Слайд 1Мастер- класс по работе с одарёнными детьми
Бондарь Л.А., учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №79»
Слайд 2Тема: «Введение в исследовательскую деятельность младших школьников ».
Цель мастера:
* Передать
коллегам способы работы с одарёнными детьми;
* Предоставить средства, позволяющие им личностно саморазвиться, осознать самих себя и свои возможности.
Слайд 3 Цель для учеников:
Создать содержательные и организационные условия для личностного
саморазвития учащихся;
Вооружить учащихся инструментарием ведения исследовательской деятельности;
Привлекать учащихся к деятельностному участию работы мастерской.
Слайд 4Три этапа работы :
Подготовительный, нформационный;
Практический: занятие с детьми по теме: «Введение
в исследовательскую деятельность»;
Завершающий, рефлексия мастер-класса.
Слайд 5В последнее время все чаще встаёт проблема работы с одарёнными детьми.
Проблема выявления и развития умственно одарённых детей является одной из наиболее сложных и интересных проблем современности отечественной и зарубежной педагогики, т.к. она связана с перспективами развития и процветания современного общества. Лишь люди талантливые, которым максимально помогли развить их природный потенциал, делают кардинальные открытия и перевороты в науке и производстве.
Слайд 6Перед учителем начальных классов стоит основная задача – способствовать развитию каждой
личности.
Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в нём жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию.
Слайд 7 В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие
его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности.
Слайд 8Вот почему методы и формы работы учителя должны способствовать решению обозначенной
задачи. Для этой категории детей предпочтительны следующие методы работы:
исследовательский;
частично-поисковый;
проблемный;
проективный.
Слайд 9Существуют следующие формы работы:
1. классно-урочная (работа в парах, в малых группах),
разноуровневые задания, творческие задания;
2. консультирование по возникшей проблеме;
3. научные кружки, общества;
4. применение дискуссии;
5. ТРИЗ;
6. интеллектуальные игры.
Слайд 10Очень важны:
предметные олимпиады;
интеллектуальные марафоны;
различные конкурсы и викторины;
словесные игры и забавы;
проекты по
различной тематике;
игра «Научно - исследовательская лаборатория»;
ролевые игры;
индивидуальные творческие задания.
Слайд 11Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одарённость, кроме тех, которые проявляются
в результате активного участия хотя бы в самой маленькой исследовательской работе
А.Н.Колмогоров
Слайд 12 С первых дней занятий в школе мы рассматриваем методы исследования,
т. е. откуда можно получить информацию. Это задать вопросы самому себе, спросить у взрослого человека, посмотреть в книгах, понаблюдать, провести эксперимент, посмотреть в компьютере и т. д.
Слайд 13Впоследствии, уже во втором полугодии первого класса, можно провести урок-тренинг, на
котором научить, как надо собрать всю доступную информацию и обработать её так, как это делают учёные. Например, предложить задание, приготовить сообщение о буром медведе. Наша задача подвести ребят к идее, что набор методов зависит от наших реальных возможностей. Чем их больше, тем лучше и интереснее пойдёт работа. Определив последовательность работы, начать собирать материал. Но эти сведения тяжело удержать в голове или записать, т. к. нет навыка письма, поэтому приходим к выводу, нужно создать схему-рисунок.
Слайд 14Способность ребёнка делать краткие записи, изобретать значки свидетельствует об уровне развития
ассоциативного мышления и творческих способностей. На первых порах посильную помощь оказывают родители, которым я объясняю цель исследования, их результативность. Они совместно с детьми делают подбор литературы. Читают статьи по теме.
Слайд 15Теперь собранные сведения мы анализируем и обобщаем, затем исследователи делают сообщения.
После выступления обязательно проводим его обсуждение. Даём слушателям возможность задать вопросы. Так ребята знакомятся с общей схемой деятельности. На данном этапе учитель выступает в роли консультанта-помощника.
Слайд 16 Начиная со второго класса можно начать работу над формированием умений
видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать наблюдения и навыки проведения эксперимента, делать выводы и умозаключения, структурировать материал и др.
Слайд 17 Можно предложить задания и упражнения для развития умения видеть проблемы,
которые применить на практике.
Задание: посмотрите на мир чужими глазами. Одно из самых важных свойств в деле выявления проблем – способность изменять собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон.
Слайд 18Для этого выполняем следующие упражнения:
продолжи неоконченный рассказ;
составь рассказ от
имени другого персонажа (представьте, что вы на какое-то время стали дневником в портфеле Маши, камешком на дороге; )
определи, сколько значений у предмета (найди как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования, например, кирпича, газеты, кусочка мела);
назови, как можно больше признаков предмета (например, стола, дома, самолёта, книги и т. д.).
Слайд 19Вслед за выявлением проблемы идёт поиск её решения. Поэтому далее учить
выдвигать гипотезу, т. е. строить предположения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Гипотезы рождаются как в результате логических рассуждений, так и в итоге интеллектуального мышления. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает. Изначально, гипотеза не истинна, и не ложна – она просто не определена.
Слайд 20В умении выработать гипотезы можно использовать следующие упражнения:
давайте вместе
подумаем, почему летом снег в горах не тает; почему многие дети любят компьютерные игры и т. д.;
Делая предположения, мы обычно используем следующие слова: предположим, допустим, возможно, может быть и т. д. Также необходимо научить давать определения понятиям, обобщать, классифицировать.
Слайд 21Ещё детей надо учить наблюдать. Для того, чтобы наблюдение стало возможным,
важно иметь наблюдательность – сплав внимательности и мышления. Ребят учить проводить эксперимент – важнейший из методов исследования. Самые интересные эксперименты – это, конечно, реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
Учимся анализировать, выделять главное и второстепенное, делать выводы и умозаключения.
Эти и другие виды заданий позволяют сформировать необходимые умения
для создания исследовательской работы, начиная со второго класса. Как же мы над этим работаем?
Слайд 22Придерживайтесь следующих этапов исследовательской деятельности:
1.Мотивирование.
Факторы запускающие
исследовательскую мотивацию:
новизна объекта или явления;
недостаток информации (почему? как? и т.д.);
его сложность (как это работает? устроено?);
информационный конфликт (несоответствие или противоречие друг другу частей информации)
Слайд 232.Выбор тем:
Тема должна быть интересна ребёнку.
Тема должна быть выполнима, решение
её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, необычной, неожиданной.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена достаточно быстро.
Слайд 24Темы, которые вы используете в своей работе, можно определить в три
основные группы:
фантастические - ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений;
теоретические - ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в различных источниках;
эмпирические - проведение собственных экспериментов.
Слайд 25 Тема должна заинтересовать и увлечь ребёнка. С её выбором
не стоит затягивать. Большинство детей, за исключением одарённых, не имеют постоянных пристрастий, их интересы ситуативны. Действовать нужно быстро, пока интерес не угас.
Слайд 26Исследовательская работа возможна и эффективна на добровольной основе. Ребят волнуют самые
разные проблемы. Однако тема должна быть выполнима, т. е. соответствовать возрастным особенностям детей, решение её должно быть полезно участникам исследования. Также тема должна быть оригинальной, с элементами неожиданности, необычайности.
Слайд 273. Выдвижение гипотез.
4.Выбор методов.
5.Сбор материала
6.Обобщение материала.
7.Презентация материала.
На всех этапах работы мы,
учителя, должны ясно осознавать, что основной ожидаемый нами результат - развитие творческих способностей, приобретение ребёнком новых знаний, умений и навыков.
Слайд 28Точнее говоря, мы должны иметь в виду, что в данном случае
мы имеем дело не с одним результатом, а, по крайней мере, с двумя. Первым можно считать то, что создаёт ребёнок своей головой и руками - макет, проект, отчёт и тому подобное.
Второй, самый важный - педагогический: бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр психических новообразований, отличающих истинного творца от простого исполнителя.
Слайд 29Оба эти результата хорошо видны во время защиты детьми собственных работ.
В этой связи защита итогов приобретает особую значимость. Это необходимый этап работы.
Защита - венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. В ходе защиты дети учатся излагать добытую информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения.
Слайд 30III. Практическая часть.
- Сейчас я с вами проведу фрагмент одного из
занятий.
- Кто такие исследователи?
- Каких исследователей, первоткрывателей вы знаете?
- Как вы думаете, какими качествами обладают исследователи?
Слайд 31Любознательность, жажда знаний, тяга к новому, неизведанному
Наблюдательность
Терпение
Творчество
Трудолюбие
- А могут ли ученики
быть исследователями?
Слайд 32Всякая исследовательская строится по определённому плану.
Технология построения исследования:
Этапы исследования
1 этап:
Подготовительный
Определение проблемы и темы исследования.
Формулирование целей и задач исследования.
Определение источников получения необходимой информации.
Выбор методов проведения исследования.
Разработка инструментария (анкеты, опросные листы и т.п.)
Разработка программы этапа исследования (где, когда, в каком объеме будут собираться данные, график работы, схема контроля за проведением исследования).
Слайд 332 этап: Основной (этап сбора данных)
Сбор данных в соответствии с программой
исследования.
Контроль за проведением исследования.
Проверка достоверности собранных данных
3 этап: Заключительный
Введение данных в специализированную программу и их обработка.
Анализ полученной информации.
Выведение закономерностей.
Составление отчета, изложение результатов исследования.
Слайд 34Выполнение заданий.
Вы говорили, что исследователь - это творческий человек, обладающий креативным
мышлением.
Чтобы стимулировать творческую активность и устранить отрицательное воздействие критичности, используйте различные методы и приёмы.
Игра «Назови отличие», «Поиск объектов общего»
Обычно, сравнивая предметы, дети легче находят отличия, чем признаки сходства. Это происходит потому, что у них недостаточно развита операция обобщения.
Сравни шкаф и телевизор. ( Большой и маленький, нуждается в электричестве, не нуждается, используется для хранения вещей, не используется).
Слайд 35Учите планировать преобразование предметов и слов.
Предвидение и планирование лежит в основе
творчества на этапе причинно-следственного мышления. Такие задания развивают способность планировать свою деятельность.
Сколько усовершенствий ты сможешь предложить для одного предмета?
Диван, стол, лампа, расчёска, ножницы, кастрюля.
Учите узнавать предметы в неопределённых географических формах.
Задание: Нарисуй на основе кругов, квадратов как можно больше рисунков.
Слайд 36Исследовательская тактика ребёнка - это не просто один из методов обучения.
Это путь формирования особого стиля детской жизни и учебной деятельности. Он позволяет трансформировать обучение в самообучение, реально запускает механизм саморазвития. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.