Презентация, доклад ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ПЕСКОМ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

 Эмоциональное напряжение – психическое состояние, характеризующееся как возрастание интенсивности эмоций и переживаний, реакция на внутреннюю или внешнюю проблему. Эмоциональное напряжение имеет, как правило, преобладающую субъективную окраску и не всегда вызывается объективными обстоятельствами. Эмоциональное напряжение возрастает по

Слайд 1ОСНОВНЫЕ ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ПЕСКОМ ДЛЯ СНЯТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И МЫШЕЧНОГО

НАПРЯЖЕНИЯ
ОСНОВНЫЕ  ПРИЁМЫ  РАБОТЫ С ПЕСКОМ ДЛЯ СНЯТИЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО И МЫШЕЧНОГО НАПРЯЖЕНИЯ

Слайд 2 
Эмоциональное напряжение – психическое состояние, характеризующееся как возрастание интенсивности эмоций и

переживаний, реакция на внутреннюю или внешнюю проблему. Эмоциональное напряжение имеет, как правило, преобладающую субъективную окраску и не всегда вызывается объективными обстоятельствами. Эмоциональное напряжение возрастает по мере развития конфликта и является реакцией на рост угрозы возможного ущерба, снижение управляемости противоположной стороной, невозможность реализовать свои интересы в желаемом объёме в короткое время, сопротивление оппонента.

 Эмоциональное напряжение – психическое состояние, характеризующееся как возрастание интенсивности эмоций и переживаний, реакция на внутреннюю или внешнюю

Слайд 3Эмоциональное напряжение характеризуется падением уровня развития познавательных психических процессов, нарушением их

протекания. Различают эмоционально-сенсорные, эмоционально-моторные и эмоционально-мыслительные нарушения.
Эмоционально-сенсорные нарушения включают в себя изменения процессов ощущений и восприятия. Сокращается объем внимания, оно становится «прилипчивым», т. е. с трудом переключается от одного объекта к другому. Эмоционально-моторные нарушения характеризуются падением согласованности и точности движений. Это сказывается даже на обычной ходьбе, и, тем более, на ускоренном передвижении, поскольку в двигательных актах начинают участвовать «лишние» мышцы. Человек не только передвигает свое тело, но вынужден преодолевать сопротивление собственных мышц-антагонистов (в состоянии скованности все они непроизвольно напряжены). Эмоционально - мыслительные нарушения предопределяют ошибочные умозаключения, принятие неправильных решений. Дело в том, что в условиях бурных эмоциональных реакций участок нервной ткани, в котором локализован очаг возбуждения, становится доминантным, а доминанта функционирует по своим особым законам — усиливается при любом воздействии, как положительном, так и отрицательном. В результате доминанта укрепляется и вместе с ней еще больше укрепляется основанное на ней суждение, а в сознании это становится подтверждением собственной правоты. Другие мысли при этом временно не принимаются, поскольку господствующая доминанта по закону отрицательной индукции гасит все воздействия. Другие очаги возбуждения мозговой ткани, отражающие иные мысли, иные мотивы, способные противостоять ошибочному суждению, оказываются заторможенными. Это обычно продолжается до тех пор, пока не иссякнет эмоциональное подключение временно господствующего доминантного очага. При этом могут затормаживаться и следы памяти, способной противостоять господствующему суждению. С прекращением эмоциональной напряженности способность к объективной оценке информации восстанавливается, но зачастую к этому моменту ошибочные мотивы уже реализованы, негативные поступки совершены.
Эмоциональное напряжение характеризуется падением уровня развития познавательных психических процессов, нарушением их протекания. Различают эмоционально-сенсорные, эмоционально-моторные и эмоционально-мыслительные

Слайд 4Состояние эмоционального напряжения сказывается не только на психическом здоровье человека, оно

способно вызвать ряд соматических заболеваний и обострить уже имеющиеся хронические. Поэтому очень важно своевременно снять эмоциональное напряжение, пока оно не стало избыточным и не принесло вред здоровью.
Эмоциональное напряжение развивается в несколько стадий.
Мобилизация активности. Происходит повышение физической и умственной работоспособности, возникает вдохновение при решении нестандартных, творческих задач или при дефиците времени. Если такая мобилизация организма недостаточна, возникает вторая стадия эмоционального напряжения.
Стеническая отрицательная эмоция. Происходит максимальная мобилизация всех ресурсов организма, выражающаяся в злости, ярости, одержимости. Если и этого недостаточно, возникает третья стадия.
Астеническая отрицательная эмоция. Проявляется как состояние ужаса, тоски, "подкашиваются" ноги, "опускаются" руки. Эта стадия является своеобразным сигналом опасности, она призывает человека сделать другой выбор, отказаться от поставленной цели либо пойти другим путем к ее достижению. Цель слишком велика для того, чтобы для ее достижения хватило энергии, информации, времени идти выбранным путем, либо вовсе недостижима.
Невроз: отсутствие выбора. Игнорирование требований 3-й стадии неизбежно приводит к возникновению 4-й стадии. И тогда возникают проблемы, приводящие в конечном итоге к физическому заболеванию.

