Презентация, доклад Особенности адаптации ребенка к условиям МДОУ

Содержание

Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется…Н.М. Аксарина

Слайд 1Презинтация: «Особенности адаптационного процесса»
Практический психолог КДУУ № 170
Кондратенко
Ирина Васильевна

Презинтация: «Особенности адаптационного процесса»Практический психолог КДУУ № 170Кондратенко Ирина Васильевна

Слайд 2Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не

повредить его корневую систему, пересаживает вместе с землей. Несмотря на все его усилия, дерево на новом месте болеет, пока не приживется…

Н.М. Аксарина

Садовник, собираясь пересаживать дерево, готовит участок, бережно окапывает дерево, стараясь не повредить его корневую систему, пересаживает вместе

Слайд 3Адаптация (от лат. «аdaptatio» – «приспособление, прилаживание»)

Адаптация (от лат. «аdaptatio» – «приспособление, прилаживание»)

Слайд 4ЦЕЛЬ адаптации

ЦЕЛЬ  адаптации

Слайд 5Адаптация человека

Адаптация человека

Слайд 6Адаптация – активный процесс
Позитивный результат
(адаптивность)
Негативный результат
(стресс)


Адаптация – активный процессПозитивный результат(адаптивность)Негативный результат(стресс)

Слайд 7Критерии успешной адаптации

Критерии успешной адаптации

Слайд 8Уровни приспособления организма

Уровни приспособления  организма

Слайд 9АДАПТАЦИЯ
Физиологическая адаптация – приспособление дыхательной, пищеварительной и сердечнососудистой систем к новым

условиям

Психологическая адаптация – перестройка, выработка новых норм поведения

Социальная адаптация – приспособление личности к новой социальной среде

АДАПТАЦИЯФизиологическая адаптация – приспособление дыхательной, пищеварительной и сердечнососудистой систем к новым условиямПсихологическая адаптация – перестройка, выработка новых

Слайд 10Привыкание и адаптация
Привычка к детскому саду
Адаптация к детскому саду
=
«Стерпится –

может и слюбится»

«Как рыба в воде, как птица в небе»

Привыкание и адаптацияПривычка к детскому саду Адаптация к детскому саду=«Стерпится – может и слюбится»«Как рыба в воде,

Слайд 11Фазы (стадии) адаптационного процесса

Фазы (стадии) адаптационного процесса

Слайд 12Показатели адаптационного процесса
Отрицательные эмоции
Страх
Гнев
Положительные эмоции
Социальное контакты
Познавательная деятельность
Социальные навыки
Особенности речи
Двигательная активность
Сон
Аппетит

Показатели адаптационного процессаОтрицательные эмоцииСтрахГневПоложительные эмоцииСоциальное контактыПознавательная деятельностьСоциальные навыкиОсобенности речиДвигательная активностьСонАппетит

Слайд 13Р.В. Тонкова-Ямпольская и Т.Я. Черток различают три степени адаптации
Легкая
адаптация
Тяжёлая
адаптация
Средняя
адаптация



Р.В. Тонкова-Ямпольская и Т.Я. Черток различают три степени адаптации ЛегкаяадаптацияТяжёлаяадаптацияСредняяадаптация

Слайд 14По терминологии Ю.А. Макаренко
Хорошая
адаптация
Тяжёлая
адаптация
Удовлитворительная
адаптация



По терминологии Ю.А. МакаренкоХорошаяадаптацияТяжёлаяадаптацияУдовлитворительнаяадаптация

Слайд 15Лёгкая адаптация (10-15 дней)
заболевание не более одного раза сроком на 10

дней;
аппетит в первые дни может быть снижен, затем нормализуется, отказа от еды не наблюдается;
в первую неделю возможны проблемы с засыпанием, сон может быть непродолжительным, но к концу периода нормализуется.

Физиологические критерии:

Лёгкая адаптация (10-15 дней)заболевание не более одного раза сроком на 10 дней;аппетит в первые дни может быть

Слайд 16настроение бодрое, заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем;
преобладает спокойное эмоциональное состояние,

однако это состояние не стабильно;
любой новый раздражитель влечет за собой возврат как к «+», так и к «-» эмоциональным реакциям;
в первые дни возможно проявление пассивно-разрушительной активности, направленное на выход из ситуации – это активный двигательный процесс;
активность ребенка направлена на восприятие и переработку информации;
активность может проявляться как в речевом, так и в действенном плане.

Психоэмоциональные критерии:

настроение бодрое, заинтересованное, может сочетаться с утренним плачем;преобладает спокойное эмоциональное состояние, однако это состояние не стабильно;любой новый

Слайд 17Средняя адаптация (1 месяц)
заболевают не более 2 раз за этот период

сроком до 10 дней;
может снизиться вес, могут появиться тени под глазами, бледность, потливость (восстановление происходит через 20-40 дней);
аппетит снижается, в первые дни возникает отказ от еды;
аппетит восстанавливается через 20-40 дней;
ребенок плохо засыпает;
сон короткий, вскрикивает во сне, просыпается со слезами (сон восстанавливается через 20-40 дней).

Физиологические критерии:

Средняя адаптация (1 месяц)заболевают не более 2 раз за этот период сроком до 10 дней;может снизиться вес,

Слайд 18подавленность, напряженность, пассивное подчинение;
быстрый переход к отрицательным эмоциям, частый плач, или,

наоборот, заторможенность (обычно к 20 днюэмоциональное состояние нормализуется);
отсутствие активности, дальнейшем она избирательна;
возможен отказ от участия в деятельности;
в игре ребенок не пользуется приобретенными навыками;
игра ситуативная и кратковременная;
речью может не пользоваться.

Психоэмоциональные критерии:

подавленность, напряженность, пассивное подчинение;быстрый переход к отрицательным эмоциям, частый плач, или, наоборот, заторможенность (обычно к 20 днюэмоциональное

Слайд 19Тяжёлая адаптация (2-6 месяцев)
часто болеют, более 3 раз за период;
появляются признаки

невротических реакций;
шелушение кожи, диатез, бледность, потливость, тени под глазами;
вес может снижаться;
возможны нарушение стула, бесконтрольный стул;
невротическая рвота;
аппетит снижен, стойкий отказ от еды, с трудом привыкает к новой пище;
может отказываться от самостоятельного приема пищи;
плохо засыпает, сон короткий, прерывистый.

Физиологические критерии:

Тяжёлая адаптация (2-6 месяцев)часто болеют, более 3 раз за период;появляются признаки невротических реакций;шелушение кожи, диатез, бледность, потливость,

Слайд 20отсутствие активности при стертых отрицательных и эмоциональных реакциях (тихий плач хныканье,

страх, ступорозное состояние без попыток активного сопротивления);
настроение безучастное, много и длительно плачет;
пассивное поведение;
активность отсутствует;
часто отрицание любой деятельности.

Психоэмоциональные критерии:

отсутствие активности при стертых отрицательных и эмоциональных реакциях (тихий плач хныканье, страх, ступорозное состояние без попыток активного

Слайд 21Сроки адаптации по возрастам

Сроки адаптации по возрастам

Слайд 22Показатели окончания адаптационного периода
глубокий сон,
хороший аппетит,
бодрое эмоциональное состояние,
активное

поведение ребенка,
соответствующая возрасту нормальная прибавка массы тела.
Показатели окончания адаптационного периодаглубокий сон, хороший аппетит, бодрое эмоциональное состояние, активное поведение ребенка, соответствующая возрасту нормальная прибавка

Слайд 23Успешность адаптационного процесса проявляется
Эмоциональное состояние
Дневной сон
Аппетит
Коммуникабельность

Успешность адаптационного процесса проявляетсяЭмоциональное состояниеДневной сонАппетитКоммуникабельность

Слайд 24Стили адаптации человека к окружающей среде

Стили адаптации человека к окружающей среде

Слайд 25Факторы успешной адаптации
Состояние здоровья и уровень развития ребенка
Возраст ребенка на момент

поступления в ДУ

Особенно уязвимы дети
с 1 года до 3 лет, поскольку именно в этот период малышу очень тяжело «оторваться» от мамы

Факторы успешной адаптацииСостояние здоровья и уровень 	развития ребенкаВозраст ребенка на момент 	поступления в ДУОсобенно уязвимы дети с

Слайд 28Факторы риска биологического и социального анамнеза
Биологические факторы:
заболевания матери во время

