того, что он хочет сделать, и это представление начинает мотивировать действия ребёнка. Ребёнок действует уже не просто так, а целенаправленно, с целью получения определённого результата.
Все перечисленные виды предметных действий предполагают индивидуальную работу ребёнка. Поэтому у каждого ребёнка должна быть в руках своя игрушка и свои способы действия с ней.
Успешное овладение предметной деятельностью является основой для развития игровой и продуктивной (рисование, лепка, конструирование) деятельности.
Слайд 14Содержание педагогической работы
с детьми от года до трёх
Следующая задача воспитания
- это развитие активной, коммуникативной речи.
Чтобы ребёнок заговорил, у него должна быть потребность в этом, необходимость выразить словом то, что другими средствами выразить невозможно. Для этого нужно говорить не перед ребёнком и не вместо него, а с ним, создавая ситуацию диалога.
Второй важной линией речевого развития является совершенствование так называемой пассивной речи, т.е. понимания речи взрослого.
Слайд 15Содержание педагогической работы
с детьми от года до трёх
Овладение речью в
раннем возрасте делает возможным становление детского воображения. Воображение возникает на третьем году жизни, когда появляется способность к игровым замещениям, когда знакомые предметы наделяются новыми именами и начинают использоваться в новом качестве.
игровые замещения являются первой формой воображения ребёнка и составляют важнейший шаг к новой ведущей деятельности ребёнка – сюжетно-ролевой игре.
Сюжетно-ролевая игра возникает не сразу. В конце второго года жизни ребенок начинает последовательно воспроизводить несколько взаимосвязанных действий: кормит куклу, укладывает ее спать, гуляет с ней. На третьем году он уже кормит не так, как раньше, просто прикладывая ко рту куклы тарелку,— а что-то наливает в чашку, тарелку, использует ложку, моет посуду. Но действия ребенка еще не всегда правильно отражают их реальную последовательность. Он может одновременно лечить, кормить, катать куклу на машине.
Слайд 16Содержание педагогической работы
с детьми от года до трёх
Общение и взаимоотношения
со сверстниками. Несмотря на то, что потребность в сверстнике занимает далеко не главное место в жизни ребёнка и обычно не рассматривается как главная линия его развития, первые формы взаимодействия малышей играют исключительно важную роль для развития личности ребёнка и дальнейшего развития межличностных отношений. Именно здесь закладывается чувство непосредственной общности и связи с другими, равными ребёнку людьми.