Слайд 1Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования №2»
«Проектная деятельность в образовательном
пространстве дошкольной образовательной организации».
Подготовила: ст.воспитатель Хечошвили Ж.В.
Слайд 2актуальность
Китайская пословица гласит: “Расскажи – и я забуду, покажи –
и я запомню, дай попробовать и я пойму”.
Так и ребенок усваивает все прочно и надолго, когда слышит, видит и делает сам.
Стремление к контакту и взаимодействию с окружающим миром, желание находить и решать новые задачи является одним из важнейших качеств человека. Ребенок с самого рождения является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает.
В настоящее время в образовательную деятельность детских садов вводят новые педагогические технологии, используют активные методы обучения, в том числе и метод проектов. Ребенок, выступающий как объект в традиционной системе обучения, не может проявить свои таланты и индивидуальность, научиться выбирать и принимать решения. А проектная деятельность – это осознанная, рефлексируемая добыча новых знаний, в ней проявляются творческие способности, которые, в свою очередь, успешно развиваются в ходе самостоятельного поиска.
Слайд 3Из истории
Родоначальником метода проектов считается американский философ-идеалист Джон Дьюи. Метод был
направлен на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает школа, а уметь применить эти знания на практике.
После революции метод проектов в России применялся в школах по личному распоряжению Н.К.Крупской. Метод проектов тогда называли еще и методом проблем.
Слайд 4Проект – слово иноязычное, происходит от латинского – projectus. его буквальный
перевод уже объясняет многое , и означает - «брошенный вперед»
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская, познавательная, игровая, творческая, продуктивная деятельность детей, в процессе которой ребенок познает себя и окружающий мир, воплощает свои знания в реальные продукты.
Метод проектов – это способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели.
Основная цель проектного метода для дошкольников: создание условий раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, взрослых и педагогов, способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников процесса.
Слайд 5Проектный метод:
дает возможность для активизации самостоятельной и познавательной деятельности дошкольника ;
помогает осваивать окружающую действительность;
способствуют развитию творческих способностей;
помогают ребенку увидеть проблему со всех сторон;
способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
развивают речь, память, мышление, воображение;
формирует коммуникативные навыки и нравственные качества ;
стимулирует к самосовершенствованию.
Проект – продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей.
Слайд 6Метод проектов - технология обучения, при которой дети приобретают знания в
процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий – проектов.
Метод проектов – специально организованный взрослыми и выполняемый вместе с детьми и родителями комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ, эффективный инструмент развития познавательного интереса.
Основан на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.
Открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.
Метод, идущий от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующий детскую самостоятельность и творчество.
Метод, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Слайд 7Проект – это 5 «П»
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Слайд 8Проекты классифицируются
По составу участников:
-комплексные;
-межгрупповые;
-групповые;
-индивидуальные.
По срокам реализации:
-краткосрочные (одно
занятие - две недели);
-средней продолжительности (1-3 месяца);
-долгосрочные (до одного года).
Слайд 9Типы проектов
Исследовательско - творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в
виде газет, драматизации, детского дизайна.
Ролево - игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленную проблему).
Информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.)
Творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна и т.д.
Слайд 10Основные задачи:
Ролево-игровые проекты
Развитие игровых умений детей.
Поощрение инициативности игровых замыслов, развитие
навыков общения.
Использование игры для обогащения разносторонних представлений детей о действительности.
Творческие проекты
Развитие творческого потенциала каждого
участника проекта.
Овладение различными видами творческой деятельности.
Углубленное приобщение к искусству, народному творчеству .
Вовлечение в дизайнерскую деятельность
Слайд 11Основные задачи:
Исследовательско-творческие проекты
Развитие познавательных способностей детей:
наблюдать, описывать, сравнивать,
строить предположения
и предлагать способы
их проверки.
Систематизация знаний об окружающем мире
Формирование элементарных представлений
о взаимосвязях и взаимозависимостях в жизни, в природе
Информационно- практико- ориентированные проекты
Создание условий для формирования нравственных
ценностей и ценностей здорового образа жизни.
Формирование установок толерантного сознания
Развитие самопознания и положительной оценки
Слайд 12Основные достоинства метода проектов
Интегрированность
Широкий спектр детской деятельности
Важность для ребенка и его
развития не только результата, но и процесса и способа его достижения
Возможность для ребенка действовать в своем темпе, выбирая разные формы взаимодействия( самостоятельно, в паре, в группе)
Возможность достичь объективно и субъективно значимого результата
Возможность проявлять свою познавательную, творческую, активность, самостоятельность, применять освоенные ранее знания и умения
Слайд 13Примерный план работы воспитателя по подготовке проекта
1. На основании проблем детей
поставить цель проекта.
2. Разработка пана движения к цели (воспитатель обсуждает пан с родителями).
3. Привлечение специалистов к осуществлению соответствующих разделов проекта.
4. Составление плана (паспорта).
5. Сбор, накопление материала.
6. Включение в план (паспорт) проекта занятий, игр и других видов детской деятельности.
7. Домашнее задание и задания для самостоятельного выполнения.
8. Презентация проекта.
Слайд 15Паспорт проекта
Определить тему проекта
Определить тип проекта
Определить вид проекта
Определить продолжительность проекта
Определить возраст
проекта
Определить цель и задачи проекта
Определить предполагаемый результат
Определить этапы работы
Составить перспективное планирование (по образовательным областям)
Составить планирование работы с родителями
Организация предметно-развивающей среды для реализации проекта
Итоговое мероприятие (Презентация проекта)
Слайд 16Советы воспитателю по работе над проектом
Глубоко изучить тематику проекта, подготовить
предметно-пространственную развивающую среду.
Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.
Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.
Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.
При составлении совместного плана с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу
Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.
Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.
В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.
Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.
Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.
Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его презентацию всеми участниками.
Слайд 17Литература
Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических
работников ДОУ /Авт.-сост.: Л.С.Киселева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, М.Б.Зуйкова .- 3-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2005. -96 с.
Материалы журнала «Дошкольное воспитание»:
№ 4-2006 г., № 10-2007 г.
Материалы журнала «Дошкольное педагогика»: № 2; 5 – 2010 г.
Материалы журнала «Управление ДОУ»: № 2 – 2006 г.,
№ 4 – 2007 г.