Слайд 1Коррекционно – развивающая работа с детьми с ЗПР
Подготовила: Зоринова И.С.
Новый Некоуз,
2019
Слайд 2Направления коррекционно – развивающей работы
Оздоровительное направление.
Коррекция и компенсация нарушений развития
высших психических функций методами нейропсихологии.
Развитие сенсорной и моторной сферы.
Развитие познавательной деятельности.
Развитие эмоциональной сферы.
Формирование видов деятельности, свойственных тому или иному возрастному этапу.
Слайд 3Специфические методы
в работе с детьми с ЗПР
Детям с ЗПР свойственна
низкая степень устойчивости внимания, поэтому необходимо специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие все формы внимания.
Они нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
Слайд 4Специфические методы
в работе с детьми с ЗПР
Высокая степень истощаемости детей
с ЗПР может принимать форму как утомления, так и излишнего возбуждения. Поэтому нежелательно принуждать ребенка продолжать деятельность после наступления утомления. Однако многие дети с ЗПР склонны манипулировать взрослыми, используя собственную утомляемость как предлог для избегания ситуаций, требующих от них произвольного поведения,
Чтобы усталость не закрепилась у ребенка как негативный итог общения с педагогом, обязательна церемония «прощания» с демонстрацией важного положительного итога работы. В среднем длительность этапа работы для одного ребенка не должна превышать 10 минут.
Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
Слайд 5Специфические методы
в работе с детьми с ЗПР
В качестве основного метода
положительного воздействия на ЗПР можно выделить работу с семьей этого ребенка. Родители данных детей страдают повышенной эмоциональной ранимостью, тревожностью, внутренней конфликтностью. Первые тревоги у родителей в отношении развития детей обычно возникают, когда ребенок пошел в детский сад, в школу, и когда воспитатели, учителя отмечают, что он не усваивает учебный материал. Но и тогда некоторые родители считают, что с педагогической работой можно подождать, что ребенок с возрастом самостоятельно научится правильно говорить, играть, общаться со сверстниками. В таких случаях специалистам учреждения, которое посещает ребенок, необходимо объяснить родителям, что своевременная помощь ребенку с ЗПР позволит избежать дальнейших нарушений и откроет больше возможностей для его развития. Родителей детей с ЗПР необходимо обучить, как и чему учить ребенка дома.
Слайд 6Специфические методы в работе с детьми с ЗПР
Любое сопровождение детей с
задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, формирование произвольных форм поведения, развитие психологических основ учебной деятельности.
Монтессори-педагогика – оптимальный выбор для детей с особенностями в развитии, так как эта методика дает уникальную возможность ребенку работать и развиваться по своим внутренним законам.
Как единственная оптимальная методика обучения грамоте, до сих пор остается методика Н.А.Зайцева. Многие дети с ЗПР гиперактивны, невнимательны и «Кубики» - единственная на сегодняшний день методика, где эти понятия даны в доступной форме, где придуманы «обходные» пути в обучении, где задействуются все сохранные функции организма.
Слайд 7Принципы организации
коррекционно-педагогической работы
с дошкольниками с ЗПР
Принцип единства диагностики и
коррекции.
Принцип комплексного подхода т. е. диагностический комплекс должен включать: медицинское, психологическое, педагогическое исследование ребенка.
Слайд 8Правила работы с детьми с ЗПР в
неспециализированном детском саду
Постоянно держать таких детей в поле зрения, не оставлять их без внимания.
Многократно повторять материала на занятиях.
Создавать ситуации успеха, поощрять за малейшие дела.
При проведении любого вида занятий или игр воспитатель должен помнить, что необходимо решать не только задачи общеобразовательной программы, но и коррекционные задачи.
Закреплять пройденный материал в свободной деятельности, во время режимных моментов.
Предлагать ребенку с ЗПР облегченные задания, не сообщая об этом воспитаннику.
Проводить дополнительные индивидуальные занятия по закреплению материала.
Слайд 9Правила работы с детьми с ЗПР в
неспециализированном детском саду
Давать ребенку не многоступенчатую инструкцию, а дробить ее на части.
Поскольку дети с ЗПР имеют низкую работоспособность, быстро истощаются, не нужно принуждать ребенка к активной мыслительной деятельности в конце занятия.
Необходимо использовать максимальное количество анализаторов при усвоении нового материала.
Поскольку у детей с ЗПР отсутствует любознательность и низкая учебная мотивация, необходимо применять красивую, яркую наглядность.
Речь самого воспитателя должна служить образцом для детей с речевыми нарушениями: быть четкой, предельно внятной, хорошо интонированной, выразительной, без нарушения звукопроизношения. Следует избегать сложных грамматических конструкций, оборотов, вводных слов, усложняющих понимание речи воспитателя детьми.
Не концентрировать внимание на недостатках ребенка.
Давать посильные поручения, вырабатывать самостоятельность, ответственность, критичность к своим действиям.
Слайд 10Правила работы с детьми с ЗПР в
неспециализированном детском саду
Предоставлять ребенку выбор, формировать умение принимать решения, брать на себя ответственность.
Учить анализировать свои действия, критично относится к результатам своего труда. Обсуждения заканчивать на положительной ноте.
Включать ребенка в общественную жизнь, показывать его значимость в социуме, учить осознавать себя личностью.
Установить доверительные партнерские отношения с родителями или близкими ребенка, внимательно относиться к запросу родителей, к тому, что, на их взгляд, важно и нужно в данный момент для их ребенка, договориться о совместных действиях, направленных на поддержку ребенка.
При необходимости посоветовать родителям обратиться к специалистам (логопед, дефектолог, психолог).
При необходимости посоветовать обратиться за медикаментозной помощью к узким специалистам (невропатолог, иммунолог, отоларинголог, офтальмолог).
Слайд 11Методические рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми с ЗПР
Рекомендуется как
можно шире использовать дидактические игры на фронтальных занятиях, на индивидуальных занятиях, а также в различных режимных моментах в группе компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития.
Дидактические игры должны быть доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям.
В каждой дидактической игре должна ставиться своя конкретная обучающая задача, которая соответствует теме занятия и коррекционному этапу.
При подготовке к проведению дидактической игры рекомендуется подбирать такие цели, которые способствуют не только получению новых знаний, но и коррекции психических процессов ребенка с ЗПР.
Слайд 12Методические рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми с ЗПР
Проводя дидактическую
игру, необходимо использовать разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям.
Зная особенности детей с ЗПР, для лучшего восприятия изучаемого материала с использованием дидактической игры, необходимо стараться задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного ...).
Должно соблюдаться правильное соотношение между игрой и трудом дошкольника
Содержание игры должно усложняться в зависимости от возрастных групп. В каждой группе следует намечать последовательность игр, усложняющихся по содержанию, дидактическим задачам, игровым действиям и правилам.
Слайд 13Методические рекомендации по использованию дидактических игр в работе с детьми с ЗПР
Игровым действиям нужно
обучать. Лишь при этом условии игра приобретает обучающий характер и становится содержательной.
В игре принцип дидактики должен сочетаться с занимательностью, шуткой, юмором. Только живость игры мобилизует умственную деятельность, облегчает выполнение задачи.
Дидактическая игра должна активизировать речевую деятельность детей. Должна способствовать приобретению и накоплению словаря и социального опыта детей.
Рекомендуется подбирать такие дидактические игры, которые несут положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом.
Слайд 14Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий с детьми с ЗПР
При
проведении любого коррекционно – развивающего занятия по математике необходимо учитывать психо–физические особенности детей с ЗПР.
Необходимо уделять особое внимание и значение пропедевтическому периоду.
Программные задачи выполнять последовательно, используя принцип дидактики: от простого - к сложному.
Замедленный темп усвоения нового материала детьми данной категории предполагает проведение по одной и той же теме двух и более занятий.
На первых этапах обучения рекомендуется использовать простые, одноступенчатые инструкции, задания выполнять поэтапно.
Слайд 15Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий с детьми с ЗПР
Обучать
детей речевому отчету о проделанных действиях.
Переходить к следующей теме только после того, как будет усвоен предыдущий материал.
При проведении тематических занятиях (например, по сказке) необходим творческий подход педагога к сценарию занятия, т.е. педагог должен понимать, по какой сказке и сколько занятий можно планировать по одному и тому же сюжету.
Использовать как традиционные методы обучения (наглядные, словесные, практические, игровые….), так и нетрадиционные, инновационные подходы.
Грамотно использовать наглядность.
Слайд 16Методические рекомендации по подготовке к проведению занятий с детьми с ЗПР
Задействовать
возможно большее количество различных анализаторов при выполнении счетных операций.
Каждое занятие должно выполнять коррекционные задачи.
Желательно на каждом занятии наиболее активно использовать дидактические игры и упражнения.
Использовать индивидуальный и дифференцированный подход к детям.
Доброжелательно и уважительно относиться к каждому ребенку.
Слайд 17Методические рекомендации по проведению физкультурных минуток в работе с детьми с ЗПР
Необходимо учитывать
возраст и психофизическое развитие детей с задержкой психического развития.
Желательно, чтобы упражнения были связаны с темой занятия, т.к. у детей с ЗПР переключение с одной деятельности на другую происходит труднее, чем у нормально развивающихся детей.
Упражнения, используемые на занятии, должны быть просты по структуре, интересны и хорошо знакомы детям.
Упражнения должны быть удобны для выполнения на ограниченной площади.
Рекомендуется подбирать такие упражнения, в которые включаются движения, воздействующие на крупные группы мышц, улучшающие функциональную деятельность всех органов и систем.
Упражнения, используемые в физкультурной минутке, должны быть эмоциональными, достаточно интенсивными (с включением 10–15 подскоков, 10 приседаний или 30 – 40 секунд бега на месте).
Слайд 18Методические рекомендации по проведению физкультурных минуток в работе с детьми с ЗПР
Необходимо знать,
в какое время занятия проводить физкультурную минутку: - в средней группе на 9 – 11 минуте занятия, - в старшей группе – на 12 – 14 минуте; - в подготовительной группе – на 14 – 16 минуте.
Общая длительность физкультурной минутки составляет 1,5 – 2 минуты.
Воспитателю работающему с детьми ЗПР, рекомендуется проводить физкультурную минутку на 5 минут раньше, т.к. у детей данной категории утомление наступает раньше.
При необходимости возможно проведение двух физкультурных минуток на одном развивающем занятии.
Упражнения повторяются 5 - 6 раз.
Физкультурная минутка должна выполнять смысловую нагрузку: на занятии по ФМП – с элементами счета, на обучении грамоте – насыщена изучаемым звуком и т.д.
Слайд 19Методические рекомендации по развитию
мелкой моторики и графо-моторных навыков
Для развития мелкой моторики кистей
рук детей с ЗПР рекомендуется использовать разнообразные подготовительные упражнения, при выполнении которых необходимо учитывать тонус мышц (гипотонус – расслабленные мышцы или гипертонус – напряженные мышцы).
Все упражнения должны проводиться в форме игры, что не только вызывает у детей интерес, но и способствует повышению технического тонуса руки ребенка.
При подборе упражнений педагог должен учитывать возрастные и психические особенности детей с ЗПР, в том числе особенности зрительного восприятия, внимания, памяти и т.д.
При подготовке к обучению письму рекомендуется обучить детей правильно сидеть за столом, пользоваться письменными принадлежностями.
Необходимо научить ребенка ориентироваться на листе бумаги.
Развитие мелкой моторики рук надо начинать с ведущей руки, затем – выполнять упражнения другой рукой, а затем – двумя.
Слайд 20Методические рекомендации по развитию
мелкой моторики и графо-моторных навыков
В подготовительный период рекомендуется использовать
не разлинованные тетради, а альбомы, причем, «писать» простым карандашом.
Работе в альбоме или тетради должны предшествовать упражнения пальчиковой гимнастики.
По возможности, надо подбирать упражнения пальчиковой гимнастики, которые связаны с темой занятия.
После подготовительных упражнений рекомендуется переходить к работе в тетради в крупную клетку: - сначала надо знакомить детей с разлиновкой (дать понятие, что такое «клеточка»...); - с направлением написания (слева направо); - местом начала письма (сколько клеточек отступить);- учить определять части страницы, границы строки.
12. После этого рекомендуется переходить к письму в более мелкую клетку, а затем – в линейку, хотя дети с ЗПР до этого этапа обычно не доходят.
Слайд 21Методические рекомендации по развитию
мелкой моторики и графо-моторных навыков
На протяжении всего периода обучения
рекомендуется широко применять книжки – раскраски с крупными, четкими и понятными детям рисунками (буквами и цифрами);
«Прописи» для детей – дошкольников необходимо внимательно отбирать педагогу и рекомендовать родителям.
Необходимо строгое соблюдение организационных и гигиенических требований к обучению письму, что сохраняет нормальное зрение и правильную осанку детей.
На техническую сторону письма ребенок затрачивает огромные физические усилия, поэтому продолжительность непрерывного письма у дошкольников не должна превышать 5 минут.
Работу по развитию элементарных графических навыков письма целесообразно проводить систематически 2 – 3 раза в неделю по 7 – 10 минут, как часть занятия.
Педагог должен следить за освещенностью рабочего места ребенка, его осанкой. Расстояние от глаз до тетради должно быть не менее 33 см.
В работе с детьми с ЗПР педагог должен создавать спокойную, доброжелательную обстановку, способствующую достижению коррекционных целей.
Слайд 22Игры и упражнения по развитию моторики
Лепка из глины и пластилина (из
снега - зимой, летом из песка и камешков).
Рисование, раскрашивание картинок.
Изготовление поделок из бумаги (аппликации).
Изготовление поделок из природного материала.
Конструирование.
Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
Завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков.
Нанизывание бус и пуговиц.
Плетение косичек из ниток, венков из цветков.
Переборка круп (горох, гречка, рис – перебрать).
«Показ стихотворения» (ребенок показывает руками все, о чем говорится в стихотворении. Во-первых, так веселее, а значит, слова и смысл запомнятся лучше. Во-вторых, такой маленький спектакль поможет ребенку лучше ориентироваться в пространстве и пользоваться руками.)
Слайд 23Коррекция внимания
Развивать умение концентрировать внимание (степень сосредоточенности внимания на объекте).
Развивать устойчивость
внимания (длительное сосредоточение внимания на объекте).
Развивать умение переключать внимание (намеренный, осознанный перенос внимания с одного объекта на другой).
Развивать умение распределять внимание (возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов).
Увеличивать объем внимания (количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием ребенка одновременно).
Формировать целенаправленное внимание (направленность в соответствии с поставленной задачей).
Развивать произвольное внимание (требует волевых усилий).
Активизировать и развивать зрительное и слуховое внимание.
Слайд 24Коррекция памяти
Развивать двигательную, вербальную, образную, словесно – логическую память.
Работать над усвоением
знаний при помощи произвольного, сознательного запоминания.
Развивать скорость, полноту, точность воспроизведения.
Развивать прочность запоминания.
Формировать полноту воспроизведения словесного материала (воспроизводить словесный материал близко к тексту).
Совершенствовать точность воспроизведения словесного материала (правильность формулировок, умение давать краткий ответ).
Работать над последовательностью запоминания, умение устанавливать причинно – следственные и временные связи между отдельными фактами и явлениями.
Работать над увеличением объема памяти.
Учить запоминать воспринятое, осуществлять выбор по образцу.
Слайд 25Коррекция ощущений и восприятия
Работать над уточнением зрительных, слуховых, осязательных, двигательных ощущений.
Развивать
целенаправленное восприятие цвета, формы, величины, материала и качества объекта. Обогащать чувственный опыт детей.
Учить соотносить предметы по величине, форме, цвету, зрительно проверяя свой выбор.
Дифференцировать восприятие предметов по цвету, величине и форме.
Развивать слуховое и зрительное восприятие.
Увеличивать объем зрительных, слуховых, тактильных представлений.
Формировать тактильное различение свойства предметов. Учить узнавать на ощупь знакомые предметы.
Развивать тактильно – двигательное восприятие. Учить соотносить тактильно – двигательный образ предмета со зрительным образом.
Работать над совершенствованием и качественным развитием кинестетического восприятия.
Слайд 26Коррекция ощущений и восприятия
Работать над увеличением поля зрения, скоростью обозрения.
Развивать глазомер.
Формировать
целостность восприятия образа предмета.
Учить анализировать целое из составляющих его частей.
Развивать зрительный анализ и синтез.
Развивать способность обобщать предметы по признаку (цвет, форма, величина).
Развивать восприятие пространственного расположения предметов и их деталей.
Развивать зрительно – моторную координацию.
Работать над темпом восприятия.
Слайд 27Коррекция речи
Развивать фонематическое восприятие.
Развивать функции фонематического анализа и синтеза.
Формировать коммуникативные функции
речи.
Учить дифференцировать звуки речи.
Совершенствовать просодическую сторону речи.
Расширять пассивный и активный словарь.
Совершенствовать грамматический строй речи.
Развивать навыки словоизменения, словообразования.
Формировать диалогическую речь.
Развивать связную речь. Работать над понятийной стороной речи.
Способствовать преодолению речевого негативизма.
Слайд 28Коррекция мышления
Развивать наглядно – действенное, наглядно – образное и логическое мышление.
Развивать
умение анализировать, сравнивать, обобщать, классифицировать, систематизировать на наглядной или вербальной основе.
Учить выделять главное, существенное.
Учить сравнивать, находить сходство и отличие признаков предметов и понятий.
Развивать мыслительные операции анализа и синтеза.
Учить группировать предметы. Учить самостоятельно определять основание группировки, выделять существенный для данной задачи признак предмета.
Развивать умение понимать связь событий и строить последовательные умозаключения, устанавливать причинно – следственные связи.
Активизировать мыслительную творческую деятельность.
Развивать критичность мышления (объективная оценка других и себя)
Развивать самостоятельность мышления (умение использовать общественный опыт, независимость собственной мысли).
Слайд 29Коррекция эмоционально – волевой сферы
Вырабатывать умение преодолевать трудности.
Воспитывать самостоятельность, ответственность.
Формировать стремление
добиваться результатов, доводить начатое дело до конца.
Развивать умение действовать целенаправленно, преодолевать посильные трудности.
Воспитывать честность, доброжелательность, трудолюбие, настойчивость, выдержку.
Развивать критичность.
Развивать инициативу, стремление к активной деятельности.
Вырабатывать положительные привычки поведения.
Воспитывать чувство товарищества, желание помогать друг другу.
Воспитывать чувство дистанции и уважения к взрослым.