Презентация, доклад на тему Правовое воспитание в ДОУ

Содержание

«Уважение к человеку – вот пробный камень Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической политической системы, которая сделает это уважение непреложным законом».

Слайд 1«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ

ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»

Prezentacii.com

ДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО» - ФИЛИАЛ МБДОУ ДЕТСКИЙ САД «ЗОЛОТОЙ ПЕТУШОК»



а

Выполнила: старший воспитатель
Соловьёва Любовь Ивановна

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ И ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА»Prezentacii.comДЕТСКИЙ САД «СОЛНЫШКО»

Слайд 2«Уважение к человеку – вот пробный камень Если уважение к человеку будет

заложено в сердцах людей, они неизбежно придут к созданию такой социальной, экономической политической системы, которая сделает это уважение непреложным законом». Антуан де Сент-Экзюпери




«Уважение к человеку – вот пробный камень 	Если уважение к человеку будет заложено в сердцах людей, они

Слайд 3
Актуальность проблемы правового воспитания
     Ребёнок приходит в мир

беспомощным и беззащитным. Его жизнь целиком и полностью находится в руках взрослых. Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности того общества, в котором живут. В дошкольном возрасте закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки физического, умственного, нравственного развития. По существу нравственное воспитание, знакомство с правами человека в дошкольном возрасте начинается с вопросов: «Что такое хорошо, что такое плохо?»      Завтрашний день России во многом определяется тем, какое поколение мы вырастим сегодня.     С наступление 21  века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира, прежде всего отражается на детях.    Понимая, что дети самое дорогое. Что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка?     Человечество пришло на помощь детям, приняв в 1989 году Генеральной Ассамблеей ООН Конвенцию о правах ребёнка.    Не одно поколение специалистов ставило перед собой вопрос: с какого возраста надо начинать знакомить ребёнка с правами человека? По рекомендации ЮНЕСКО (1974г), эту работу предлагается начинать ещё в дошкольном возрасте. С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим.      Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинства от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами даёт ребёнку возможность самореализоваться, раскрыться как личность. Чрезвычайно важно, чтобы дети росли в атмосфере уважения и не страдали от негативных ситуаций.      
Актуальность проблемы правового воспитания       Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь

Слайд 4 Человек должен знать свои права и уметь уважать права других

людей, поэтому воспитание правовой культуры необходимо  с дошкольного возраста.      Что знают дети о своих правах?      Большинство опрошенных не имеют о них достаточных представлений. С детьми дошкольного возраста можно активизировать интересы в области прав и обязанностей, воспитания уверенности в себе, развитие доброжелательного отношения к своим родным и близким, окружающим.      Построение единой содержательной системы по защите прав ребёнка напрямую связано с работой по программе «Детство» В.И.Логиновой (раздел «Ребёнок входит в мир социальных отношений».) но не предусматривает реализацию задач по ознакомлению дошкольников с правовыми основами.      Но потенциал ребёнка в области правового развития значительно выше, чем это принято считать. Ребёнок может овладеть такими понятиями, как права и обязанности, честь и достоинство.     Дошкольное образовательное учреждение может и должно влиять  на защиту прав ребёнка, формировать у самого ребёнка представления о своих правах и свободах, а педагоги не только давать детям знания, но и создавать условия для практического применений этих знаний.
В нашем детском саду при построении педагогического процесса были определены направления работы:

-Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем.
-Правовое воспитание и образование дошкольников.
-Повышение уровня правовой культуры родителей и педагогов.
       



Человек должен знать свои права и уметь уважать права других людей, поэтому воспитание правовой культуры необходимо

Слайд 51. Деятельностный подход. Правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной,

игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной;

2. Интегративный подход требует сочетания различных знаний об обществе, включая правовые, он предполагает комбинацию нескольких видов детской деятельности;

3. Принцип регионалъности обуславливает внесение в образовательный процесс социокультурных традиций и норм не только российского общества, но и своего региона.

4. Принцип взаимодействия воспитателя с родителями своих воспитанников предполагает их активное участие в педагогическом процессе образовательного учреждения, просвещение их в области прав человека.

Принципы работы по правовому воспитанию

1. Деятельностный подход. Правовое воспитание должно осуществляться в разнообразных видах детской деятельности: познавательной, игровой, художественно-творческой, трудовой, музыкальной;2. Интегративный подход требует сочетания

Слайд 6Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех направлениях: "Я

и моя семья", «Я и мои права», "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
-Знание педагогов и родителей основных документов по защите прав ребёнка;
- Повышение правовой культуры педагогов и родителей;
-Знание детьми правил здорового образа жизни;
-Знание детьми правил о правах, свободах и ответственности;
-Сформированность коммуникативных умений и навыков;
-Знание детьми основных правовых Документов по защите прав ребёнка.
 


Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех направлениях:

Слайд 7Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех направлениях: "Я

и моя семья", «Я и мои права», "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».

Международные документы по правам ребенка:
  -Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г.;
 -Конвенция Совета Европы о защите прав человека и основных свобод 1950
 -Декларация прав ребенка ООН 1959 г.;
-Заключительные замечания Комитета по правам ребенка ООН к Третьему периодическому докладу Российской Федерации о выполнении Конвенции ООН о правах ребенка 2005 г.;
 
Законодательство РФ:
- Конституция РФ;
- Семейный кодекс РФ;
- Гражданский кодекс РФ;
- Гражданский процессуальный кодекс РФ;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях;
-Уголовный кодекс РФ;
 


Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех направлениях:

Слайд 8Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех направлениях: "Я

и моя семья", «Я и мои права», "Я и права других людей". Это способствует пониманию таких простых и одновременно сложных истин, как: "Мои права – это мои возможности, мои свободы", "Мои права заканчиваются там, где начинаются права другого человека».
Знакомство детей с их правами я осуществляла в трех направлениях:

Слайд 9Модель педагогического процесса правового образования дошкольников



Модель педагогического процесса правового образования дошкольников

Слайд 10Организованная образовательная деятельность
-Знакомство с правами человека
-Беседы на этические темы, мини-дискуссии
-Сюжетно-ролевые игры,

инсценировки, дидактические игры
-Физкультурно – оздоровительная деятельность
-Изобразительная, трудовая деятельность
-Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков
-Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций)

Тематика занятий по правовому воспитанию
Можно выделить основные темы, с которыми педагог должен познакомить детей.
В средней группе можно рассмотреть следующие темы.
«Мои права и обязанности» (у всех, даже у маленьких детей, есть свои права и обязанности).
«Я и моё имя» («Право на имя», «Имя каждому дано, много значит оно»).
В старшем же дошкольном звене тематика более обширна. Более глубоко изучаются указанные темы и добавляются новые.
«Моя страна» (каждая страна имеет свои законы и правила, которые обязаны соблюдать все граждане).
«Мы — граждане» («Мы разные, но имеем одинаковые права»).
Знакомство с важнейшими правовыми документами: «Конституция», «Декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребёнка» (конечно, на предельно доступном уровне).
«Право иметь семью» («Право на любовь и заботу»).
«Право на жилище».
«Право на имущество».
«Право на свободу и равенство»
«Право на отдых, игру, развлечение».
Итоговое занятие можно обозначить как «Путешествие в страну Правдивию» (либо Правознайкино и пр.)

Организованная образовательная деятельность-Знакомство с правами человека-Беседы на этические темы, мини-дискуссии-Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры-Физкультурно – оздоровительная деятельность-Изобразительная,

Слайд 13Самостоятельная деятельность дошкольников
-Создание проблемных ситуаций.
-Задания для самостоятельных наблюдений.
-Работа с литературой
-Разные

виды игр 
-Продуктивные виды деятельности
-Двигательная активность


Самостоятельная деятельность дошкольников-Создание проблемных ситуаций.-Задания для самостоятельных наблюдений. -Работа с литературой-Разные виды игр -Продуктивные виды деятельности-Двигательная активность

Слайд 14Совместная деятельность взрослых и ребенка

Совместная деятельность взрослых и ребенка

Слайд 15Словесные игры
Право на имя.
«Назови ласково». Воспитанник называет своё имя, а

затем рассказывает, как родители ласково называют его дома. В каждом случае может быть не один, а несколько вариантов. За каждый ответ педагог вручает фишку, и в финале игры подводятся итоги — определяется имя-победитель.
«Позови ласково». Аналогичная игра, только дошкольник должен назвать уменьшительно-ласкательно рядом стоящего ребёнка (таким образом, закрепляется знание права на имя и воспитывается вежливое, уважительное отношение друг к другу).
«Как растёт имя». Вначале воспитатель показывает ребятам свои детские фото и рассказывает, как с годами изменялось её имя (например, Иришка — Ира — Ирина — Ирина Петровна). Затем ребята также должны видоизменить своё имя — определить, как оно будет звучать, кода они станут взрослыми.
«Как зовут моих маму и папу». Передавая друг другу мячик или флажок, дошкольники быстро должны назвать имя и отчество родителей.
Право на жилище
«Кто в каком доме живёт» (право на жилище, а также его неприкосновенность). Воспитатель бросает мяч каждому ребёнку, называя животное или насекомое, а дошкольник должен в ответ назвать его жилище (например, пчела — улей, медведь — берлога
«Кто где живёт» (право народов на самоопределение). Педагог называет воспитаннику какую-нибудь страну, а он — её жителей (Франция — французы, Япония — японцы и т. д.).
«Мой домашний адрес» (право на жилище). Ребята по очереди (передавая флажок по кругу) называют свой домашний адрес. Как вариант можно сначала всем назвать только улицу, затем — дом, этаж, номер квартиры.
«Лучше узнаем друг друга» (игровое упражнение помогает дошкольникам осознать индивидуальность и ценность каждого человека, а также осмыслить сходство и различия разных людей). Под музыку малыши свободно двигаются по группе. Когда она затихнет, нужно встать с кем-либо в пару и задать вопрос. Например, «Есть ли у тебя брат или сестра, и как их зовут
«Я умею» (дошкольники закрепляют понимание права на жизнь, осознают, что она дана человеку на добрые поступки). Стоя в кругу, малыши передают друг другу мячик и рассказывают, какие добрые дела они делают по отношению к своим близким людям (например, помогаю маме убираться по дому, а папе — в гараже).
 


Словесные игрыПраво на имя. «Назови ласково». Воспитанник называет своё имя, а затем рассказывает, как родители ласково называют

Слайд 16Игры-драматизации
«Попроси вежливо» (право на владение имуществом и его неприкосновенность). Ребёнку

предлагается попросить у товарища на время его игрушку. Сделать это нужно вежливо, взамен можно предложить поиграть со своей вещью.
«Сказка наизнанку» (любой человек имеет право на своё личное мнение). Это настольный либо кукольный театр по мотивам знакомой сказки. Дошкольники могут придумать свой вариант с изменёнными характерами персонажей и разыграть его. Сюжеты могут быть самыми неожиданными. Например, колобок будет злым, хочет отравить лесных жителей, а лиса, наоборот, доброй, стремится спасти их. Или добрый волк и сердитая Красная Шапочка.
«Сказка идёт по кругу» (право иметь своё мнение и свободно выражать свои мысли). Дошкольники все вместе придумывают сказку: один её начинает, а остальные пооочерёдно сочиняют продолжение.
Воспитатель предлагает закрыть глаза и вообразить себя, например, маленькой букашечкой. Дети должны прочувствовать беззащитность этого существа, рассказать о своих ощущениях и о том, как нужно вести себя окружающим, чтобы насекомое было уверено в своей безопасности. Таким образом, ребята закрепляют понимание права на жизнь и её неприкосновенность.
«Детский сад мой мечты». Педагог даёт ребятам задание — придумать свой детский сад, в котором бы отсутствовали привычные правила (занятия, режим дня и пр.) и придумать свой, рассказать, что там будут делать дети. Выслушав несколько рассказов, воспитатель подводит малышей к выводам, чем может закончиться такое поведение и почему в любом обществе должен соблюдаться порядок
Игры-драматизации «Попроси вежливо» (право на владение имуществом и его неприкосновенность). Ребёнку предлагается попросить у товарища на время

Слайд 17Настольно-печатные игры
Существуют и настольно-печатные игры для дошкольников на правовую тематику. В

основном они представляют собой картинки из серии «Поступаем правильно», «Хорошо и плохо» и т. п. Это могут быть пары карточек (10–20 штук), посвящённых одной теме (на одной изображён хороший поступок, на другой — плохой) или же лото.
Настольно-печатные игрыСуществуют и настольно-печатные игры для дошкольников на правовую тематику. В основном они представляют собой картинки из

Слайд 20Подвижные игры
Дошкольники очень любят подвижные игры, их можно совместить с непринуждённым

усваиванием важных правовых понятий.
«Прогулка по ручью» (право каждого на отдых, уметь отдыхать совместно). На полу изображается ручеёк, его ширина меняется (с помощью верёвочек или вырезанный из обоев). Дети (это туристы) становятся «паровозиком» (руки кладутся на плечи идущему впереди) и по ходу движения расставляют ноги на нужную ширину. Оступившийся ребёнок отправляется в конец «паровоза».
«Спасатели» (закрепление права на жизнь). В обруч кладутся игрушки: они оказались на необитаемом острове либо в горящем доме. Воспитатель даёт задания добираться до обруча и поочерёдно спасать игрушки. Каждый раз дети передвигаются разными способами (можно провести эстафету между двумя командами с двумя обручами): «паучком», парами, держась за руки, с закрытыми глазами и пр.
Пантомима «Я помогаю родителям по дому» (закрепление понятия обязанностей). Дошкольник движениями тела показывает, как он делает какую-то работу по дому. А остальные ребята должны отгадать, что именно имеется в виду.
«Петушиные бои» Воспитатель, объясняет, что драться — нехорошо (это нарушение права на личную неприкосновенность), и предлагает дошкольникам направить негативные эмоции в игру «Петушиные бои» Двое участников становятся «петухами» — садятся на корточки и обхватывают коленки руками, боком толкают друг друга. Проигрывает тот, кто первым свалится либо уберёт руки с колен.

Подвижные игрыДошкольники очень любят подвижные игры, их можно совместить с непринуждённым усваиванием важных правовых понятий.«Прогулка по ручью»

Слайд 21Сюжетно-ролевые игры
Важную роль в становлении доброжелательных взаимоотношений дошкольников, осознании ими правовых

отношений играет сюжетно-ролевая игра, поскольку она очень близка к реальной жизни. Так, обыгрывая такие сюжеты, как «Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь», малыши закрепляют знание о том, что каждый человек имеет право на медицинскую помощь, а также должен сам заботиться о своём здоровье). Играя в больницу, дошкольники уясняют, что каждый человек имеет право на медицинскую помощь
Важные нравственные качества воспитывает игра «Спасатели»: ребята уясняют ценность человеческой жизни и то, что каждый человек имеет право на помощь и спасение в трудной ситуации. Правовому воспитанию способствует и моделирование сценок из семейной жизни («Семья», «Дочки-матери»): дошкольники понимают, что каждый имеет определённые обязанности по дому, а взрослые несут ответственность за своих детей.


Сюжетно-ролевые игрыВажную роль в становлении доброжелательных взаимоотношений дошкольников, осознании ими правовых отношений играет сюжетно-ролевая игра, поскольку она

Слайд 24Формы и методы работы с родителями
Работа с родителями по правовому воспитанию в

детском саду строилась по двум взаимосвязанным направлениям.    
 Первое направление — правовое просвещение родителей. В рамках работы по этому направлению осуществлялась передача информации по вопросам защиты прав ребенка и его социального развития. Использовали следующие формы работы с родителями:
анкетирование;
родительское собрание «Защита прав и достоинств маленького ребенка»;
индивидуальные и групповые консультации: «Права ребенка – соблюдение их в семье», «Понимаем ли мы друг друга?» «Типы родительской любви», «Семья глазами ребенка» (с использованием детских работ); «Семейное воспитание – причина нарушения поведения детей» «Жестокое обращение с ребенком: что это такое?» и др.;
информационные стенды «Защитим права детей», «Права ребенка в детском саду и семье и др.;
фотовыставки «Наши права в детском саду», «Через игры и беседы узнаем мы о правах»;
папки – передвижки и памятки для родителей: «Наказывая, подумай: зачем?», «Четыре заповеди мудрого родителя» и др.
памятки для родителей – «Искусство быть родителем», «Защита прав ребенка», «Декларация о правах ребенка».
Второе направление — продуктивное общение. В рамках работы по этому направлению мы опирались на использование такой формы, как совместное творчество детей и родителей:
создание родителями стенда «Лучший опыт семейного воспитания»;
презентация семейных проектов «Я и мое имя»;
спортивные праздники и досуги, многие из которых организуются по инициативе родителей;
тематические развлечения с детьми и родителями на выбор : «Права ребенка» (приложение 3), «Семья - самое лучшее место на Земле»,
Формы и методы работы с родителямиРабота с родителями по правовому воспитанию в детском саду строилась по двум взаимосвязанным направлениям.

Слайд 25Основные задачи в работе с родителями:
•    Знакомить родителей с нормативно-правовыми документами,

основными правами и обязанностями самой семьи;
•    Повышать уровень правовой культуры родителей, их компетентность в воспитании детей;
•    Воспитывать у родителей ответственность за сохранение здоровья, воспитание и развитие своего ребёнка;
•    Перестроить взгляд на ребёнка, помочь понять и принять, что ребёнок – равноправный человек, имеющий право на собственные поступки и мнения;
•    Создать особую форму общения между родителями и воспитателями: «Доверительный деловой контакт».

Основные задачи в работе с родителями:•    Знакомить родителей с нормативно-правовыми документами, основными правами и обязанностями самой семьи;•  

Слайд 31Организационно-методическая работа с педагогами ДОУ.
      От правовой квалификации педагога

и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье.       Перед педагогическим коллективом ставится задача освоить технологию ознакомления детей разных возрастных групп с их правами и обязанностями.       И для того, чтобы система по реализации модуля правового воспитания ребёнка была эффективной, необходимо проводить работу с педагогическим коллективом, так как педагог – это «главный герой» (если можно так сказать) в системе работы с детьми и родителями.      Во-первых, необходима убеждённость педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса.      Во-вторых, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.    
•    Ознакомление работников ДОУ с основными положениями Конвенции о правах ребёнка, нормативно-законодательными актами Российской Федерации и содействие в их реализации;
•    Выполнение прав ребёнка в ДОУ;
•    Объединение усилий детского сада и семьи по выполнению прав ребёнка;
•    Проведение профилактической, диагностической и коррекционной работы по
защите прав ребёнка.
Организационно-методическая работа с педагогами ДОУ.       От правовой квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение

Слайд 32Формы работы с педагогами.
Формы работы              

                          Тематика
Педсовет   «Знаем ли мы права ребёнка?»
 
Консультации «Координация усилий семьи и детского сада».
Методические консультации   «Защитим права ребёнка»
 
Индивидуальные беседы и консультации     Знание педагогами Конвенции  ООН о правах ребёнка.
Знание педагогами  Декларации прав ребёнка. Знание педагогами Семейного кодекса РФ.
 
Семинар «Какие права ребёнка нарушаются чаще всего родителями, воспитателями?»
 
Анкетирование  «Права детей в обществе» Семинар-практикум   «Правовое образование в ДОУ»
«Защита прав и достоинств маленького ребёнка».
Формы работы с педагогами. Формы работы                        

Слайд 33Заключение
Мы надеемся, что результатом нашей деятельности будет повышение уровня правовой культуры

у старших дошкольников, включающей в себя знание о своих правах, нормах правового поведения, навыков решать проблемные ситуации без использования силы, во взаимодействии с родителями воспитанников. Планируется, что большинство родителей повысят свой уровень при ознакомлении с правовыми документами, будут предлагать свою помощь ДОУ в процессе правового воспитания дошкольников.
Надеемся, что работа по правовому воспитанию, которая будет осуществляться целенаправленно и систематически, поможет нам установить более доверительные отношения с семьями детей, что даст нам достоверную информацию об эмоциональном благополучии детей;
мы сможем оказать помощь родителям в повышении правовой компетентности, заинтересовать их данной темой;
родители станут полноправными участниками образовательного процесса, что будет способствовать выработке единых требований к воспитанию детей в семье и детском саду;
взаимодействие большинства родителей с детьми все больше станет приобретать личностно-ориентированный характер;
дети станут более комфортно чувствовать себя дома и в детском саду, т.к. у них появятся качества, которые помогают взаимодействовать в обществе людей.
ЗаключениеМы надеемся, что результатом нашей деятельности будет повышение уровня правовой культуры у старших дошкольников, включающей в себя

Слайд 34СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ !!!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !!!

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть