Слайд 1Обучение грамоте дошкольников
Куликова Наталья Александровна
учитель-логопед
МБДОУ «Д/с «Настенька»
Слайд 2Задачи, реализуемые на занятиях в процессе подготовки к обучению грамоте, можно
сформулировать следующим образом:
знакомить детей с понятиями «звук», «слог», «слово», «предложение»;
знакомить дошкольников с основными свойствами фонематического (звукового) строения слова;
знакомить детей с моделями (схемами) слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков;
научить детей называть и подбирать слова, обозначающие названия предметов, действий, признаков предмета;
научить детей сравнивать звуки по их качественным характеристикам (гласные, твердые и мягкие согласные, глухие и звонкие согласные), сопоставлять слова по звуковому составу;
научить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога;
научить различать в предложении слова на слух, определять их количество и последовательность, составлять предложения, в том числе и с заданным количеством слов.
Слайд 3
Этапы обучения грамоте, чтению:
1. формирование фонемного анализа слов и
общей ориентировки в фонемной системе языка;
2.освоение системы гласных фонем, их обозначения буквами и формирование ориентации на гласные буквы и фонемы;
3.освоение системы согласных фонем, их обозначения буквами и формирование основного механизма чтения.
Слайд 4Работу по обучению грамоте детей дошкольного возраста необходимо вести по трем
направлениям:
1.Продолжать развитие звуковой стороны речи, то есть продолжать развивать у детей навыки звукового анализа и синтеза.
2.Знакомить детей со знаковой системой языка (буквами).
3.Вести подготовку руки дошкольника к письму. (К упражнениям по обводке, штриховке и т. п. добавляется «письмо» печатных букв, конструирование букв из отдельных элементов, изображение письменных букв по точкам и т. д. Обучение письму в полном объеме – только в школе).
Слайд 5Работу по обучению грамоте целесообразно проводить в несколько этапов.
Подготовительный этап.
Начинать
работу рекомендуется со знакомства с неречевыми звуками, так формируется тональное звукоразличение, или другими словами шумовое восприятие. На этом этапе даётся понятие "звук".
Сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан);
Затем звуки близкие по звучанию (большой бубен - маленький бубен);
Узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, болоньевой куртки, фольги; стук карандашей, ручек, ложек:)
Игры: "Узнай, что звучит?", "Где звучит колокольчик?", "Покажи картинку", "Громко - тихо", "Кто сказал?":
На этом этапе проводится работа по делению слов на части (слоги), дети определяют количество частей (слогов) через хлопки, шаги, сгибание пальцев, приседание:
Слайд 6I этап. Знакомство с гласными звуками.
Необходимость данного этапа в том, чтобы
научить детей слышать гласные звуки, не пропускать их, также это поможет избежать нарушений слоговой структуры и верно ставить ударения. Благодаря правильному произношению гласных звуков формируется дикция.
Знакомство со звуком начинается с выделения звука из речи. Подробнее остановимся на звуке [у].
Детям рассказываем, что волк воет У-У-У. Дальше спрашиваем у детей, как воет волк?
После дети смотрят в зеркала и рассматривают артикуляцию произношения звука, губы вытягиваются в трубочку (используем символ).
Рассматривая артикуляцию звука выясняем, что воздух не встречает препятствие и говорим, что этот звук гласный (используем карточку красного цвета). Говорим, что в образовании звука участвует голос.
Знакомство с другими гласными звуками происходит аналогично. После знакомства со звуками, проводятся игры с использованием символов гласных звуков.
Слайд 7Предлагаемые игры:
"Немые звуки": показывается артикуляция звука, дети называют его, и
наоборот.
"Фотография звука": произносится звук, дети показывают карточку-символ и наоборот;
"Припоминание слов на заданный звук" (гласный звук должен быть под ударением - окна, но не окно, ослик, но не осёл):
"Разложи картинки": подарим кукле Оле картинки, название которых начинается на звук [о], а Ирине - на звук [и].
Слайд 8Порядок работы над гласными звуками, используя символ или букву:
Выделение данного
звука среди других звуков а, у, и, а, а, о (с показом артикуляции, позднее без показа);
Выделение данного звука из ряда слогов (ом, ум, ам, ан, ас);
Выделение данного звука среди слов (обруч, астра, аист, Аня, ирис);
Выделение слов из текста на заданный звук. (Аня с Аликом гуляли в саду астры собирали).
После знакомства со звуками ведется работа по дифференциации гласных, для уточнения артикуляции и умения слышать данный звук.
На этом этапе ведется работа над позицией звука в слове:
Во-первых, научить детей определять первый звук в слове. Педагогу необходимо выделять нужный звук голосом, интонационно и закреплять его символом);
Затем необходимо научить детей слышать и выделять звук в конце слова;
В середине слова.
Слайд 9Для развития навыка звукового анализа слова:
1. В начале обучения детям можно
предложить фигурки животных, где голова животного указывает на начало, туловище - на середину, а хвост - на конец слова.
Дети ставят символ опознаваемого звука в нужный квадратик.
2. Светофоры. Красный цвет - начало слова, зеленый - конец, желтый - середина.
Слайд 10II этап. Знакомство с согласными звуками.
Рекомендуется начинать со звуков [м], [н],
потому что:
Артикуляция очень резко отличается от артикуляции гласных звуков, воздух встречает препятствие.
Именно эти звуки позволят легче усвоить детям процесс слияния, необходимый для навыка слогового чтения.
При знакомстве с каждым звуком даётся его полная характеристика, опираясь на тактильный, зрительный, слуховой, двигательный анализаторы. Дети усваивают, что звук можно услышать, артикуляцию увидеть, и почувствовать.
Слайд 11Подробнее остановимся на знакомстве со звуком [м].
Детям можно рассказать: молодая корова,
еще не умеет мычать по - настоящему. У нее получается М-М-М.
Далее дети произносят звук сами, смотрят в индивидуальные зеркала. Вместе с детьми выясняется, что воздух встречает препятствие - губы. Дается понятие согласный звук. Можно сказать, что звук согласен с тем, что воздух встречает препятствие и подкрепляем это понятие символом синего цвета.
Чтобы определить звонкость и глухость согласного, можно использовать прием с горлышком - если горлышко "гудит", значит, звук звонкий, если нет - глухой. В данном случае звук звонкий.
Можно использовать символ звонка. Можно применить другой прием - во время произнесения звука плотно прижать ладошки к ушам.
Чтобы определить твердость и мягкость, предложите детям обратить внимание на губы: при произнесении мягкого согласного, губы слегка улыбаются, артикуляция напрягается.
Для характеристики согласных звуков используются символы. Орех - твердый, облачко - мягкий, колокольчик - звонкий звук, перечеркнутый колокольчик - глухой.
Слайд 12Знакомство с буквами.
На этом этапе начинается знакомство детей с буквами.
Помогаем
её запомнить через ассоциации ребёнка. Просим детей посмотреть на букву и представить, на что она похожа.
Все ответы принимаются, и предлагается свой вариант, в котором картинка похожа на букву и начинается на данный звук (с - сыр, т - труба, я - яблоко).
Рассматриваются элементы, их количество. Можно предложить стишок для запоминания образа буквы.
Например, при знакомстве с буквой С, можно заучить стишок:
Села мышка в уголок,
Съела сыра кусок.
Слайд 13Запоминание образа буквы можно организовать по-разному, с использованием различных анализаторов.
Важен
эмоциональный настрой!
Написать букву в воздухе, на столе;
Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
Написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и другие мелкие предметы;
Вырывать из бумаги образ буквы;
Получить в подарок букву;
Угостить фигурным печеньем в виде буквы;
Вылепить из пластилина, теста;
Написать на плакате букву разных размеров, разного цвета:
Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.
Слайд 14При знакомстве с согласными ведётся работа по звуковому анализу слов.
Рекомендуется
начинать:
с обратных слогов, имеющих значение (ум, он, ам, ан:);
прямые слоги, также имеющие значение (му, на, но:);
односложные слова без стечения согласных (дом, дым, кот:);
двусложные слова с прямыми открытыми словами (кино, вата, духи:);
односложные со стечением согласных (стол, крот, мост..);
двусложные со стечением (скала:);
трёхсложные с прямыми открытыми слогами (малина:).
Слайд 15Слово для звукового анализа берется из лексической темы, которая проходится в
данный момент. Подробно рассмотрим звуковой анализ слова - зима.
Символ слова - это полоска, слоги - короткие полоски. Далее выполняется звуковой анализ каждого слога. Обозначается каждый звук соответствующей буквой. Существует много приемов работы со схемой слова:
назвать количество звуков в слове;
назвать звуки по-порядку;
сколько в слове гласных звуков в слове? Назовите их по-порядку;
сколько согласных;
назвать первый звук, последний, третий:
После подробного звукового анализа слова обозначается каждый звук соответствующей буквой. Слово прочитывается, записывается в тетради, выкладывается в кассе букв.
С этим словом можно составить предложение, словосочетания.