Слайд 1Презинтация: «Особенности адаптационного процесса»
Практический психолог КДУУ № 170
Кондратенко
Ирина Васильевна
Слайд 2Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не
повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей.
Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется…
Н.М. Аксарина
Слайд 3Адаптация (от лат. «аdaptatio» – «приспособление, прилаживание»)
Слайд 6Адаптация – активный процесс
Позитивный результат
(адаптивность)
Негативный результат
(стресс)
Слайд 8Уровни приспособления
организма
Слайд 9АДАПТАЦИЯ
Физиологическая адаптация – приспособление дыхательной, пищеварительной и сердечнососудистой систем к новым
условиям
Психологическая адаптация – перестройка, выработка новых норм поведения
Социальная адаптация – приспособление личности к новой социальной среде
Слайд 10Привыкание и адаптация
Привычка к детскому саду
Адаптация к детскому саду
=
«Стерпится –
может и слюбится»
«Как рыба в воде, как птица в небе»
Слайд 11Фазы (стадии) адаптационного процесса
Слайд 12Показатели адаптационного процесса
Отрицательные эмоции
Страх
Гнев
Положительные эмоции
Социальное контакты
Познавательная деятельность
Социальные навыки
Особенности речи
Двигательная активность
Сон
Аппетит
Слайд 13Р.В. Тонкова-Ямпольская и Т.Я. Черток различают три степени адаптации
Легкая
адаптация
Тяжёлая
адаптация
Средняя
адаптация
Слайд 14По терминологии Ю.А. Макаренко
Хорошая
адаптация
Тяжёлая
адаптация
Удовлитворительная
адаптация
Слайд 15Лёгкая адаптация (10-15 дней)
заболевание не более одного раза сроком на 10
дней;
аппетит в первые дни может быть снижен, затем нормализуется, отказа от еды не наблюдается;
в первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть непродолжительным, но к концу периода нормализуется.
Физиологические критерии:
Слайд 16настроение бодрое, заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем;
преобладает спокойное эмоциональное состояние,
однако это состояние не стабильно;
любой новый раздражитель влечет за собой возврат как к «+», так и к «-» эмоциональным реакциям;
в первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из ситуации – это активный двигательный процесс;
активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации;
активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане.
Психоэмоциональные критерии:
Слайд 17Средняя адаптация (1 месяц)
заболевают не более 2 раз за этот период
сроком до 10 дней;
может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость (восстановление происходит через 20-40 дней);
аппетит снижается, в первые дни возникает отказ от еды;
аппетит восстанавливается через 20-40 дней;
ребенок плохо засыпает;
сон короткий, вскрикивает во сне, просыпается со слезами (сон восстанавливается через 20-40 дней).
Физиологические критерии:
Слайд 18подавленность, напряженность, пассивное подчинение;
быстрый переход к отрицательным эмоциям, частый плач, или,
наоборот, заторможенность (обычно к 20 днюэмоциональное состояние нормализуется);
отсутствие активности, дальнейшем она избирательна;
возможен отказ от участия в деятельности;
в игре ребенок не пользуется приобретенными навыками;
игра ситуативная и кратковременная;
речью может не пользоваться.
Психоэмоциональные критерии:
Слайд 19Тяжёлая адаптация (2-6 месяцев)
часто болеют, более 3 раз за период;
появляются признаки
невротических реакций;
шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами;
вес может снижаться;
возможны нарушение стула, бесконтрольный стул;
невротическая рвота;
аппетит снижен, стойкий отказ от еды, с трудом привыкает к новой пище;
может отказываться от самостоятельного приема пищи;
плохо засыпает, сон короткий, прерывистый.
Физиологические критерии:
Слайд 20отсутствие активности при стертых отрицательных и эмоциональных реакциях (тихий плач хныканье,
страх, ступорозное состояние без попыток активного сопротивления);
настроение безучастное, много и длительно плачет;
пассивное поведение;
активность отсутствует;
часто отрицание любой деятельности.
Психоэмоциональные критерии:
Слайд 22Показатели окончания адаптационного периода
глубокий сон,
хороший аппетит,
бодрое эмоциональное состояние,
активное
поведение ребенка,
соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела.
Слайд 23Успешность адаптационного процесса проявляется
Эмоциональное состояние
Дневной сон
Аппетит
Коммуникабельность
Слайд 24Стили адаптации человека к окружающей среде
Слайд 25Факторы успешной адаптации
Состояние здоровья и уровень развития ребенка
Возраст ребенка на момент
поступления в ДУ
Особенно уязвимы дети
с 1 года до 3 лет, поскольку именно в этот период малышу очень тяжело «оторваться» от мамы
Слайд 28Факторы риска биологического и социального анамнеза
Биологические факторы:
заболевания матери во время
беременности и родах;
заболевания малыша в период новорожденности и до поступления в ДУ.
Слайд 29Социальные факторы:
неправильный режим дня ребенка;
недостаточный дневной и ночной сон;
вредные привычки;
неправильная
организация бодрстования;
неумение общаться со взрослыми и детьми;
несформированность предметной и игровой деятельности ребенка.
Слайд 30Факторы успешной адаптации
Особенности семейного воспитания
Уровень развития потребности в общении
Первая группа –
это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем
Слайд 31Вторая группа –
это дети, у которых уже сформировалась потребность в
общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем
Третья группа –
это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми
Слайд 32Факторы успешной адаптации
Уровень развития речи
Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности малыша
Слайд 35ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения
Слайд 36I. Заочное знакомство с будущими воспитанниками
Работа родительского клуба
Использование интерактивных форм общения
Диагностика
родителей:
Анкета «Особенности развития личности ребенка»
Анкета по изучению особенностей поведения и личностных особенностей проявления познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении
Слайд 37Прогностические признаки затруднения адаптации
Для детей ясельного возраста:
частые заболевания матери во время
беременности;
несоответствие домашнего режима ясельному;
возраст ребенка от 9 до 18 месяцев;
токсикоз 2-й половины беременности у матери;
асфиксия при рождении;
низкий культурный и образовательный уровень семьи;
злоупотребление родителей алкоголем;
Слайд 38конфликтные отношения между родителями;
отставание ребенка в нервно-психическом развитии;
раннее (с 4 месяцев)
искусственное вскармливание;
рахит 2–3-й степени;
наличие хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений (2–3-я группа здоровья);
масса тела при рождении менее 2500 г и более 4000 г;
содержание гемоглобина менее 116 г/л.
Слайд 39Для детей дошкольного возраста:
частые (более 4 раз в году) простудные заболевания;
неудовлетворительная
адаптация к яслям;
злоупотребление родителей алкоголем;
конфликтные отношения между родителями;
неправильное домашнее воспитание;
Слайд 40отсутствие или задержка освоения ролевых игр и навыков самообслуживания;
мужской пол ребенка;
низкий
культурный и образовательный уровень семьи;
осложнения в родах;
масса тела при рождении менее 2500 г;
отклонения в физическом и психическом развитии.
При наличии у ребенка 4-х и более факторов риска (особенно из первой половины перечня) наиболее вероятно неблагоприятное течение адаптации
Слайд 41Анамнестические факторы риска
I. До родов (антенатальные факторы)
Токсикозы I и II половины
беременности.
Острая и инфекционная заболеваемость матери в период беременности.
Обострение хронических заболеваний матери в период беременности.
Прием лекарственных препаратов матерью во время беременности.
Стрессовые ситуации у матери в период беременности (конфликты на работе, в семье, горестные переживания).
Профессиональные вредности матери в период беременности.
Слайд 42II. Во время родов (интранатальные факторы)
Употребление матерью алкоголя во время беременности.
Частое употребление
алкоголя отцом перед беременностью матери.
Курение матери в период беременности.
Осложнения в родах.
Наличие асфиксии разной степени тяжести.
Родовая травма.
Хирургические вмешательства во время родов.
Несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка.