Состояние эмоционального напряжения сказывается не только на психическом здоровье человека, оно способно вызвать ряд соматических заболеваний и

Слайд 5Одним из самых гармоничных способов снятия эмоционального напряжения у ребёнка являются

игры с песком. Потому, что именно в песке ребенок может творить что-то своё, ломать, чтобы почувствовать силу, но при этом чувствовать себя защищённым, быть компетентным, ведь там ему всё понятно, и развиваться в своём темпе, без травмирующей и создающей напряжение спешки.
Поэтому мы, взрослые, можем использовать песочницу не только в развивающих и обучающих занятиях, но и в занятиях, способствующих стабилизации эмоционального состояния. Строя картины из песка, придумывая различные истории, мы в наиболее органичной для ребенка форме передаем ему наши знания и жизненный опыт, события и законы окружающего мира, не ограничивая его спонтанности.
Одним из самых гармоничных способов снятия эмоционального напряжения у ребёнка являются игры с песком. Потому, что именно

Слайд 6

Принципы организации эмоционально-стабилизирующих игр с песком. 1. Согласие и желание ребёнка. 2. Создание естественной стимулирующей с реды, в которой ребенок чувствует себя комфортно и защищенно, проявляя творческую активность. Для этого мы подбираем задание, соответствующее возможностям ребенка; формулируем инструкцию к играм в сказочной форме; исключаем критику и негативную оценку его действий, идей, результатов, поощряя фантазию и творческий подход. 3. Реальное “проживание”, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с героями сказочных игр. На основе этого принципа осуществляется взаимный переход Воображаемого в Реальное и наоборот. Например, оказавшись в роли Спасителя Принцессы, ребенок не просто предлагает выход из ситуации, но и реально разыгрывает ее на песке с помощью миниатюрных фигурок. Так, он “на деле” убеждается в правильности или ошибочности выбранного пути. 4. Доверительный стиль общения взрослого, внимательное отношение к ребёнку.

Слайд 7ИГРЫ С ПЕСКОМ, СНИМАЮЩИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

ИГРЫ С ПЕСКОМ, СНИМАЮЩИЕ  ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И МЫШЕЧНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ

Слайд 8Отпечатки ваших рук
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди

делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям.
Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях:
“Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что чувствуешь ты?”
Теперь, когда ребенок получил образец проговаривания Ваших ощущений, он попробует сам рассказать о том, что чувствует. Чем младше ребенок, тем короче будет его рассказ, и тем чаще нужно повторять эту игру. Не беда, если в начале игры, ребенок в точности воспроизводит ваши слова, передавая свои ощущения. Постепенно, накапливая свой чувственный опыт, он научится передавать свои ощущения и другими словами. Не исключено, что Ваши и его ощущения будут не совпадать. Постарайтесь не навязывать ему своего мнения.
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх: “Я перевернул руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуешь ты? Мне не очень удобно держать так руки. А тебе?” Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить. Может подвигать руками?
- “поскользить” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
- “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр.),
- “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец -мизинчиком).
- далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
- “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ТАКТИЛЬНО-КИНЕСТЕТИЧЕСКОЙ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК 

Отпечатки ваших рукНа ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и

Слайд 9Что спрятано в песке?
Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок

кисти рук. И начинают ими шевелить, наблюдая за тем, как изменяется песчаный рельеф. Задача: полностью освободить руки от песка, не совершая резких движений, только шевеля пальцами и сдувая песчинки.
Чтобы усложнить задачу, это упражнение можно проделать с влажным песком.
Всем известна пляжная игра “Мина”. Рука одного играющего превращается в “мину”: она может находиться в песке в любом положении. Задача другого играющего - “сапера”, откопать “мину”, не дотрагиваясь до нее.
“Сапер” может действовать руками, дуть на “мину”, помогать себе тонкими палочками.
Взрослый вместо руки может закапать любую игрушку (важно, чтобы ребенок не знал, какую именно). В процессе раскопок, по открывающимся частям предмета, ребенок пытается догадаться, что же было закопано.
Можно закапывать не один, а несколько предметов или игрушек, и наощупь узнавать: что или кто это? (вариация игры “Чудесный мешочек”) и т.п.
Любую из игр можно предлагать ребенку в виде сказки. Например:
“В одной сказочной стране жила прекрасная Принцесса. Она была доброй и умной. Но этого мало. Она обладала даром всех вокруг делать добрыми и умными. Поэтому все жители этой страны чувствовали себя счастливыми.
Это было не по вкусу Дракону, жившему по-соседству. Задумал он похитить Принцессу и отнять у нее бесценный дар. Так и случилось...
Чтобы Принцесса никогда не смогла дарить радость людям. Дракон заколдовал ее в невиданное существо и заточил в подземном замке. Мало того, тот, кто придет спасать Принцессу, своим прикосновением погубит ее. И она навеки останется заколдованной.
Можешь ли ты помочь Принцессе и жителям этой сказочной страны? Попробуй!..”

