Слайд 1Организация игрового пространства, способствующего развитию самостоятельности и инициативы у дошкольников
из опыта
работы воспитателей
МБДОУ д/с №2 Р.п.Култук
Литвиненко Т.В. И Коршуновой Т.В.
Слайд 2Вопросы формирования у детей самостоятельности и инициативы значимы и актуальны.
Важные
волевые качества, необходимые для будущей деятельности ребенка -
самостоятельность и инициативность
Современный выпускник детского сада?
ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
самостоятельно придумывает объяснения явлениям природы, поступкам людей;
проявляет способность к принятию собственных решений.
Слайд 3 Задача педагогов:
создать условия для свободного выбора детьми
деятельности, участников совместной деятельности,
для принятия детьми решений,
выражения своих чувств и мыслей,
поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д. )
Слайд 5 Методы и приемы
дидактическая игра;
продуктивные виды деятельности;
трудовая деятельность;
проектная деятельность;
самоорганизованная деятельность.
САМООРГАНИЗАЦИЯ
— деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности.
Слайд 6Создание вариативной, полифункциональной, трансформируемой игровой среды, обеспечивающей ребенку
познавательную активность,
соответствовать его интересам и иметь развивающий характер.
предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
Слайд 9Воспитатель может подключиться к деятельности детей в случаях конфликтных ситуаций, требующих
вмешательства взрослого, или при необходимости помочь тому или иному ребенку войти в группу сверстников.
В сюжетно-ролевой игре выделяем содержание и способ ролевого взаимодействия,
в дидактических играх помогаем выделить и осознать правила, определить последовательность действий и конечный результат,
во время подвижных игр знакомим с содержанием правил и требований к игровым действиям, раскрываем смысл игровой символики и функции игровых атрибутов, помогаем оценить достижения сверстников.
Слайд 11В процессе подготовки детей к игре воспитатель должен планировать систему педагогических
мероприятий, а не сюжетную линию игры, что может притормозить развитие самостоятельности и инициативности детей в таком случае.
Самостоятельность развивается у дошкольников в процессе самодеятельных игр по собственной инициативе ребенка, его желанию проигрывать различные сюжеты, без вмешательства взрослого.
Взрослый не должен слишком опекать детей, выбирать сам ведущего, постоянно уточнять правила и делать выводы.
Участники игры должны чувствовать некоторую свободу.
Слайд 13Что тормозит проявления самостоятельности у детей?
опека, уточнения взрослого,
выбор ведущего,
навязывание правил и выводов.
Участники игры должны чувствовать свободу.
Слайд 15Предметно-развивающая среда организована в группе таким образом, что каждый ребенок
имеет возможность заниматься любимым делом в соответствии со своими индивидуальными и возрастными особенностями. Размещение оборудования позволяет детям объединяться в подгруппы по общим интересам, поло-ролевому принципу.
Слайд 18Центр «Семья» -
(сюжетно-ролевые игры)
«Парикмахерская», «Больница», «Магазин», «Почта», «Пожарные учения».
Слайд 19Центр «Мы – строители» (конструирование)
различные строительные материалы ,
виды конструкторов
автопарк
макеты по дорожному движению
мастерская с инструментами.
Слайд 20Центр двигательной активности- спортивное оборудование, маски для самостоятельных спортивных и
подвижных игр.
Слайд 21Центр исследовательской деятельности.
Слайд 22Центр развивающих игр ( разные виды мозаик, лото, настольных и дидактических
игр).
Слайд 25 Роль воспитателя в процессе становления детской самостоятельности и
инициативы :
развитие любознательности,
творческого воображения,
умственных и художественных способностей,
коммуникативных навыков