Слайд 43III. После родов (постнатальные факторы)
Недоношенность или переношенность ребенка.
Крупная масса тела (вес больше
4 кг).
Заболеваемость на первом месяце жизни.
Употребление алкоголя матерью во время вскармливания грудью.
Курение матери во время вскармливания грудью.
Пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребенка).
Искусственное вскармливание ребенка.
Частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до 3-х лет.
Наличие хронических соматических и врожденных заболеваний.
Слайд 44Задержка нервно-психического развития.
Неудовлетворительные материально- бытовые условия жизни.
Отсутствие закаливающих мероприятий.
Несоответствие домашнего режима режиму
в новом для ребенка дошкольном учреждении.
Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми.
Конфликтные взаимоотношения в семье.
Отсутствие отца или матери в семье ребенка.
Первый или единственный ребенок в семье.
Неправильное воспитание ребенка: "кумир семьи", "кронпринц", "Золушка", "ежовые рукавицы", гиперопека, гипоопека и т. д.).
Слайд 45II. Знакомство с дошкольным учреждением с 1-го дня пребывания
знакомство, сближение детей
между собой;
знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
знакомство с детским садом (кухня, медкабинет и др.);
знакомство с педагогами и персоналом детского сада;
знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.
Слайд 46III. Создание индивидуального режима
Алгоритм адаптации ребёнка к условиям ДУ
Слайд 48Пошаговый алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад (И.В. Лапина)
Слайд 50IV. Первичная диагностика адаптационного периода
характеристика родителями состояния своих детей в семье
(«Анкета для родителей», опросник «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»);
оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада («Лист физиологической адаптации»);
Слайд 51оценка психоэмоционального состояния детей («Лист психологической адаптации», «Методика изучения эмоционального самочувствия
ребенка в детском саду»).
Слайд 52V. Создание индивидуальной программы психолого-педагогической помощи конкретной личности
Задачи коррекционной работы
создание
для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.
Слайд 53VI. Контрольная диагностика (повторная)
VII. Медико-психолого-педагогический консилиум
Слайд 54Условия успешной адаптации ребёнка к ДУ
(рекомендации для воспитателей)
Сотрудничество и координация усилий
психолога, воспитателей и педагогов.
Обеспечить возможность участия родителей в жизни ребенка в условиях новой среды.
Установить доверительный личностный контакт с каждым ребенком, проявляя индивидуальную заботу и, оказывая помощь.
Установить ритуалы ежедневной встречи и прощания с каждым ребенком.
Слайд 55В процессе общения способствовать объединению детей, закладывая традиции групповых взаимоотношений.
Систематически поддерживать
интерес ребенка в деятельности, уверенность в себе, самостоятельность, инициативность.
Разработать индивидуальный режим адаптации ребенка к условиям детского сада (индивидуальные наблюдения за степенью адаптации).
Слайд 56Согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к детям в семье
и в детском саду.
Создавать для ребенка фон уверенности, обеспечивающего психологический комфорт: радость, забота, внимание, доброжелательность, чуткость.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Формировать у ребенка адекватные формы общения со взрослыми и сверстниками.
Слайд 57Условия успешной адаптации ребёнка к ДУ
(рекомендации родителям)
1. Проводить с ребёнком беседы о
поступлении в детское учреждение.
2. Количество часов, проводимых вновь поступившим ребенком в группе, следует увеличивать постепенно.
3. Оптимальное время поступления в детский сад.
4. Не рекомендуется одновременно с определением ребенка в детский сад начинать занятия в кружках, секциях, художественной или музыкальной школах.
Слайд 585. Заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между
своей прежней и теперешней жизнью.
6. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду.
7. Играйте в детский сад.
8. Не надо переоценивать негативные переживания ребенка.
9. В период нахождения ребенка вне детского сада увеличить объем двигательной активности и снизить объем новых впечатлений.
Слайд 5910. Поддерживать приемы воспитания, используемые в дошкольном учреждении, в семье.
11. Введение любимой
игрушки в процесс адаптации к ДОУ.
12. Помнить, что необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.