Слайд 1Консультация для педагогов
«Культурные практики»
Подготовили: Ю. Н. Шевченко
И. В. Чумак
Слайд 2Что такое «Культурные практики?»
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое
взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма. А также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.
Слайд 3Виды культурных практик
Детский досуг
Творческая мастерская
Совместная игра
Музыкально-театральная литературная гостинная
Коллективная и трудовая деятельность
Сенсорный
и интеллектуальный
Ситуация общения
Слайд 4Задачи культуросообразной развивающей среды:
• предметный мир должен обеспечивать реализацию потребности ребенка
в активной и разноплановой деятельности, реализацию различных культурных практик ;
• среда должна предлагать возможность для реализации индивидуальных интересов и потребностей детей, их самостоятельной деятельности и эффективного накопления субъектного опыта;
• среда должна выступать условием расширения возможностей ребенка, выработки у него способности творчески осваивать новые способы деятельности, новые культурные практики;
• среда должна способствовать формированию умственных, психических и личностных качеств дошкольников.
Слайд 5Виды детской деятельности:
• игровая,
• двигательная,
• познавательно-исследовательская,
• коммуникативная,
• музыкальная,
• элементарно-трудовая,
• изобразительная.
Слайд 6Развивающая предметно- пространственная среда должна быть:
Содержательно-насыщенной;
Полифункциональной;
Трансформируемой;
Вариативной;
Доступной;
Безопасной.
Слайд 7Насыщенность среды предполагает:
Разнообразие материалов, оборудования, инвентаря в группе.
Должна соответствовать возрастным особенностям
и содержанию программы.
Слайд 8Полифункциональность материалов предполагает:
Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды (детская мебель,
маты, мягкие модули, ширмы и т. д.);
Слайд 9Трансформируемость пространства обеспечивает возможность изменений РПП среды в зависимости:
От образовательной ситуации.
От
меняющихся интересов детей.
От возможностей детей.
Слайд 10Вариативность среды предполагает:
Наличие различных пространств(для игры, конструирования, уединения и пр.).
Периодическую сменяемость
игрового материала.
Разнообразие материалов и игрушек для обеспечения свободного выбора детьми.
Появление новых предметов стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Слайд 11Доступность среды предполагает:
Доступность для воспитанников всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность.
Свободный
доступ к играм, игрушкам, пособиям, обеспечивающим все виды детской активности.
Исправность и сохранность материалов и оборудования.
Слайд 12Безопасность среды:
Соответствие всех её элементов по обеспечению надёжности и безопасности, т.
е. на игрушки должны быть сертификаты и декларации соответствия.
Слайд 13Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям
с учётом требований ФГОС:
зона познавательного развития (учебная).
зона художественно-эстетического развития.
театрализованная зона.
игровая зона.
конструктивная зона.
«уголок уединения».
зона двигательного развития.
Слайд 14Социально-коммуникативное развитие:
Центр ПДД.
Центр пожарной безопасности.
Центр труда, уголок дежурства.
Центр активности (центр сюжетно-ролевых
игр).
Слайд 15Познавательное развитие:
Центр «мы познаём мир» или уголок краеведения;
Центр сенсорного развития;
Центр конструктивной
деятельности;
Центр математического развития;
Центр экспериментирования.
Слайд 16Речевое развитие:
Центр речевого развития или уголок грамотности;
Центр «Будем говорить правильно»;
Центр «Мир
книги».
Слайд 17Художественно-эстетическое развитие включает:
Центр изодеятельности или уголок творчества «Умелые ручки»;
Центр музыкально-театральной деятельности.
Слайд 18Физическое развитие:
Центр физического развития;
Центр сохранения здоровья;
Спортивный уголок «Будь здоров!»
Слайд 19Организация предметно-развивающей среды с учётом гендерного подхода.
Целью гендерного подхода в педагогике является
воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциальных возможностей
Для реализации данной цели необходимо решение следующих задач:
1) накопление игрового материала (отдельно для мальчиков и девочек) для развития психофизического, умственного, речевого, нравственного потенциала дошкольников и их творческих способностей;
2) подбор и изготовление дидактических игр, способствующих формированию гендерных представлений у детей и желание использовать полученные знания и умения в игровых ситуациях и быту
3) организация предметно-развивающего пространства в группах, способствующего формированию гендерной идентичности и гендерной социализации дошкольников.
Слайд 20
Детство- это не просто уникальная субкультура.
Это- «ростки» нового культурного уклада жизни,
которые
могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по- своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входит в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь её авторами.»
Кандидат философских наук Н.Б. Крылова
Спасибо за внимание!!!