Слайд 1КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ
В
УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
Слайд 2«Учить – это все равно,
что бросать мысли в почтовый ящик
человеческого подсознания.
Вы
знаете, когда они отправлены,
но никогда не известно,
когда они будут получены и в каком виде»
Э. Ловелл
Слайд 3Цель технологии
Цель технологии –
помочь каждому учащемуся определить собственный уникальный путь
освоения знания, которое ему более всего необходимо.
Таким образом, наблюдается выход в самообразование обучающегося, что соотвествует требованиям к образованию сегодня
Слайд 4Задачи и функции кейс-технологии
Существует широкий круг образовательных задач и возможностей кейсового
метода:
• приобретение новых знаний и развитие общих представлений;
• развитие у обучающихся самостоятельного критического и стратегического мышления, умения выслушивать и учитывать альтернативную точку зрения, аргументировано высказать свою;
• приобретение навыков анализа сложных и неструктурированных проблем;
• развитие здравого смысла, чувства ответственности за принятое решение, умения общаться;
• приобретение навыков разработки действий и их осуществления;
• возможность работать в команде;
• возможность находить наиболее рациональное решение поставленной проблемы
Слайд 5Аналитические: умение отличать данные от информации, классифицировать, выделять существенную и несущественную
информацию, анализировать, представлять и добывать ее, находить пропуски информации и уметь восстанавливать их. Мыслить ясно и логично.
Практические: проблема, представленная в кейсе, способствует формированию на практике навыков использования экономической теории, методов и принципов.
Творческие: очень важны творческие навыки для нахождения альтернативных решений, которые нельзя найти логическим путем.
Коммуникативные: среди них можно выделить такие, как умение вести дискуссию, убеждать окружающих. Использовать наглядный материал и другие средства, кооперироваться в группы, защищать собственную точку зрения, убеждать оппонентов, составлять краткий, убедительный отчет.
Социальные: вырабатываются определенные социальные навыки: оценка поведения людей, умение слушать, поддерживать в дискуссии или аргументировать противоположное мнение, контролировать себя и т.д.
Самоанализ. Несогласие в дискуссии способствует осознанию и анализу мнения других и своего собственного
Слайд 6Виды кейсов
Кейс – это единый информационный комплекс. Как правило, кейс состоит
из трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса; описание конкретной ситуации; задания к кейсу
Печатный кейс (может содержать графики,
таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным)
Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы)
Видео кейс (может содержать фильм, аудио и
видео материалы. Его минус - ограничена возможность многократного просмотра, искажение информации
Слайд 7Кейс должен отвечать следующим условиям:
Наличие реально существующей группы людей. В каждой
группе по 4-5 человек;
организации, на основе которой разработана ситуация;
определенная хронология событий, временные рамки;
наличие реальной проблемы, конфликта;
ситуация должна быть представлена в «событийном» стиле, где отражены не только события, но и персонажи, их действия, поступки;
действие, разворачивающееся в кейсе, должно содержать интригу
Слайд 8Источники кейсов
- Художественная и публицистическая литература, которая может подсказывать идеи, а
в ряде случаев определять сюжетную канву кейсов по гуманитарным дисциплинам. Фрагменты из публицистики, включение в кейс оперативной информации из СМИ значительно актуализирует кейс, повышает к нему интерес со стороны учеников.
- Использование «местного» материала, как источника формирования кейсов. Имеется в виду, что кейсы, по возможности, должны освещать опыт самих учащихся.
- Неисчерпаемым источником материала для кейсов является Интернет с его ресурсами. Этот источник отличается значительной масштабностью, гибкостью и оперативностью
Слайд 9Создание кейса
В начале нужно ответить на три вопроса:
Для кого и чего
пишется кейс?
Чему должны научиться дети?
Какие уроки они из этого извлекут?
Слайд 10Алгоритм работы с кейсом
Ознакомление с текстом кейса (ознакомление с текстом кейса
может происходить на предыдущем уроке или же дома)
Организация обсуждения кейса (организация обсуждения кейса предполагает формулирование вопросов, акцентирование внимания учащихся на обсуждение кейса, включение их в дискуссию).
Управление дискуссией (управление дискуссией предполагает активизацию тех учащихся, которые не участвуют в обсуждении и сдерживание тех, кто слишком активен; также необходимо поддержание эмоционального тонуса обсуждения и недопущение конфликтов)
Оценивание участников дискуссии (оценка содержания выступлений отдельных учащихся).
Подведение итогов дискуссии (анализ хода дискуссии и оценивание ее участников)
Слайд 11Действия учителя в кейс - технологии
создание кейса или использование уже имеющегося;
распределение
учеников по малым группам
(4-6 человек);
знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, сроками выполнения заданий;
организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков;
работа с кейсом;
организация презентации решений в малых группах; v организация общей дискуссии;
обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации;
оценивание учащихся преподавателем
Слайд 12Работа ученика с кейсом
1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;
2
этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;
3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;
4 этап — анализ последствий принятия того или иного решения;
5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения
Слайд 13Методы кейс - технологии
Метод
инцидентов
Метод разбора деловой корреспонденции
Игровое проектирование
Метод дискуссии
Кейс- стади
Ситуационно-ролевая игра
Слайд 14Метод инцидентов
В центре внимания находится процесс получения информации.
Цель метода— поиск информации самим
учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.
Обучаемые получают кейс не в полном объеме. Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».
Хотя такая форма работы требует много времени, ее можно рассматривать как особенно приближенную к практике, где получение информации составляет существенную часть всего процесса принятия решения
Слайд 15Метод разбора деловой корреспонденции «баскетметод»
Метод основан на работе с документами и
бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.
Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы и предмета.
Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевает
Слайд 16Игровое проектирование
Процесс конструирования перспективы несёт в себе все элементы творческого отношения
к реальности, позволяет глубже понять явления сегодняшнего дня, увидеть пути развития
Цель — процесс создания или совершенствования проектов.
Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект
Слайд 17Ситуационно-ролевая игра
Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую,
правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.
Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра
Слайд 18Метод дискуссии
Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с
более или менее определёнными правилами процедуры.
К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии
Слайд 19Кейс - стади
Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать
представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них
Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики.