Слайд 1Михаил Васильевич Ломоносов
Наука
о стекле
Слайд 2История стекла
Цветное стекло люди узнали много раньше, чем белое. Бусы, кольца,
вазы, флаконы и чаши, которые люди делали еще тысячелетие назад, были из окрашенного, часто непрозрачного стекла. В те далекие времена сварить цветное стекло было легче, чем бесцветное.
Если же в стекло специально вводились добавки некоторых металлов, то грязно-зеленый цвет перекрывался какой-нибудь другой яркой окраской, и стёкла получались
красивыми, как драгоценные камни
Слайд 3Наука о стекле
Постройка в 1748 году Химической лаборатории позволила Ломоносову
начать большие исследования по химии и по теории цветов. Ломоносов с энтузиазмом принялся за опыты.
В течение трех лет, «оградясь философскою терпеливостью», шаг за шагом шел Ломоносов к своей цели. Пробы стеклянных масс следуют одна за другой. Ломоносов ведет подробный журнал, в котором тщательно записывает по-латыни название и точный вес взятых материалов.
Ломоносов устанавливает влияние температуры плавки на физические свойства готового стекла, изучает прозрачность получаемых стекол, их цвет в проходящем и отраженном свете.
Слайд 4
Ломоносов увлечен своей работой и не щадит себя. В маленькой и
тесной
лаборатории ему негде было повернуться. От растираемых в
мелкий порошок масс для приготовления стекольных смесей в воздухе
висела серой пеленой минеральная пыль. Ломоносов проводил здесь
целые дни, совершенно не щадя своего здоровья.
Он беспокоится лишь о том, чтобы не
пострадали полученные им мозаичные
составы, которые, по его словам, в
лаборатории «для дыму и всегдашней
пыли делать и держать нельзя».
Собственноручная запись М. В. Ломоносова
в лабораторном журнале.
Он открывает способ получать смальты цветные, непрозрачные (глушенные) смеси из стекла и оксидов металлов в виде кубиков и пластинок, применяемые для изготовления мозаик любого цвета, глубоких и сочных тонов, разнообразнейших оттенков: «превосходное зеленое травяного цвета, весьма похожее на настоящий изумруд», «зеленое, приближающееся по цвету к аквамарину», «цвета печени», «карнеоловое», «очень похожее на превосходную бирюзу, но полупрозрачное», «превосходного мясного цвета», «цвета черной Печени» и т. д.
Уже в первой серии опытов, записанной в «Лабораторном журнале» Ломоносова, впервые в качестве красителя была применена ртуть, «растворенная в крепкой водке», осаждаемая «животной щелочью», или, иными словами, азотнокислая ртуть, осаждаемая аммиаком. В результате было получено стекло «бледно-пурпурового цвета».
Слайд 6
Полученные опытные образцы
Ломоносов сортирует и систематизирует в строгом порядке, потребовав в октябре
1750 года от академической канцелярии, чтобы ему был изготовлен особый ящик «для раскладывания сделанных в химической лаборатории стекол».
Пробы эти хранились потом в особом покое при лаборатории, «каждая особливо под номером против химического журнала, в котором по месяцам и там оных составы и процессы описаны». Эта своеобразная «стеклотека» весьма пригодилась Ломоносову, когда он приступил к практическому использованию результатов своих изысканий.
Слайд 7
Мозаика Полтавская битва.
Мозаичный портрет Петра I.
Академия наук в Санкт-Петербурге. Эрмитаж.
Достигнув замечательных практических результатов, Ломоносов писал в феврале 1754 года Леонарду Эйлеру: «В течение трех лет я был весь погружен в физико-химические испытания, касающиеся учения о цветах. И труд мой оказался не бесплодным, почти три тысячи опытов, сделанных для воспроизведения разных цветов в стеклах, дали не только огромный материал для истинной теории цветов, но и привели к тому, что я принялся за изготовление мозаик». Научные и практические результаты исследований Ломоносова произвели большое впечатление за границей.
Слайд 8
Ломоносов решил наладить производство стекла в России.
Для этого он попросил выделить ему участок недалеко от Петербурга,где "есть глина, песок и дрова".
6 мая 1753 года Ломоносов присутствует
на закладке фабрики в Усть-Рудице,
задуманной и спроектированной Ломоносовым
в самые кратчайшие сроки. О темпах возведения
фабрики красноречиво говорит тот факт, что
уже в феврале 1754 года она начала выдавать
продукцию. Создавая Усть-Рудицкую
фабрику, Ломоносов стремился
избавить Россию от ввоза
дорогостоящих изделий из
Художественного стекла.
Жалованная грамота М. В. Ломоносову
на владение землями в Ораниенбаумском
уезде. 1756.
Слайд 9
Беспрерывно экспериментируя, Ломоносов расширял ассортимент изделий фабрики. Цветовая палитра этих изделий
была практически неисчерпаемой. В 1758 году на фабрике производили мозаичные образы, делали кружки, стаканы, подносы, графины, штофы, нюхательницы, чернильницы с песочницами, чашки. А ещё через шесть лет к ним прибавились литые столовые доски, цветники, подвески, пуговицы, табакерки и прочее.
Создавая новую для того времени область промышленности, Ломоносов показал себя не только опытным химиком и организатором, но и талантливым конструктором станков и приспособлений для стекольного производства.
Слайд 10Письмо о пользе стекла
Но и этим не исчерпывается многосторонняя творческая натура —
Михаил Васильевич Ломоносов написал поэтическое произведение, единственное в своём роде; имеется в виду объём , посвящённой одному предмету, в данном случае, веществу и материалу — стеклу — почти 3 тысячи слов (около 15 тысяч знаков) составило его «Письмо о пользе Стекла» :
Неправо о вещах те думают, Шувалов,
Которые Стекло чтут ниже Минералов,
Приманчивым лучом блистающих в глаза:
Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса….
Далече до конца Стеклу достойных хвал,
На кои целый год едва бы мне достал.
Затем уже слова похвальны оставляю
И что о нем писал, то делом начинаю.