В этих играх ребёнок получает опыт успешного взаимодействия, важности и полезности, благодаря чему повышается его самооценка и общая удовлетворённость своей жизнью.

Что спрятано в песке?Взрослый и ребенок вместе погружают в сухой песок кисти рук. И начинают ими шевелить,

Слайд 10Индивидуальные проективные игры
Ребенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к

столу или стеллажу с “коллекцией” фигурок и выбрать те, к которым тянется рука, те, которые привлекают внимание. Инструкция не ограничивает ребенка выбором только того, что нравится. Он может выбирать и “злые” фигурки, проецируя на них существующее в данный момент внутреннее напряжение. Время выбора обычно не ограничивается. Каждый выбирает в своем темпе. Взрослый в выборе не участвует. Он как-будто “растворяется”, но обращает внимание на то, что и как выбирает ребенок.
Далее, ребенок приглашается к ящику с песком и ему дается “сказочная” инструкция: “Представь себе, что ты Волшебник (Волшебница). Он долго путешествовал. Он искал место, где еще никто не жил, где не ступала нога человека. И, наконец, он пришел в пустыню. И задумал Волшебник превратить ее в сказочную страну и населить ее разными существами... Преврати пустыню в тот мир, какой ты захочешь”.
Другие варианты введения в игру:
“Создай то, что хочешь”, “Создай наиболее яркий эпизод твоего сна”, “Создай свою семью и расскажи о ней” и др. Можно дать дополнение к инструкции: “Если окажется, что какие-то фигурки лишние, их можно вернуть обратно, а если чего-то не хватит, можно подойти и взять то, чего не достает”.
Когда ребенок заканчивает создание сказочной страны, мы просим его рассказать о ней:
- что это за мир, сказочная страна,
- какие существа ее населяют, какой у них характер, что они умеют, откуда они пришли в эту страну (можно подробно расспросить о каждой фигурке),
- в каких взаимоотношениях они находятся между собой,
- всем ли существам хорошо в этом мире, в этой стране, если нет, то что можно было бы сделать, чтобы им стало лучше, что можно изменить
- какие события будут происходить в этой стране, что будут герои делать дальше?
По окончании игры ребенок сам разбирает песочную картину, таким образом закрепляется приобретенный опыт.

Проективные игры на песке

Индивидуальные проективные игрыРебенку предлагается взять плоскую корзинку или поднос, подойти к столу или стеллажу с “коллекцией” фигурок

Слайд 11 Групповые проективные игры
Игры с песком в группе направлены, в основном, на

развитие коммуникативных навыков. То есть умения гармонично и эффективно общаться друг с другом, взаимодействовать.
Группа может состоять та 2-х, 4-х и более детей.
Детям дается следующая инструкция: “Вы - Волшебники. Вы задумали отправиться в путь, в путешествие. Для того чтобы найти страну, в которой еще никто не жил - пустыню. Там вы хотите создать цветущую сказочную страну. Сейчас вы выберите себе по ТРИ героя, которых вы бы хотели поселить в новой стране. Отдельно захватите деревья, камни, цветы, дома - все, что будет вам нужно для создания сказочной страны.”
Когда дети выберут фигурки, можно им предложить создавать сказочную страну либо всем вместе, либо по очереди. “Каждый Волшебник создавал свой кусочек сказочной страны, стараясь не мешать другому и делать так, чтобы его часть дополняла то, что строят волшебники рядом”. Или: “Каждый Волшебник по очереди подходил к пустыне и строил то, что считал нужным, следующий Волшебник пристраивал к этому что-то свое. Так продолжалось до тех пор, пока Волшебники по очереди не построили сказочную страну, дополняя друг друга.”
Дети получают опыт самостоятельного разрешения конфликтов, совместного преодоления трудностей, сплачиваются, учатся слушать и слышать другого. Так формируется эмпатия - способность к пониманию ближнего и сопереживания ему, и эмоциональный интеллект.

 Групповые проективные игрыИгры с песком в группе направлены, в основном, на развитие коммуникативных навыков. То есть умения

Слайд 12Игры в песочнице с подсветкой
-Песочный дождик
-Выдувание рисунка
-Создание песочной картины с музыкальным

сопровождением

Игры-релаксации

Игры в песочнице с подсветкой-Песочный дождик-Выдувание рисунка-Создание песочной картины с музыкальным сопровождением

Слайд 13СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть