Слайд 1Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством ознакомление с родным городом
МКДОУ «Мещовский
детский сад»
Воспитатель:
Куклина С.Г.
Слайд 2Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого
– с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Д.С.Лихачёв
Слайд 3Содержание патриотического воспитания включает в себя следующие направления:
Ознакомление с городом, его
историей и традициями;
Формирование доступных пониманию детей представлений о достопримечательностях родного города;
Организация творческой, продуктивной и игровой деятельности.
Слайд 4 Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и
длительный. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, к семье, природе, культуре малой Родины. Согласно ФГОС ДО в п. 2.6. содержание Программы включает в себя пять направлений. Одно из направлений предполагает формирование первичных представлений о себе, других людях, о малой Родине и Отечестве.
Дети не задумываются о том, что город, в котором они живут это их малая родина. У дошкольников отсутствует познавательный интерес к истории и культурному наследию родного города. Недостаточно знаний, об истории своего города, его достопримечательностях, культуре, о природе родного края. Решением данной проблемы стала реализация проекта: «Люби и знай родной свой край».
Слайд 5Работа по патриотическому воспитанию включает
целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детском саду, родной улице, городу;
— формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду людей;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам; --формирование элементарных знаний о правах человека;
-— расширение представлений о России, ее столице;
-— знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гимном;
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
— формирование толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям.
Слайд 6При этом планировать данную работу наиболее целесообразно по темам (например «Моя
семья», «Моя улица», «Мой детский сад» и т.д.). Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, а по некоторым темам проведение праздников. Такое тематическое Планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут.
Слайд 7Формы работы с детьми
Беседы: «Моя семья», «Профессии членов семьи», «Как я
помогаю дома»,«Улица, на которой я живу» и т.д..
Рассказы детей о членах семьи.
Рассмотрение альбома «Моя семья», фотографий с изображением самых замечательных мест города и т.д.
Просмотр презентаций «Жалящие насекомые», «Правила поведения в лесу» и т.д.
Дидактические игры: «Мой адрес», «Узнай, где я нахожусь?», «Собери флаг России», «Собери герб России», «Кому что нужно для работы», и т.д..
Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Больница», «Поликлиника», «Магазин» и т.д..
Русские народные игры: У медведя во бору, Краски, Гуси-лебеди и т.д.
Слайд 8Экскурсии: в краеведческий музей, в библиотеку, к достопримечательностям города, в школьный
музей.
Целевые прогулки по улицам родного города: учреждения города, названия улиц, дорожные знаки и т.д.
Проблемные ситуации на тему: «Почему нужно знать свой домашний адрес, название улицы, номер дома, фамилию; «О помощи мамам».
Чтение произведений, обсуждение: Стихотворение З. Александровой «Родина», рассказ Э. Шима «Брат и младшая сестра» , русских народных сказок, М. Матвеева «Синяя чашка», К. Паустовский «Теплый хлеб», К. Ушинский «Косточка», Л.Толстой «Старый дед и внучек» и т.д..
Продуктивная деятельность: рисование «Моя семья», «Машины на улицах нашего города»; аппликация «Дома нашего города» и т.д.
Слайд 9Сопровождайте рассказ наглядным материалом: фотографиями, репродукциями, слайдами, схемами, рисунками и др.
•
Обращайтесь к детям с вопросами в процессе рассказа, чтобы активизировать их внимание, вызвать стремление что-то узнать самостоятельно, попробовать о чем-то догадаться самому (можно спросить: «Как вы думаете, почему именно на этом месте люди решили построить город? Откуда такое название? Что оно может обозначать?»).
• Не называйте дат: они затрудняют восприятие материала. Используйте такие выражения: Это было очень давно, когда ваши бабушки и дедушки были такими же маленькими, как вые; или: это было очень-очень-очень давно, когда ваших мам, бабушек и дедушек еще не было на свете.
• Используйте доступную детям лексику, объясняйте значение незнакомых слов, не употребляйте специальной терминологии, не перегружайте рассказ сложными грамматическими конструкциями.
Построение образовательного процесса на краеведческом материале позволяет решать следующие задачи нравственно – патриотического воспитания:
• Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.
• Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
• Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
• Развивать бережное отношение к городу (достопримечательности, культура, природа).
• Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.