беременности и родах;
заболевания малыша в период новорожденности и до поступления в ДУ.
Факторы риска биологического и социального анамнезаБиологические факторы: заболевания матери во время 	беременности и родах;заболевания малыша в период

Слайд 29Социальные факторы:
неправильный режим дня ребенка;
недостаточный дневной и ночной сон;
вредные привычки;
неправильная

организация бодрстования;
неумение общаться со взрослыми и детьми;
несформированность предметной и игровой деятельности ребенка.
Социальные факторы: неправильный режим дня ребенка;недостаточный дневной и ночной сон;вредные привычки;неправильная организация 	бодрстования;неумение общаться со взрослыми и

Слайд 30Факторы успешной адаптации
Особенности семейного воспитания
Уровень развития потребности в общении
Первая группа –


это дети, у которых преобладает потребность в общении с близкими взрослыми, в ожидании только от них внимания, ласки, доброты, сведений об окружающем
Факторы успешной адаптацииОсобенности семейного воспитанияУровень развития потребности в общенииПервая группа – это дети, у которых преобладает потребность

Слайд 31Вторая группа –
это дети, у которых уже сформировалась потребность в

общении не только с близкими, но и с другими взрослыми, в совместных с ними действиях и получении от них сведений об окружающем

Третья группа –
это дети, испытывающие потребность в активных самостоятельных действиях и общении со взрослыми

Вторая группа – это дети, у которых уже сформировалась потребность в общении не только с близкими, но

Слайд 32Факторы успешной адаптации
Уровень развития речи
Индивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности малыша

Факторы успешной адаптацииУровень развития речиИндивидуально-типологические особенности высшей нервной деятельности малыша

Слайд 35ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения

ЦЕЛЬ психолого-педагогического сопровождения

Слайд 36I. Заочное знакомство с будущими воспитанниками
Работа родительского клуба
Использование интерактивных форм общения
Диагностика

родителей:
Анкета «Особенности развития личности ребенка»
Анкета по изучению особенностей поведения и личностных особенностей проявления познавательных потребностей в повседневной жизни и при обучении
I. Заочное знакомство с будущими воспитанникамиРабота родительского клубаИспользование интерактивных форм общенияДиагностика родителей:Анкета «Особенности развития личности ребенка»Анкета по

Слайд 37Прогностические признаки затруднения адаптации
Для детей ясельного возраста:
частые заболевания матери во время

беременности;
несоответствие домашнего режима ясельному;
возраст ребенка от 9 до 18 месяцев;
токсикоз 2-й половины беременности у матери;
асфиксия при рождении;
низкий культурный и образовательный уровень семьи;
злоупотребление родителей алкоголем;
Прогностические признаки затруднения адаптацииДля детей ясельного возраста:частые заболевания матери во время 	беременности;несоответствие домашнего режима ясельному;возраст ребенка от

Слайд 38конфликтные отношения между родителями;
отставание ребенка в нервно-психическом развитии;
раннее (с 4 месяцев)

искусственное вскармливание;
рахит 2–3-й степени;
наличие хронических заболеваний и морфофункциональных отклонений (2–3-я группа здоровья);
масса тела при рождении менее 2500 г и более 4000 г;
содержание гемоглобина менее 116 г/л.
конфликтные отношения между родителями;отставание ребенка в нервно-психическом 	развитии;раннее (с 4 месяцев) искусственное 	вскармливание;рахит 2–3-й степени;наличие хронических заболеваний

Слайд 39Для детей дошкольного возраста:
частые (более 4 раз в году) простудные заболевания;
неудовлетворительная

адаптация к яслям;
злоупотребление родителей алкоголем;
конфликтные отношения между родителями;
неправильное домашнее воспитание;
Для детей дошкольного возраста:частые (более 4 раз в году) простудные 	заболевания;неудовлетворительная адаптация к 	яслям;злоупотребление родителей алкоголем;конфликтные отношения

Слайд 40отсутствие или задержка освоения ролевых игр и навыков самообслуживания;
мужской пол ребенка;
низкий

культурный и образовательный уровень семьи;
осложнения в родах;
масса тела при рождении менее 2500 г;
отклонения в физическом и психическом развитии.

