Презентация, доклад Обучение младших школьников вариативному подходу к решению задач

Обоснование заданной темыВ условиях стремительных изменений в обществе, продиктованных экономическими, политическими, социальными преобразованиями меняются и требования к современному ученику. Он должен обладать более широкими взглядами на жизнь, большим спектром вариантов выхода из предлагаемых ситуаций, быть более

Слайд 1Для работы МО учителей начальной школы
Обучение младших школьников вариативному подходу к

решению задач
Для работы МО учителей начальной школыОбучение младших школьников вариативному подходу к решению задач

Слайд 2Обоснование заданной темы
В условиях стремительных изменений в обществе, продиктованных экономическими, политическими,

социальными преобразованиями меняются и требования к современному ученику. Он должен обладать более широкими взглядами на жизнь, большим спектром вариантов выхода из предлагаемых ситуаций, быть более мобильным.
Основная задача в формировании навыков вариативности ложится на плечи учителя начальных классов.
Креативный подход к учебному материалу, по моему мнению, должен стать неотъемлемой частью всей учебной деятельности учащегося, красной линией подходить через весь процесс обучения и воспитания.
Как нельзя лучше для начального обучения вариативности подходят уроки математики.
Обоснование заданной темыВ условиях стремительных изменений в обществе, продиктованных экономическими, политическими, социальными преобразованиями меняются и требования к

Слайд 3Покажем эти приёмы на примере решения одной составной задачи. Они подразделяются

на две группы.

I.1.Придумать задачу, обратную данной.
Цель: такой приём заставит ученика не только ещё раз вернуться к содержанию задачи и осмыслить логику решения и принципы построения задачи, но и построить собственную, обратную логическую цепь рассуждений и умозаключений.
Например:

Покажем эти приёмы на примере решения одной составной задачи. Они подразделяются на две группы.I.1.Придумать задачу, обратную данной.Цель:

Слайд 4С первого участка собрали 98 килограммов картофеля. Со второго – на

6 килограммов больше, чем с первого. Сколько килограммов картофеля собрали с третьего участка, если всего собрали 270 килограммов картофеля?
Задача, обратная данной, будет звучать так:
С первого участка собрали 98 килограммов картофеля, со второго – на 6 килограммов больше, чем с первого, а с третьего – на 30 килограммов меньше, чем с первого. Сколько килограммов картофеля собрали со всех трёх участков?
С первого участка собрали 98 килограммов картофеля. Со второго – на 6 килограммов больше, чем с первого.

Слайд 52. Поиск различных способов решения.
Этот приём подходит только для тех задач,

которые имеют несколько способов решения.
Важно показать ученику логику решения каждым из способов, дать сравнительную характеристику решений, проанализировать ход решения каждого способа.
Тогда решение вышеприведённой задачи будет выглядеть следующим образом:

2. Поиск различных способов решения.Этот приём подходит только для тех задач, которые имеют несколько способов решения.Важно показать

Слайд 61 способ.
98+6=104 (кг) – со 2 участка;
270-98=172 (кг) – со 2

и 3 участков;
172-104=68 (кг) – с 3 участка.
Запишем это решение выражением:
270-98-(98+6)=68 (кг) – с 3 участка.
2 способ.
98+6=104 (кг) – со 2 участка;
98+104=202 (кг) – с 1 и 2 участков;
270-202=68 (кг) – с 3 участка
Выражение этого решения будет выглядеть так:
270-(98+(98+))=68 ( кг) – с 3 участка.
1 способ.98+6=104 (кг) – со 2 участка;270-98=172 (кг) – со 2 и 3 участков;172-104=68 (кг) – с

Слайд 73. Решение задачи через введение переменной.
Такой приём позволяет уже на ранних

этапах обучения математике знакомить детей с уравнением, закрепляет их знания в области поиска «неизвестного». Например, чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность. Аналогично по ситуации проговариваются все действия с арифметическими компонентами действий.
Такая работа позволяет закрепить алгоритм нахождения неизвестного, абстрагировать процесс его нахождения.
Обозначим через х количество картофеля, собранного с 3 участка. Тогда будет такое уравнение: 270=98+104+x
3. Решение задачи через введение переменной.Такой приём позволяет уже на ранних этапах обучения математике знакомить детей с

Слайд 84. Составление аналогичной задачи с новыми данными.
Этот приём помогает детям переносить

уже известную схему решения на другие задачи этого вида, учит обобщать их в группы.
В магазине игрушек на полках стояло 560 игрушек трёх видов. Слоников было 111 штук, а медвежат на 45 штук больше. Сколько на полках было лисят?
4. Составление аналогичной задачи с новыми данными.Этот приём помогает детям переносить уже известную схему решения на другие

Слайд 95. Постановка дополнительных вопросов к решённой задаче.
Подобная работа предполагает постановку дополнительных

вопросов, замену известных величин неизвестными и поиск новых решений, стимулирует мысль ученика, заставляет его анализировать и сравнивать несколько схем решения задач.
Например: Как изменился бы ход решения задачи, если бы было неизвестно, сколько килограммов картофеля собрано со 2 участка, при известной массе картофеля, собранной с 1 и 3 участков? На сколько больше килограммов картофеля собрали с 1 и 2 участков вместе, чем с 3?
5. Постановка дополнительных вопросов к решённой задаче.Подобная работа предполагает постановку дополнительных вопросов, замену известных величин неизвестными и

Слайд 106. Запись решения задачи выражением.
Подобная работа помогает ребёнку не только увидеть

решение задачи в целом, но и закрепить порядок записи арифметических действий, навык грамотного использования скобок и двойных скобок.
Применительно к нашей задаче выражение будет выглядеть так:
270-98-(98+6)=68 (кг) – с 3 участка.

ИЛИ:
270-(98+(98+6))=68 (кг) – с 3 участка.
6. Запись решения задачи выражением.Подобная работа помогает ребёнку не только увидеть решение задачи в целом, но и

Слайд 11II. 1.Составление задачи по выражению.
Например, по выражению 6-3 можно составить задачи

на нахождение меньшего, остатка, разницы.
На нахождение разницы: У Димы 6 машинок, а у Пети – 3. На сколько машинок у Димы больше, чем у Пети?
На нахождение меньшего: У Димы 6 машинок, а у Пети – на 3меньше. Сколько машинок было у Пети?
На нахождение остатка: У Димы было 6 машинок. Он подарил Пете 3 машинки. Сколько машинок у него осталось?
Такая методика работы над задачей способствует развитию у детей умения мыслить, а владение математическим языком. Понимание точного смысла утверждений и связей между логическими конструкциями в тексте задачи влияет на языковое развитие личности

II. 1.Составление задачи по выражению.Например, по выражению 6-3 можно составить задачи на нахождение меньшего, остатка, разницы.На нахождение

Слайд 12Заключение:
Таким образом, научить простейшим операциям анализа, синтеза, сравнения на примере решения

текстовых задач с целью перенесения усвоенных знаний, умений, навыков в другие сферы деятельности учащихся – и есть первостепенная задача учителя начальных классов. Для этого необходимо:
1) научить детей находить нужные умозаключения, чему, собственно, и учит математика;
2)научить располагать эти умозаключения в правильном порядке.
Таким образом, проблема формирования вариативного подхода к решению текстовых задач имеет глубокие цели и задачи, ведёт в конечном итоге к формированию конкурентоспособной личности выпускника школы.
Заключение:Таким образом, научить простейшим операциям анализа, синтеза, сравнения на примере решения текстовых задач с целью перенесения усвоенных

Слайд 13МОУ Тунгалинская СОШ Для МО учителей начальных классов Руководитель МО : Ардашева Л.А.
Используемая

литература:
Начальная школа плюс ДО и После №4/03
Болотник Л.В. Дидактические возможности учебников по математике для начальной школы. – М., 1999.
МОУ Тунгалинская СОШ Для МО учителей начальных классов Руководитель МО : Ардашева Л.А. Используемая литература:Начальная школа плюс

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть