Слайд 1Обучение с увлечением
Мастер--класс по экспериментальной деятельности старших дошкольников
Подготовила воспитатель
МОУ Детский сад №283
Антонова Любовь Николаевна первая квалификационная категория
Слайд 2Цель мастер – класса: представление опыта работы с детьми старшего дошкольного
возраста по развитию познавательной активности через поисково – исследовательскую деятельность.
Задачи :
повысить уровень профессиональной компетенции участников мастер – класса по развитию познавательной активности дошкольников через поисково – исследовательскую деятельность;
представить участникам мастер – класса одну из форм проведения опытно – экспериментальной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста;
- сформировать у участников мастер – класса мотивацию на использование в воспитательно – образовательном процессе опытно – экспериментальной деятельности для развития познавательной активности дошкольников.
Слайд 3
Детство - это пора
поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет познавать Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие. Известно, что ознакомление с каким – либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира. Китайская пословица гласит «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму » Это отражает всю сущность окружающего мира
Слайд 4Эксперименты классифицируются
по разным принципам.
По характеру объектов, используемых в эксперименте: растения,
живые объекты, неживая природа.
По месту проведения: группа, участок, в природе.
По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
По причине проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По характеру включения в педагогический процесс: эпизодические и систематические.
По продолжительности: кратковременные (5 – 15 минут) и длительные (свыше 15 минут).
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные или циклические.
По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные, итоговые.
По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями), сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта), обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По характеру познавательной активности детей: иллюстративные (детям всё известно, а эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение экспериментальных задач.
По способу применения в аудитории: демонстрационные, фронтальные, индивидуальные.
Слайд 5.
Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом
деятельности.
Слайд 6Опыт 1 «Поймай воздух» Материал: целлофановый пакет Ход опыта : взять
целлофановый пакет. Взмахом пакета набрать в него воздух и зажать пакет. Показать детям, что в нем находится воздух
Слайд 7Опыт 2 «Спасательный жилет».
Материалы: мандарин с кожурой, мандарин без кожуры, таз
с водой
Ход опыта : отгадайте , какой из поставлен неверно — утонет вообще только один. Без кожуры. И даже несмотря мандарин утонет быстрее — в кожуре или без нее? Вопрос на то, что тот, что в кожуре, тяжелее, он все рано будет продолжать держаться на воде, ведь на нем «спасательный жиле»
Материалы: мандарин с кожурой, т»: в кожуре есть много пузырьков воздуха, которые и работают спасателями, выталкивая тонущий мандарин на поверхность воды.
Слайд 8Опыт 3 «Запуск ракеты»
Материалы :
воздушный шарик, трубочка для коктейлей, нитки, скотч. Ход опыта : эта забава будет интересна малышу довольно долго. Натяните между двумя, расположенными в противоположных концах комнаты , стульями нить , предварительно продев ее сквозь трубочку от сока . Надуйте воздушный шарик и зажмите конец прищепкой , чтобы не выходил воздух . Нарисуйте фломастером на шарике иллюминаторы и напишите, например, « Союз». При помощи скотча приклейте шарик к трубочке и подтяните его к одному из концов натянутой нити. Разожмите прищепку и наслаждайтесь скоростным запуском ракеты.
Слайд 9Опыт №4 «Самонадувающийся шарик»
Спросите детей, верят ли они в то, что
воздушные шарики могут надуваться сами по себе. А затем докажите им, что очень запросто! Для опыта вам понадобятся только воздушный шарик, пластиковая бутылка, сода и уксус. Насыпьте в шарик 3–4 чайных ложек соды, а в бутылку налейте около 100 мл уксуса. Затем наденьте шарик на горлышко бутылки и потрясите его, чтобы сода из шарика пересыпалась в уксус. Вот и все. Теперь останется только наблюдать и удивляться. А объясняется этот опыт очень просто: при взаимодействии соды с уксусом выделяется углекислый газ, который и надувает шарик.
Слайд 10Опыт №5 «Тайнопись»
Молочные чернила
Если писать на обычной бумаге с помощью
кисточки или ватной палочки, смоченной в молоке, то после высыхания надпись становится бесцветной. Проявляется под воздействием высокой температуры – для этого бумагу нужно прогладить утюгом.
Слайд 11Опыт №6 «Снег»
Если хотите подарить своим подопечным радость – создайте снег
своими руками, который затем затвердеет и его можно будет расписать!
Материал: 2 болона пены для бритья, пачка пищевой соды - смешать.
Слайд 12Опыт №7 «Волшебные краски»
Этот опыт дети готовы проделывать очень долго,
получается замечательный результат. В тарелку с молоком добавить аккуратно немного пищевых красителей, затем ватной палочкой, смоченной в средстве для мытья посуды, коснуться поверхности. Результат не заставит себя ждать!