При наличии у ребенка 4-х и более факторов риска (особенно из первой половины перечня) наиболее вероятно неблагоприятное течение адаптации

отсутствие или задержка освоения 	ролевых игр и навыков 	самообслуживания;мужской пол ребенка;низкий культурный и образовательный 	уровень семьи;осложнения в

Слайд 41Анамнестические факторы риска
I. До родов (антенатальные факторы)
Токсикозы I и II половины

беременности.
Острая и инфекционная заболеваемость матери в период беременности.
Обострение хронических заболеваний матери в период беременности.
Прием лекарственных препаратов матерью во время беременности.
Стрессовые ситуации у матери в период беременности (конфликты на работе, в семье, горестные переживания).
Профессиональные вредности матери в период беременности.
Анамнестические факторы рискаI. До родов (антенатальные факторы)Токсикозы I и II половины беременности.Острая и инфекционная заболеваемость 	матери в

Слайд 42II. Во время родов (интранатальные факторы)
Употребление матерью алкоголя во время беременности.
Частое употребление

алкоголя отцом перед беременностью матери.
Курение матери в период беременности.

Осложнения в родах.
Наличие асфиксии разной степени тяжести.
Родовая травма.
Хирургические вмешательства во время родов.
Несовместимость по резус-фактору у матери и ребенка.

II.	Во время родов (интранатальные факторы)Употребление матерью алкоголя во время 	беременности.Частое употребление алкоголя отцом перед 	беременностью матери.Курение матери

Слайд 43III. После родов (постнатальные факторы)
Недоношенность или переношенность ребенка.
Крупная масса тела (вес больше

4 кг).
Заболеваемость на первом месяце жизни.
Употребление алкоголя матерью во время вскармливания грудью.
Курение матери во время вскармливания грудью.
Пассивное курение (курение членами семьи в присутствии ребенка).
Искусственное вскармливание ребенка.
Частые ОРВИ, острые инфекционные заболевания у ребенка до 3-х лет.
Наличие хронических соматических и врожденных заболеваний.
III.	После родов (постнатальные факторы)Недоношенность или переношенность ребенка.Крупная масса тела (вес больше 4 кг).Заболеваемость на первом месяце жизни.Употребление

Слайд 44Задержка нервно-психического развития.
Неудовлетворительные материально- бытовые условия жизни.
Отсутствие закаливающих мероприятий.
Несоответствие домашнего режима режиму

в новом для ребенка дошкольном учреждении.
Лишение общения со сверстниками и незнакомыми людьми.
Конфликтные взаимоотношения в семье.
Отсутствие отца или матери в семье ребенка.
Первый или единственный ребенок в семье.
Неправильное воспитание ребенка: "кумир семьи", "кронпринц", "Золушка", "ежовые рукавицы", гиперопека, гипоопека и т. д.).
Задержка нервно-психического развития.Неудовлетворительные материально-	бытовые условия жизни.Отсутствие закаливающих мероприятий.Несоответствие домашнего режима режиму в 	новом для ребенка дошкольном 	учреждении.Лишение

Слайд 45II. Знакомство с дошкольным учреждением с 1-го дня пребывания
знакомство, сближение детей

между собой;
знакомство с воспитателями, установление открытых, доверительных отношений между воспитателями и детьми;
знакомство с группой (игровая, спальная и др. комнаты);
знакомство с детским садом (кухня, медкабинет и др.);
знакомство с педагогами и персоналом детского сада;
знакомство и дружба с детьми подготовительной к школе группы.
II. Знакомство с дошкольным учреждением с 1-го дня пребываниязнакомство, сближение детей между собой;знакомство с воспитателями, установление открытых,

Слайд 46III. Создание индивидуального режима
Алгоритм адаптации ребёнка к условиям ДУ

III. Создание индивидуального режимаАлгоритм адаптации ребёнка к условиям ДУ

Слайд 48Пошаговый алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад (И.В. Лапина)

Пошаговый алгоритм постепенного вхождения ребёнка в детский сад (И.В. Лапина)

Слайд 50IV. Первичная диагностика адаптационного периода
характеристика родителями состояния своих детей в семье

(«Анкета для родителей», опросник «Готов ли Ваш ребенок к поступлению в детский сад?»);
оценка воспитателями состояния детей в период адаптации к условиям детского сада («Лист физиологической адаптации»);
IV. Первичная диагностика адаптационного периодахарактеристика родителями состояния своих детей в семье («Анкета для родителей», опросник «Готов ли

Слайд 51оценка психоэмоционального состояния детей («Лист психологической адаптации», «Методика изучения эмоционального самочувствия

ребенка в детском саду»).
оценка психоэмоционального состояния детей («Лист психологической адаптации», «Методика изучения эмоционального самочувствия ребенка в детском саду»).

