Слайд 1МКОУ СОШ № 1
Г. Острогожска
Учитель начальных классов Голованева Т. В.
Методические приемы
активизации познавательной исследовательской деятельности младших школьников при изучении окружающего мира
Слайд 2Путей развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка существует много, но собственная исследовательская
практика, бесспорно, – один из самых эффективных. Можно сказать, что в арсенале инновационных педагогических средств и методов Стандартов второго поколения особое место занимает исследовательская творческая деятельность – как во время классных занятий, так и во внеурочной деятельности.
Исследовательская деятельность в начальной школе
Слайд 3Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются ещё
на школьной скамье. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми.
Слайд 4 Какое значение для обучающихся имеет исследовательская работа?
Она даёт возможность
осознать свою значимость, развивает познавательный интерес, любознательность, умению работать с информационными источниками, учит общению со сверстниками и единомышленниками, даёт возможность принимать участие в научных конференциях по исследовательской и проектной работе.
Слайд 5форм и методов работы, способствующих развитию исследовательских умений учащихся. К ним
мы относим:
умение видеть проблемы;
умение задавать вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умение наблюдать;
умение проводить эксперименты;
умение делать выводы и умозаключения;
умение структурировать материал;
умение доказывать и защищать свои идеи.
Слайд 6По новым стандартам второго поколения в начальной школе закладываются фундаментальные основы
формирования универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса.
Функция универсальных учебных действий заключается в обеспечении обучающихся умением учиться.
Слайд 7Поэтому главной целью исследовательской работы является:
формирования мотивации к обучению, познанию
и творчеству в течение всей жизни в информационную эпоху.
Основными задачами исследовательской деятельности в начальной школе являются:
знакомство с проведением учебных исследований
развитие творческой исследовательской активности
стимулирование интереса к фундаментальным и прикладным наукам
ознакомление с научной картиной мира
вовлечение родителей в учебно – воспитательный процесс
Слайд 8Стимулирование исследовательской активности, поддержка любознательности, стремления экспериментировать, самостоятельно искать истину –
главная задача учителя.
Слайд 9Чтобы привить детям начальные навыки исследовательского поведения необходимо сформировать у них
следующие умения:
-видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
- корректно полемизировать с докладчиком на конференции;
– аргументировать, защищать выдвинутую гипотезу.
Слайд 10Процесс реализации ученической исследовательской деятельности
выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой.
Выбор
тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Индивидуальная работа научного руководителя с обучающимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.
Оформление обучающимися выполненных исследований, работа на компьютерах в кабинете информатики в школе. Рецензии научных руководителей.
Итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы.
Слайд 11С 1 по 2 класс почти все работы носят коллективный характер,
тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Слайд 12В 3 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет
им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
- Что интересует больше всего?
- Чем занимаешься в первую очередь?
- Чем чаще всего занимаешься в свободное время?
- По каким предметам хорошие отметки?
- О чём хочешь узнать больше?
- Чем можешь гордиться?
Слайд 13Исследовательская деятельность заставляет и приучает детей работать с книгой, газетой, журналом,
что в наше время очень важно, потому что дети в лучшем случае читают только учебники. Они не хотят читать не только дополнительную литературу по предметам, но и увлекательные произведения литературы и периодической печати. Дети увлечены компьютером, Интернет заменяет друзей, улицу и даже реальный мир.
Слайд 14Большими помощниками в исследовательской работе являются родители.
В ходе выполнения проекта
родитель может выступать одновременно в нескольких ролях:
консультирует,
отслеживает выполнение плана,
решает оперативные вопросы,
помогает в предварительной оценке проекта,
участвует в подготовке презентации,
обеспечивает наиболее подходящий режим работы, отдыха и питания.
Слайд 15Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Самому
ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, очень помогает мультимедийное сопровождение, в котором стоит отразить основные моменты работы ребенка, а еще хорошо бы пригласить родителей, это успокоит ученика и укрепит связь семьи и школы.
Слайд 16«Выглянуло солнышко» по окружающему миру , когда изучаем солнечную систему (Узнать,
что такое СОЛНЦЕ, показать его значение в жизни человека.
«Лакомство для Снежной Королевы» Мороженое – это польза или вред? Сколько лет мороженому? Какое бывает мороженое? Полезное или вредное мороженое? Можно ли мороженое приготовить дома?
Наши проекты
Слайд 17«Птицы, как символы»
Цель – узнать, почему именно орёл изображен на гербе
России.
Задачи:
1)Изучить информационные источники (энциклопедические книги, журналы, газеты; информацию на сайтах о птицах в сетях Интернет);
2) Изучить символику птиц;
3) Систематизировать информацию и представить её наглядно.
Слайд 18«Сохранение лесной красавицы - ёлочки»
*Когда и откуда пришла в Россию традиция
украшать
ель на Новый год?
* Какие деревья ставят на Новый год в других странах?
* О пользе лесных красавиц – елей
*Чем можно заменить ёлочку в праздник Нового года?
Слайд 19«Хорошая ли мать кукушка»
Цель: изучение вопроса о том, хорошая ли мать
кукушка; приносит она пользу или вред природе.
Задачи:
Выяснить, в гнезда каких птиц кукушка подбрасывает свое будущее потомство.
Узнать, почему кукушка вынуждена подбрасывать птенцов.
Подумать, вред или пользу приносит кукушка природе.
Слайд 20
Используемые Интернет-ресурсы:
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/8/99/590/99590129_0_9ca16_614bc30_XL.png