Слайд 1
МБОУ «Верхне-Талецкая СОШ»
Мастер-класс
Приемы формирования навыка самооценки в начальной школе
Слайд 3Приемы формирования навыка самооценки в начальной школе
«Тот, кто сумел оценить
свою работу, тот и получает преимущества в движении вперед»
Евгений Доманский
Слайд 4Актуальность темы
В современном мире каждый человек должен адекватно оценивать свои возможности.
Суметь точно себе ответить, что я умею и что я могу. Поэтому у каждого человека должен сложиться образ собственного Я. Это складывается из осознания своих личных физических, интеллектуальных, нравственных качеств, их самооценки.
хвастовство
доброта грубость
любознательность лень
трудолюбие трусость
вежливость зависть
усидчивость лживость
честность жадность
правдивость драчливость
настойчивость жестокость
активность обидчивость
ИДЕАЛ АНТИИДЕАЛ
Слайд 7Методика «Лесенка»
1-4 ступенька - низкий уровень самооценки
(заниженная);
5-7 ступенька - средний уровень самооценки (адекватная);
8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
Слайд 9Три основных вида самооценки:
- адекватная самооценка;
- завышенная самооценка;
-
заниженная самооценка.
Слайд 10Самооценка учащихся 1-ой ступени
1-ый класс – Первоклассники преимущественно положительно оценивают
свою учебную деятельность, а неудачи связывают только лишь с объективными обстоятельствами. Их самооценка преимущественно завышенная.
2-3 класс – процент завышенной самооценки снижается , дети относятся к себе уже более критично, оценивая не только успехи, но и свои неудачи в учении.
4-й класс – самооценка становится в целом более адекватной, дифференцированной, заниженная самооценка повышается, завышенная самооценка понижается, а суждения о себе – более обоснованными.
Слайд 11«Только человек со здоровой самооценкой может конструктивно относиться к собственным ошибкам
и неудачам, переводя их в задачи учения, а не обиды. В поводы к унынию и отказы от каких бы то ни было усилий»
Г.А. Цукерман
Слайд 12Классификация приемов самооценки
Словесные приемы
1. Для развития самооценки в конце уроков задаются
следующие вопросы:
– Что ты узнал на уроке?
– Чему научился?
– За что себя можешь похвалить?
– Над чем еще надо поработать?
– Какие задания тебе понравились?
– Какие задания показались трудными?
– Достиг ли ты поставленную в начале урока цель?
Слайд 132. Наглядное пособие, которое помогает в оценивании своих достижений
Сегодня на уроке
я …
Мне удалось…
Я могу похвалить…
Я недостаточно…
Я старался…
3. Вариант организации работы по самооценке собственной деятельности при выполнении конкретного задания или проверочной работы
*Выполнение этой работы мне понравилось
(не понравилось) потому что……………………………………
*Наиболее трудным мне показалось……………………………
*Я думаю, это потому что………………………………………
*Самым интересным было………………………………………
*Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал
следующее………………………………………………………
*Я хотел бы попросить своего учителя…………………………….
Слайд 14 Символы
1. Шкала самооценки:
«+» - знаю и умею применять.
«!» - знаю,
но не всегда могу применить.
«?» - не уверен в своих знаниях.
«-» - пока не знаю и не умею.
2. Отметка в балльной шкале
90-100% - высокий
66-89%- повышенный
50-65%- средний
меньше 50%- ниже среднего
Слайд 15 Рисунки
«Светофор»
- внимание , мне нужна помощь
/не справился с работой/
- нужна небольшая помощь
- можно двигаться дальше , все удалось
Слайд 16«Говорящие рисунки»
- все получилось , доволен собой
- не все получилось
, было непросто
- многое не получалось ,было сложно
Слайд 17«Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего
не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
Слайд 18«Волшебные линеечки»
Волшебные линеечки», описанные Г.А. Цукерман, являются безобидной и содержательной формой
отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно.
Слайд 19Пометки
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом
учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
+ - НОВОЕ
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
0 – ДУМАЛ ИНАЧЕ
Слайд 20Самооценка знаний
После выполнения какой-либо работы, учащиеся рисуют один из предложенных рисунков.
Слайд 21Технологические карты по разным предметам
Лист самооценки своей деятельности во время
работы над проектом
Слайд 22Моя успешность на уроке
Сегодня на уроке
Слайд 23Задание № 1:
Возьмите лист бумаги и заставьте его улететь как можно
дальше.
Задание № 2:
Нарисуйте дом
Слайд 24Самооценка:
1.Какое задание было дано?
2.Довольны ли вы полетом своего самолетика?
3.Почему?
4.Что нужно
сделать в следующий раз?
Слайд 25Взаимооценка рисунков.
А теперь оцените рисунок по таким критериям как
1.Фундамент – 1
балл
2.Стены -1 балл
3.Крыльцо, ступени –1 балл
4.Перила – 1балл
5. Дверь – 1 балл
6. Окно - 1 балл
7. Окно на чердаке – 1 балл
8. Водосточная труба – 1 балл
9. Труба на крыше дома – 1 балл
10. Трава или деревья возле дома – 1 балл
Максимальное количество баллов - 10
0-4 балла - «2»
5-6 баллов - «3»
7-8 баллов - «4»
9-10 баллов - «5»
Слайд 26
Какие виды оценивания были применены?
Какую оценку вам было легче
всего поставить и почему?
Насколько отличались оценки и почему?
Какой из оценок вы остались довольны и почему?
Рефлексия по заданию:
Слайд 27Формативное или формирующее оценивание.
Оно применяется для получения данных о текущем
состоянии дел, отражает внутренний контроль качества и направлено для определения ближайших шагов в направлении улучшения методов и форм обучения.
(что сделано, как, получилось или нет, ошибки, что предстоит сделать.)
Формативное оценивание осуществляется в виде качественного показателя: словесные высказывания о процессе и результате работы, эмоциональная реакция.
Слайд 28Сегодня на уроке я понял…
Я узнал больше о ………….
Я понимаю __________
и могу объяснить
Я все еще не понимаю _________
Я не совсем уверен в _______________
Я изменил свое отношение к……….
Я удивился тому, что……
Я почувствовал …
Хотелось бы узнать…
Мне удалось…..
Я могу себя похвалить за то, что……
Я не справился…………
На следующем уроке я…………..
Слайд 29Суммативное (итоговое) оценивание
предназначено для определения уровня сформированности
знаний, умений, навыков, компетентностей
при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Оценивание осуществляется в виде количественного показателя: отметка, баллы и т.п.
Слайд 30Этапы формирования самооценки
1 класс
Виды контрольно- оценочных действий:
1. Критериальное оценивание - умение
сопоставлять свои действия с заданным образцом.
2. Пооперационное (пошаговое)
3. Ретроспективное - оценивает то, что он уже сделал, совершил, пережил.
4. Рефлексивная оценка – знания о собственном знании и не знании, о собственных возможностях и ограничениях
Формы
На этом этапе обучения, безотметочном, используются различные приемы оценочной деятельности:«волшебные линеечки», Лесенка ,Светофор , Смайлики.
Слайд 31Алгоритм самооценивания 1 класс
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель
работы)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать
ошибки)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс).
Слайд 322 класс
Виды контрольно- оценочной деятельности
1.Происходит совершенствование работы учащихся над пооперационным
контролем
освоения способов деятельности, переход к итоговому оцениванию.
2.Во 2 классе начинается работа над формированием рефлексивного
контроля , направленного на анализ основания собственно способа действия.
3.Начинается работа над прогностической оценкой. Дети уже
начинают задавать себе вопросы типа: «Справлюсь ли я с решением?», выбираются задания для самостоятельной работы на «уровень притязания» – из данного пакета заданий с обозначенной сложностью требуется взять какое-то для решения и т.п.
4.Что касается действия оценки, то на этом этапе оно должно полностью
дифференцироваться.
Слайд 33Алгоритм самооценивания во 2 класс
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать
цель работы)
2.Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с
целью)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задания (задачи)?
Слайд 343-4 класс
Виды контрольно- оценочной деятельности:
На заключительном третьем этапе учащиеся вместе с учителем
выходят на полный цикл контроля и оценки. На ведущее место в обучении (учении) выходит рефлексивный контроль и рефлексивно-прогностическая оценка в новых, нестандартных ситуациях.
Слайд 35Алгоритм самооценивания в 3 - 4 классе
1. Какое было задание?
(Учимся вспоминать цель работы)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)
3. Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)
5. Какое умение развивали при выполнении задания?
6. Каков был уровень задания (задачи)?
7. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
8. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
Слайд 36 Результаты самооценивания можно фиксировать в
Портфолио
Листы учебных достижений
Лист рубежного
контроля.
Журнал учёта учебных достижений
Дневник первоклассника
Тетрадь открытий
Тетрадь «Что я знаю и умею».
Эти документы постоянно хранятся в классной комнате, и все заинтересованные (ученики, учителя, администрация школы) могут в любое время ознакомиться с ними.
Слайд 37приём «Дерево успеха»
вы потрудились на славу, честь и хвала вам
вы потрудились
впол силы, могли бы лучше
сегодня вы мало потрудились,
надо приложить усилия