Слайд 1Республиканский научно-методологический семинар
Мастер-класс по коррекционным
практико-ориентированным технологиям
«ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!»
Слайд 2Пояснительная записка
Актуальность
У детей старшего дошкольного возраста происходит активное освоение навыков учебной
деятельности. Дети, побуждаемые взрослыми, начинают учиться оценивать причины своих достижений и неудач. Присутствует острое желание быть успешным, что для детей означает «быть хорошим и любимым». Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний, является произвольность, продуктивность и устойчивость познавательных процессов ребенка. В то же время, у некоторых дошкольников наблюдается сильное стремление к лидерству. Между некоторыми детьми проявляется соперничество. Проблемы возникают при несформированности произвольной деятельности, отсутствии навыков совместного труда и сотрудничества, недостаточно развитой само-регуляции поведения, большой эмоциональности в общении и др. Перед многими детьми встаёт проблема социально-психологической адаптации: нет контакта, общения со сверстниками, ребёнок не принят, изолирован, отвергнут.
А между тем успешное становление отношений ребёнка со сверстниками – основное условие его развития, важнейший фактор формирования личности. Как больно родителям, наблюдая за играми детей, видеть, что их ребенок часто стоит в стороне, робеет, не решается подойти к детям, пугается взрослых, недоверчив и застенчив. Ничуть не легче выслушивать жалобы детей и взрослых, что ваше дитя все время дерется, обижает, спорит, мешает играть.
Слайд 3Нарушения в общении, конфликтность и обособленность - признаки слабой адаптации ребенка
к окружающему миру, причины серьезных эмоционально-личностных проблем в будущем.
Актуальность вышеизложенной проблемы психического здоровья детей и поиск путей оказания помощи детям до поступления их в школу привела к созданию данной психо-коррекционной программы, которая включает курс специальных занятий – игротерапию, психогимнастику, сказкотерапию, арт-терапию. В этой программе собраны игры и упражнения, которые научат детей жить дружно, сплотят их, помогут чувствовать других, поддерживать и сопереживать, а также учитывают детские желания: быть здоровым, радоваться жизни, верить в добро, быть любимым, удивляться, иметь друзей, развиваться играя.
Слайд 4Цель: определить психическое развитие детей дошкольного возраста и способствовать снижению конфликтности,
замкнутости, тревожности, агрессивности.
Задачи:
формирование отношений доверия, умения сотрудничать
развитие взаимодействия участников в коллективе
-формирование своего эмоционального состояния, чувств.
-воспитание чувства коллективизма, взаимоотношений
Слайд 5Ожидаемые результаты:
- развитие интегративных качеств личности дошкольников: умение понимать и принимать
эмоциональное состояние, приобретение саморегуляции;
- формирование социальных навыков;
- снижение уровня негативных эмоционально-личностных проявлений у воспитанников;
-снижение тревожности, количества страхов у детей дошкольного возраста;
-повышение самооценки у детей дошкольного возраста.
Оборудование и материалы: ноутбук с аудиозаписями классической музыки, ватманы – 3 штуки, листы А4 (по количеству детей), гуашь,
краски, кисточки, непроливайки, салфетки,
листья (гербарий с разных деревьев),
стекло А4,трафарет варежки,
контейнеры для разведенной краски,
мольберт, фломастеры или восковые мелки
Слайд 6Программа состоит из 3 этапов:
1. Вводный
2. Основной
3. Заключительный
Слайд 71 этап
Вводный
«Здравствуйте,
это Я!»
Цель: научить внимательно относиться к себе, снять эмоциональное напряжение.
Ход игры:
-Здравствуйте, ребята! Я хочу вам предложить поприветствовать друг друга в необычной обстановке.
Воспитатель предлагает детям выстроиться по алфавиту имени. Например: Артем, Алина, Борис, Ваня, Дамир, Яна.
-А сейчас я проверю как вы можете перестроиться правильно по цвету волос. У кого светлые волосы становится первым, потом идет чуть темнее, потом самый темный.
- А сейчас мы с вами друг друга будем приветствовать. Для этого нам надо сделать круг и сесть на стульчики. Теперь я попрошу положить мне на правую ладонь, левую ладонь Артема, то есть сидящего справа от меня, и в результате мы все с вами будем соединены между собой. Я попрошу вас поздороваться друг с другом, называя соседа полным именем, например Здравствуй Артем Сергеевич, а после этого мы будем давать положительную характеристику своему соседу, например Артем послушный мальчик.
Слайд 8«Смайлик»
Цель: выявить эмоциональное настроение у детей.
Ход игры:
Воспитатель готовит заготовки и
рисует силуэт смайлика на стекле.
-Ребята, перед вами на стекле нарисован Смайлик, но я не могу понять какое у него настроение.
А вы знаете что такое настроение? (Ответы детей).А сейчас послушайте стихотворение:
Настроение пропало.
Я везде его искала:
Под диваном, под столом,
Во дворе и за углом,
Я звала его, сердилась,
А оно не находилось!
И тоскую, и грущу.
Может, я не там ищу?
Без следа исчезло прямо...
А потом вернулась мама.
Как ей это удалось? –
Настроение нашлось!
А какое настроение у вас, ребята? Я вам предлагаю взять краски и изобразить на вашем смайлике свое настроение. Включается музыкальное сопровождение и дети дорисовывают смайлика. Делается анализ.
Слайд 9Диагностика
Цель: выявить коммуникативные умения ребёнка, уровни конфликтности, замкнутости, тревожности и агрессии
у детей 5-6 лет.
Используемый материал: силуэтные изображения рукавичек или других несложных предметов, составляющих пару, 2 набора гуаши по 6 цветов.
Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы они составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договориться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору гуаши.
Оценка результатов диагностики.
Анализируют, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:
1 балл – у детей возникает конфликт, и отступают от первичного замысла;
2 балла – у детей возникают разногласия, но приходят к общему решению;
3 балла – дети умеют договариваться, приходят к общему замыслу, осуществляют взаимопомощь по ходу рисования.
Определяют уровень конфликтности, замкнутости, тревожности и агрессии и делают выводы о сформированности коммуникативных умений у детей.
Слайд 10«Варежки»
Дети садятся парами за стол, воспитатель загадывает загадку.
А ну-ка, ребята,
Кто угадает:
На
десятерых братьев
Двух шуб хватает. ( Варежка).
Молодцы! Это варежка. Сегодня мы с вами тоже
будем украшать варежку, но так чтобы они были
одинаковые.
Для того чтобы украсить варежку, вам нужно договориться
друг с другом какой будет узор, и цвет вашего узора, а только
потом украшать ваши варежки. Включается медленная классическая музыка и дети приступают к работе.
этап
Программа по коррекции тревожности и замкнутости у детей 5 – 6 лет
"Лучики для солнышка"
Цель: выявить у детей настроение, сплоченность группы.
Ход игры:
Дети сидят за столами, перед ними на столе лежит ватман,
набор красок, кисточки.
Воспитатель предлагает нарисовать большой круг и
нарисовать глазки, носик и улыбочку по настроению
детей.
А сейчас мы с вами добавим к кругу лучики, только
лучики будут не обычные, а ваши ладошки. Можно
выбирать любой цвет, какой вам нравиться.
Закрашиваем наши ладошки гуашью, и отпечатываем ладошки и получаются очень веселые и красивые лучики для солнышка.
Слайд 12«Смешной рисунок»
Цель: способствовать снижению конфликтности, замкнутости, тревожности, агрессивности.
Ход игры:
Сегодня мы будем
рисовать медвежонка. Из каких
частей он состоит? Правильно (голова, ушки, туловище,
ноги, и ручки). Но я вам усложню задание, вы будете
рисовать с закрытыми глазами и только одну деталь
из рисунка. Можно подсказывать, но кричать не
разрешаешься. Говорить тихим голосом и спокойным.
Лист бумаги или ватмана прикрепляется на доску. Дети выстраиваются в одну линию. Затем завязывает детям глаза, подводит первого ребенка к «мольберту», дает в руки фломастер и просит нарисовать голову. По очереди все подходят с завязанными глазами и дорисовывают недостающие детали.
Ребята, а что было трудного при выполнении задания? А что вам понравилось?
Дети дают ответы. Каждый высказывает свое впечатление о проделанном.
Слайд 13«Фейерверк»
Цель: изменить подход детей к своим изобразительным умениям и навыкам, развитие
творческих возможностей.
Подготовить мокрый лист бумаги и краски: лист бумаги для акварели «искупать» в тазике с водой. Задание выполняется на одном листе. Лучше взять плотную бумагу для акварели.
Ход игры:
Грянул гром, Веселый гром,
Засверкало все кругом.
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют -.
Это праздничный…(Салют)
Все видели как на праздниках зажигается
фейерверк, как все небо наполняешься красками.
Мы тоже зажжем фейерверк на нашем листе. Перед вами на столе лежат краски, посмотрите как на ней много разных цветов. Нам нужно будет рисовать очень быстро, пока не высох наш листок. Ставим на листок бумаги точки кисточкой. Краски не любят, когда их пачкают. Кисточку нужно смывать при выборе другого цвета. Ставьте точки не крупные, чтобы получилось больше искорок от фейерверка.
Слайд 14«Клякса»
Цель: снять агрессию и страхи, развить воображение.
Ход игры:
- Сегодня мы
с вами будем рисовать кляксы. Для этого у нас есть лист бумаги, краски, и кисточки.
Предлагаю взять немного любой краски на кисточку
и нарисовать свою кляксу, если вы нарисовали,
то нужно сложить или закрыть ее чтобы она
отпечаталась на другой стороне листа. Затем
лист разворачиваем и стараемся понять,
что на кого или на что похожа полученная «клякса».
Ребята, так же можно дорисовать вашу кляксу.
Например: у Артема, клякса похожа на «бабочку»,
а у Яны на «дерево».
Слайд 15«Сказочный осенний лес»
Цель: оказать детям помощь средствами искусства справиться, с проблемами
вызывающими у ребенка негативные эмоции. Дать выход творческой энергии. Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развивать память, мышление через игры и упражнения. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу и окружающей среде.
Ход игры:
Приветствие. Здравствуйте, ребята. Я рада встречи с вами! Давайте поприветствуем друг друга. (
Основная часть.
- Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.
«В лесу шуршали листья, и казалось, что будто кто - то ходит под кленами и березами и там, где пройдет, листья краснеют и золотятся. Теперь и не узнать родного леса, родной полянки, родного озера. Цветы увяли и засохли, трава потемнела. Все были заняты, все готовились к приходу зимы. Птицы стаями летели к теплым синим морям.» (отрывок из рассказа О.Иваненко «спокойной ночи»)
- Ребята, о каком времени года здесь говорится? (об осени)
Хотите отправиться в сказочный лес? Тогда закроем глаза, и наша волшебная музыка поможет нам перенестись в сказочный лес. Звучит приятная медленная музыка.
Вот мы и прибыли в наш волшебный лес. Смотрите, как здесь красиво! Деревья в золотом наряде, а кое-где видны желтые, оранжевые и красные листочки.
Слайд 16«Осенний букет» (пальчиковая гимнастика)
- Ребята, давайте соберём осенний букет.
Хором.
Раз, два, три,
четыре, пять –
Будем листья собирать (Сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба (Загибать поочерёдно пальцы).
Мы соберём
В вазу осенний
Букет отнесём. (Сжимать и разжимать кулачки).
-Молодцы ребята!
Сегодня мы с вами сделаем сами Волшебный лес. Для этого нам потребуется разные листочки (Кленовые, листья рябины, дубовые, березовые), набор гуаши, кисточки, и ватман. Сначала вы набираете гуашь на кисточки, закрашиваете листочки и кладете листок на ватман и отпечатываете его, слегка прижимаете листочек, можете помогать рукой, так же вы можете меняться листочками. А в конце мы с вами посмотрим какой волшебный лес у нас получился. А теперь расскажите, у кого какие листочки получились.
Слайд 173 этап
Заключительный
Заключительная часть – это
своеобразное подведение итогов. На этом этапе проводятся упражнения из вводного этапа : «Здравствуйте, это Я», «Смайлик», «Варежки».
Для подведения итогов в конце каждого занятия дети снова рассаживаются в круг и обмениваются впечатлениями и мнениями.
Завершающим штрихом, подводящим черту под игровым занятием, становится ритуал прощания. Используется тихая спокойная музыка. Дети встают в круг, берутся за руки и передают друг другу хорошее настроение на целый день.
Проведенные занятия способствовали развитию произвольности самоконтроля, эмоциональной и сферы самопознанию и рефлексии, уверенности в себе, снятию эмоционального напряжения, психических процессов (памяти, внимания, воображения, восприятия, речи).