Слайд 52V. Создание индивидуальной программы психолого-педагогической помощи конкретной личности
Задачи коррекционной работы
создание

для ребенка атмосферы безопасности и комфортной обстановки;
понимание внутреннего мира ребенка и принятие его таким, какой он есть;
предоставление ребенку большей свободы и самостоятельности.
V. Создание индивидуальной программы психолого-педагогической помощи конкретной личностиЗадачи коррекционной работы создание для ребенка атмосферы 	безопасности и комфортной

Слайд 53VI. Контрольная диагностика (повторная)
VII. Медико-психолого-педагогический консилиум

VI. Контрольная диагностика (повторная)VII. Медико-психолого-педагогический консилиум

Слайд 54Условия успешной адаптации ребёнка к ДУ (рекомендации для воспитателей)
Сотрудничество и координация усилий

психолога, воспитателей и педагогов.
Обеспечить возможность участия родителей в жизни ребенка в условиях новой среды.
Установить доверительный личностный контакт с каждым ребенком, проявляя индивидуальную заботу и, оказывая помощь.
Установить ритуалы ежедневной встречи и прощания с каждым ребенком.

Условия успешной адаптации ребёнка к ДУ (рекомендации для воспитателей)Сотрудничество и координация усилий психолога, воспитателей и педагогов.Обеспечить возможность

Слайд 55В процессе общения способствовать объединению детей, закладывая традиции групповых взаимоотношений.
Систематически поддерживать

интерес ребенка в деятельности, уверенность в себе, самостоятельность, инициативность.
Разработать индивидуальный режим адаптации ребенка к условиям детского сада (индивидуальные наблюдения за степенью адаптации).
В процессе общения способствовать объединению детей, закладывая традиции групповых взаимоотношений.Систематически поддерживать интерес ребенка в деятельности, уверенность в

Слайд 56Согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к детям в семье

и в детском саду.
Создавать для ребенка фон уверенности, обеспечивающего психологический комфорт: радость, забота, внимание, доброжелательность, чуткость.
Необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Формировать у ребенка адекватные формы общения со взрослыми и сверстниками.
Согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к детям в семье и в детском саду.Создавать для ребенка

Слайд 57Условия успешной адаптации ребёнка к ДУ (рекомендации родителям)
1. Проводить с ребёнком беседы о

поступлении в детское учреждение.
2. Количество часов, проводимых вновь поступившим ребенком в группе, следует увеличивать постепенно.
3. Оптимальное время поступления в детский сад.
4. Не рекомендуется одновременно с определением ребенка в детский сад начинать занятия в кружках, секциях, художественной или музыкальной школах.
Условия успешной адаптации ребёнка к ДУ (рекомендации родителям)1.	Проводить с ребёнком беседы о поступлении в детское учреждение. 2.	Количество

Слайд 585. Заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между

своей прежней и теперешней жизнью.
6. Проявляйте как можно больше интереса к его занятиям в детском саду.
7. Играйте в детский сад.
8. Не надо переоценивать негативные переживания ребенка.
9. В период нахождения ребенка вне детского сада увеличить объем двигательной активности и снизить объем новых впечатлений.
5.	Заботиться о том, чтобы ребенок не слишком остро ощущал разрыв между своей прежней и теперешней жизнью. 6.	Проявляйте

Слайд 5910. Поддерживать приемы воспитания, используемые в дошкольном учреждении, в семье.
11. Введение любимой

игрушки в процесс адаптации к ДОУ.
12. Помнить, что необходимо время, чтобы малыш привык к новому режиму.
10.	Поддерживать приемы воспитания, используемые в дошкольном учреждении, в семье. 11.	Введение любимой игрушки в процесс адаптации к ДОУ.12.	Помнить,

Слайд 60+
УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ
=

+УСПЕШНАЯ АДАПТАЦИЯ=

Слайд 61ЦЕЛЬ

ЦЕЛЬ

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть