Слайд 1Нестандартные задачи как средство развития мыслительных операций младших школьников
Презентация выполнена
учителем начальных классов
МОУ Солдатскоташлинской СОШ
Картушиной Е.П.
Слайд 2Цель:
Использование нестандартных задач для развития мыслительных операций младших школьников
Слайд 3Задачи
формировать и развивать мыслительные операции: анализ и синтез, сравнение, обобщение;
поддерживать
интерес к предмету, к учебной деятельности;
развивать познавательную активность, усидчивость, упорство, самостоятельность;
способствовать развитию у учащихся творческой деятельности.
Слайд 4 Какая задача считается нестандартной?
Нестандартная задача — это задача, для которой
в курсе математики нет общих правил, определяющих общее направление ее решения. Понятно, что одна и та же задача для одного ученика является нестандартной, а для другого, который раньше сталкивался с подобными задачами или применял подобные рассуждения, эта задача будет стандартной. Таким образом, нестандартная задача — это задача, о которой ученик не знает ни способа ее решения, ни того, на какой учебный материал опирается ее решение.
Слайд 5Педагогические условия :
вызвать интерес к решению задачи; .
задачи должны быть
ни слишком лёгкими, ни очень трудными; .
работу по обучению решению таких задач следует вести систематически;
собственная инициатива младших школьников «узнать больше»;
положительные эмоциональные переживания учеников.
Слайд 6 Мыслительные операции
Анализ – это мысленное разложение целого на части
или мысленное выделение из целого его сторон, действий и отношений.
Синтез – это объединение частей, свойств, отношений, действий в одно целое (обратный анализу процесс).
Сравнение – это установление поверхностного или более глубокого сходства и различия предметов и явлений.
Классификация – распределение предметов и явлений определённого типа по подгруппам в зависимости от сходства и различия их друг с другом
Обобщение – выделение в предметах и явлениях общего, которое выражается в виде понятия, закона, правила
Абстрагирование – это выделение какого-нибудь признака и рассматривание его изолированно от других признаков, т.е. отвлечённо
Конкретизация – это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному.
Слайд 7 Нестандартные задачи используемые на уроках математики
Нестандартные задачи, включающие задачи на
смекалку, задания на сообразительность.
Занимательные рифмованные задачи в стихах.
Пословицы и поговорки с математическим содержанием.
Задания экологического содержания с математическим наполнением. Разноплановый геометрический материал, содержащий задания:
На составление заданных фигур из определенного числа одинаковых палочек - Изменение построенной фигуры
Нахождение фигур и их количества
Слайд 9 Нестандартные задачи и задания подразделяют на:
Нестандартные задания алгебраического характера:
Числовые
фигуры
Ребусы
Арифметические лабиринты
Магические фигуры
Из нестандартных заданий логического характера:
Логические задачи
Провоцирующие задачи
Задачи с альтернативным условием
Комбинаторные задачи
Задачи с опорой на жизненные ситуации
Логические задачи на причинно-следственные цепочки
Слайд 11Олимпиадные и конкурсные задания( из опыта работы)
Слайд 12Результаты работы
Мыслительная деятельность ученика в процессе обучения математике представляет собой решение
разнообразных мыслительных задач, направленная на раскрытие чего-либо, на получение какого-либо результата. Учить детей рассуждать, мыслить и выявлять закономерности – это главная задача обучения.
При направленном развитии мыслительной деятельности, учебный процесс приобретает для школьников личностный смысл. Использование нестандартных заданий способствует развитию мыслительных операций.
Повысился интерес учащихся к изучению учебного материала по математике. На уроках ребята работают с большим удовольствием.
Учащихся активно принимают участие в математических конкурсах и добиваются неплохих результатов, о чем свидетельствуют их награды.
Слайд 13Диагностика
Интерес к математике
Математическая речь
Слайд 14Диагностика
Логическое мышление
внимание