Презентация, доклад Обучение грамоте дошкольников

Содержание

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений,

Слайд 1Обучение грамоте дошкольников
Куликова Наталья Александровна
учитель-логопед
МБДОУ «Д/с «Настенька»

Обучение грамоте дошкольниковКуликова Наталья Александровнаучитель-логопед МБДОУ «Д/с «Настенька»

Слайд 2Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно

сформулировать следующим образом:
знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.

Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно сформулировать следующим образом:знакомить детей с понятиями

Слайд 3
Этапы обучения грамоте, чтению:
1. формирование фонемного анализа слов и

общей ориентировки в фонемной системе языка;
2.освоение системы гласных фонем, их обозначения буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы;
3.освоение системы согласных фонем, их обозначения буквами и формирование основного механизма чтения.

Этапы обучения грамоте, чтению:1. формирование фонемного анализа слов и общей ориентировки в фонемной системе языка;2.освоение

Слайд 4Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем

направлениям:

1.Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза.

2.Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами).

3.Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе).
Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем направлениям:1.Продолжать развитие звуковой стороны речи, то

Слайд 5Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.
Подготовительный этап.

Начинать

работу рекомендуется со знакомства с неречевыми звуками, так формируется тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".

Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);

Затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);

Узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)

Игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?":

На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:

Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.Подготовительный этап. Начинать работу рекомендуется со знакомства с неречевыми

Слайд 6I этап. Знакомство с гласными звуками.

Необходимость данного этапа в том, чтобы

научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.

Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [у].
Детям рассказываем, что волк воет У-У-У. Дальше спрашиваем у детей, как воет волк?
После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы вытягиваются в трубочку (используем символ).
Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос.
Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
I этап. Знакомство с гласными звуками.Необходимость данного этапа в том, чтобы научить детей слышать гласные звуки, не

Слайд 7Предлагаемые игры:

"Немые звуки": показывается артикуляция звука, дети называют его, и

наоборот.
"Фотография звука": произносится звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
"Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл):
"Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].

Предлагаемые игры:

Слайд 8Порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
Выделение данного

звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);
Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
В середине слова.

Порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву: Выделение данного звука среди других звуков а, у,

Слайд 9Для развития навыка звукового анализа слова:

1. В начале обучения детям можно

предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.
Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.

2. Светофоры. Красный цвет - начало слова, зеленый - конец, желтый - середина.

Для развития навыка звукового анализа слова:1. В начале обучения детям можно предложить фигурки животных, где голова животного

Слайд 10II этап. Знакомство с согласными звуками.

Рекомендуется начинать со звуков [м], [н],

потому что:

Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.

Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.

При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.

II этап. Знакомство с согласными звуками.Рекомендуется начинать со звуков [м], [н], потому что: Артикуляция очень резко отличается

Слайд 11Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].
Детям можно рассказать: молодая корова,

еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М.
Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие - губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, можно использовать прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий.
Можно использовать символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается.
Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех - твердый, облачко - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.
Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].Детям можно рассказать: молодая корова, еще не умеет мычать по -

Слайд 12Знакомство с буквами.

На этом этапе начинается знакомство детей с буквами.

Помогаем

её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа.

Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).

Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.

Например, при знакомстве с буквой С, можно заучить стишок:
Села мышка в уголок,
Съела сыра кусок.
Знакомство с буквами.На этом этапе начинается знакомство детей с буквами. Помогаем её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим

Слайд 13Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
Важен

эмоциональный настрой!

Написать букву в воздухе, на столе;

Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;

Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;

Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;

Вырывать из бумаги образ буквы;

Получить в подарок букву;

Угостить фигурным печеньем в виде буквы;

Вылепить из пластилина, теста;

Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:

Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов. Важен эмоциональный настрой! Написать букву в воздухе,

Слайд 14При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов.
Рекомендуется

начинать:
с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
двусложные со стечением (скала:);
трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).
При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов. Рекомендуется начинать: с обратных слогов, имеющих значение

Слайд 15Слово для звукового анализа берется из лексической темы, которая проходится в

данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова - зима.

Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняется звуковой анализ каждого слога. Обозначается каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:

назвать количество звуков в слове;
назвать звуки по-порядку;

сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;

сколько согласных;

назвать первый звук, последний, третий:

После подробного звукового анализа слова обозначается каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв.

С этим словом можно составить предложение, словосочетания.
Слово для звукового анализа берется из лексической темы, которая проходится в данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ

Слайд 16


Благодарю за внимание !

Благодарю за внимание !

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть