Слайд 1КАРТОТЕКА
ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР
ДЛЯ ДЕТЕЙ 2 – 3 ЛЕТ
(ВТОРАЯ ГРУППА РАННЕГО ВОЗРАСТА)
Слайд 2РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
«ЧТО РАСТЕТ НА ОГОРОДЕ»
Дидактическая задача. Учить различать
овощи по вкусу и по внешнему виду.
Игровая задача. Угадать, какие овощи ежик положил в суп.
Игровое правило. Доставать овощи и определять их по вкусу, рассмотрев их внешний
вид и на ощупь.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу ежика и говорит: «Ежик вырастил на своем огороде
урожай овощей. Ежик хороший повар. Он решил сварить суп. Порезал овощи, сложил в
кастрюлю, а потом пошел звонить по телефону. Когда ежик вернулся, то не смог вспомнить,
какие овощи он резал на дощечке. Помогите ежику узнать овощи для супа».
Воспитатель дает детям попробовать порезанные овощи: морковь, капусту, репу.
Овощи можно сложить в глубокую кастрюлю, чтобы дети брали овощ, не видя его, на ощупь
и определяли на вкус.
Слайд 3РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
«НА НАШЕМ УЧАСТКЕ»
Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться
на участке детского сада, называть знакомые предметы, выполнять поручения.
Игровая задача. Познакомить ежика с участком детского сада.
Игровое правило. Не перепутать названия предметов; придумать поручение (по подсказке воспитателя).
Ход игры
Игра проводится на прогулке.
Воспитатель «замечает» возле веранды ежика (игрушка) и сообщает об этом детям.
Ребята обступают ежика, рассматривают его.
Педагог просит детей познакомить ежика с участком и показать все самое интересное
вокруг. Дети по очереди берут ежика и показывают ему все, что хотят, называя предмет: веранда, горка, песочница, спортивные сооружения, качели и т. д. Ежик, чтобы «запомнить быстрее», дает детям поручения: перенести ведерко из песочницы на веранду; покачать на качелях куклу; потренировать мишку на перекладине; покопать лопаткой песок и сделать куличик. Он просит детей дать и ему поручения. В конце игры ежик дарит детям несколько яблок, которыми воспитатель угощает их в полдник.
Слайд 4РЕБЕНОК И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
«КТО ЗА ЕЛКОЙ»
Дидактическая задача. Учить детей называть животных
и выделять их характерные
особенности.
Игровая задача. Угадать, какие звери пришли встречать Новый год.
Игровое правило. Звери не покажутся, если их назвали неверно.
Ход игры
Воспитатель показывает детям рисунок, на котором изображена елка, из-за которой высовываются хвосты зверей: лисы, зайца, волка. Сообщает, что звери пришли к елке встречать Новый год и стали обсуждать, какие подарки приготовил для них Дед Мороз. Звери спрятались за елкой и громко спорят, какие у них будут подарки. Воспитатель просит детей отгадать, кто спрятался за елкой. Дети вместе с воспитателем рассуждают и обнаруживают, что по хвостам можно узнать зверей. На предыдущих занятиях малыши уже познакомились с этими зверями и узнали их основные приметы: у кого короткий хвост, у кого длинный и пушистый и т. д.
Дети отгадывают спрятавшихся зверей и называют их. Если зверя отгадали правильно, то он «выходит» из-за елки (воспитатель выставляет игрушку на стол) и здоровается с детьми.
Слайд 5РАЗВИТИЕ РЕЧИ
«ЛОШАДКА»
Дидактическая задача. Активизировать речь детей, совершенствовать понимание
речи взрослого; учить
звукоподражанию.
Игровая задача. Поиграть с лошадкой, показать свои игрушки.
Игровое правило. Не ошибаться, называя игрушки; выполнять поручения.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу лошадку (игрушка) и показывает, как она скачет.
Воспитатель.
Я люблю свою лошадку,
Причешу ей шерстку гладко,
Гребешком приглажу хвостик
И верхом поеду в гости.
А. Барто
Лошадка поехала в гости. (Звучит веселая музыка, лошадка скачет.) Лошадка приехала к деткам в гости. Приехала к Саше. (Лошадка кивает ребенку.) Приехала к Маше… Угостим лошадку? Чем будем кормить? Саша даст лошадке зерна. (Воспитатель показывает, затем ребенок подражает воспитателю – подставляет ладошки с воображаемым зерном.) Лена и Оля тоже дадут лошадке зерна… Лошадка очень довольна, говорит нам «спасибо». Как она кричит? «И-го-го!» Дети показывают, как кричит лошадка. Лошадка подходит к детям поочередно, кивает головой. Дети гладят лошадку, хлопают в ладошки; лошадка скачет.
Воспитатель заранее расставляет на столе несколько игрушек, затем предлагает детям показать лошадке свои игрушки. Дети показывают и называют игрушки. Если ребенок ошибается, то лошадка недовольно бьет копытом.
Слайд 6РАЗВИТИЕ РЕЧИ
«ЛИСИЧКА, ПЛЯШИ»
Дидактическая задача. Учить детей различать на слух звучание различных
инструментов; подражать звучанию музыкальных инструментов. Развивать выразительность интонации голоса. Активизировать речь детей.
Игровая задача. Пригласить лисичку плясать; узнать, под какой инструмент она пляшет.
Игровое правило. Отчетливо называть инструмент; выразительно подражать его звучанию.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу музыкальные инструменты (дудочку, ложки, колокольчик), называет их и просит детей повторить названия. Затем сообщает, что под игру этих инструментов любит плясать лисичка. Воспитатель играет поочередно на каждом инструменте и приглашает лисичку (игрушку): «Лисичка, спляши!» Лисичка пляшет. Воспитатель упражняет детей в звукоподражании (ду-ду-ду! тук-тук-тук! динь-динь-динь!). Затем воспитатель убирает инструменты за ширму и просит детей позвать лисичку плясать. Музыкальный инструмент играет, воспитатель помогает детям обратиться к
лисичке: «Лисичка, спляши под…». Ребенок продолжает: «Дудочку!» Если инструмент
назван неправильно, то лисичка не выходит плясать.
Слайд 7РАЗВИТИЕ РЕЧИ
«КОРОВКА, ДАЙ МОЛОЧКА»
Дидактическая задача. Совершенствовать интонационную выразительность речи;
развивать мелкую
моторику рук.
Игровая задача. Попросить молочка.
Игровое правило. Не ошибаться, чтобы не сердить коровку.
Ход игры
Воспитатель показывает детям игрушечную корову, которая «пасется на лугу». Предлагает ласково позвать корову: «Коровушка, буренушка, дай молочка». Если дети зовут выразительно, то коровка отвечает: «Му-у-у! Молока кому-у-у!» Ребе-
нок «подставляет горшочек» (ладошки) и выпивает молочко. Если ребенок не достаточно
выразительно и ласково просит, то корова отвечает: «Му-у-у! Не пойму-у-у!» Тогда ребенок просит молока еще раз.
Вариант игры. Таким же образом воспитатель может предлагать детям обратиться к барашку за шерстью, к курочке за яичком, к гусю за перышком. Ребята, получив подарок от животного, показывают, что будут с ним делать: вязать носочки (круговые движенияруками); катать яичко (ладошка о ладошку); рисовать (движения руки в воздухе).
Слайд 8СЕНСОРИКА
«ОВОЩНОЙ МАГАЗИН»
Дидактическая задача. Расширять представления о форме и величине; развивать
навыки сравнения предметов.
Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей.
Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика.
Ход игры
Воспитатель приглашает детей в новый овощной магазин. На прилавке много товара: свекла, картошка, морковь, помидоры. Предлагает детям поработать в магазине продавцами. Директор магазина ежик приглашает продавцов и дает им задание: разложить товар по корзинам так, чтобы покупатели могли быстро его купить: отобрать в корзины овощи круглой формы. Если дети ошибаются, ежик сердито фыркает.
Вариант игры. Можно предложить детям развозить овощи с овощной базы на машинах по детским садам, магазинам (отбирать овощи только красного цвета; упаковывать овощи большей и меньшей величины).
Слайд 9СЕНСОРИКА
«СТРОИМ ДОМ»
Дидактическая задача. Развивать представления детей о форме; учить соотносить
количество (один – много).
Игровая задача. Построить домики для собачки и кошки.
Игровое правило. Выбрать строительный материал, который понравится собачке и кошке.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу собачку и кошку (игрушки), сообщает, что эти животные хотят построить домики, и предлагает детям помочь в строительстве: «Собачка хочет домик из кирпичиков, кошка – из кубиков. Надо ехать в магазин строительных материалов. В магазине много товара». Дети выбирают нужный материал среди кирпичиков, кубиков и шаров; нагружают
товар в машину и везут, потом строят домики: из кирпичиков – собачке, из кубиков – кошке.
В ходе игры воспитатель спрашивает у детей: «Сколько кубиков в машине?» (Много.)
Снова спрашивает, когда кубики выгрузили и остался один кубик: «Сколько теперь
стало кубиков?» (Один.)
Дети строят домики самостоятельно. Показывают собачке и кошке их домики. Животные радуются и весело пляшут.
Слайд 10НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
«ВЕЖЛИВЫЙ МЕДВЕЖОНОК»
Дидактическая задача. Формировать нравственные качества (вежливость, внимательность); учить
проявлять заботу.
Игровая задача. Познакомиться с медвежонком Мишей.
Игровое правило. Внимательно слушать медвежонка и отвечать ему вежливо.
Ход игры
Воспитатель знакомит детей с медвежонком Мишей (показывает игрушку) и рассказывает о нем: «Миша любит встречать гостей. При встрече он говорит гостям „здравствуйте", а когда они уходят, говорит „до свидания". Когда гости хотят сесть, он подвигает им стул и говорит „пожалуйста, садитесь". Когда в комнате становится жарко, он говорит гостю: „Вам не жарко? Открыть окно?" Все называют Мишу вежливым медвежонком, и он очень этим гордится. С таким медвежонком все дружат, не ссорятся». Затем дети подходят к медвежонку и по очереди беседуют с ним: здороваются, справляются о здоровье друг друга, просят садиться, расспрашивают и т. д. В конце игры-знакомства дети говорят медвежонку ласковые слова («Ты хороший», «Я тебя люблю», «Приходи еще»). Если слова, сказанные ребенком, нравятся медвежонку, он приветливо машет лапой,
если не нравятся, наклоняет мордочку вниз (обижается). Затем дети «дарят» медвежонку песенку.
Слайд 11НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
«МАМИНЫ ПОМОЩНИКИ»
Дидактическая задача. Учить проявлять заботу и внимание к
маме.
Игровая задача. Помочь маме.
Игровое правило. Сказать (ясно и отчетливо), как нужно помогать маме, чтобы она была довольна.
Ход игры
Воспитатель спрашивает у детей, любят ли они своих мам. Затем спрашивает, кто как помогает маме, и предлагает рассказать об этом. Проводится игра. На фланелеграфе расположена большая картинка, на которой изображены мама и дети. Воспитатель предлагает детям выбрать из лежащих на столе картинок те, которые показывают, как можно помочь маме: подмести пол, помыть посуду, убрать игрушки. Воспитатель обращается к ребенку: «Андрюша, скажи, как можно помочь маме?» Ребенок приносит картинку и объясняет, как можно помогать маме. (Мыть пол.) Воспитатель и дети рассматривают ее. Дети по очереди подходят к педагогу с выбранными картинками. В конце игры воспитатель показывает картинку: дети дарят маме пирог. Педагог и дети исполняют песенку «Пирожок» муз. Е. Тиличеевой, сл. Е. Шмаковой:
Пирожок, пирожок
Испекли мы сами,
Пирожок, пирожок
Мы подарим маме.
Затем воспитатель хвалит детей и приглашает поплясать под веселую музыку.
Слайд 12ТРУДОВОЕ ВОСПИАНИЕ
«ПОРУЧЕНИЯ»
Дидактическая задача. Учить действовать в соответствии с заданием, побуждать
к
самостоятельности.
Игровая задача. Убрать комнату.
Игровое правило. Убрать комнату чисто, аккуратно.
Ход игры
В гости к детям приходит киска (игрушка) и говорит: «Как чисто и уютно у вас в групповой комнате!» Воспитатель просит детей объяснить, как они убирают комнату, и приглашает киску помочь в уборке. Проводится игра «Убери комнату». Воспитатель говорит: «Дети, в нашей комнате
порядок? Где должны стоять машинки?» Дети отвечают: «В гараже». Воспитатель называет ребенка по имени и просит его поставить машинки в гараж. Ребенок говорит киске: «Машины в гараже». Киска находит, что еще не убрано в комнате и просит другого ребенка, например, поднять с пола кусочки бумаги и отнести в мусорное ведро.
Воспитатель предлагает дать поручения и киске: просит ее вытереть тряпочкой стол в кукольном уголке. Поручения даются каждому ребенку. Киска громко звонит в колокольчик и хвалит каждого ребенка за выполненное поручение. Киска показывает воспитателю, как чисто стало в комнате, и говорит:
Я поставлю в шкафчик миску,
Вытру крошки со стола,
Я – хозяйственная киска,
Тут порядок навела.
Слайд 13ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«НАМОТАЕМ КЛУБОК НИТОК И ПОДБЕРЕМ КЛУБКИ ПО ЦВЕТУ»
Дидактическая задача.
Развивать слитные движения руки; восприятие цвета.
Игровая задача. Намотать клубок, наполнить корзинку клубками одного цвета.
Игровое правило. Не ошибаться при складывании клубков в корзину.
Ход игры
Воспитатель показывает на фланелеграфе картинки и рассказывает: «Жил у бабушки котенок. Он любил играть с клубками ниток. Сядет бабушка вязать шарфик – котенок тут как тут. Начинает прыгать, трогать клубок лапками: клубок и разматывается. Давайте поможем бабушке намотать клубок ниток». Проводится дидактическое упражнение «Намотаем клубок ниток». Педагог показывает детям, как нужно «наматывать клубок» (взять пальцами карандаш и делать круговые движения на листе). Воспитатель подходит к каждому ребенку и, держа его за руку, рисует вместе с ним. Затем ребенок рисует самостоятельно. Воспитатель предлагает детям сложить клубки в корзинку: приносит мячики красного и зеленого цвета («клубки») и просит ребят положить их в разные корзинки.
Слайд 14ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«ПОШЕЛ ДОЖДИК»
Дидактическая задача. Учить связывать движения с художественным образом.
Игровая
задача. Угадать и изобразить, какой бывает дождик.
Игровое правило. Отобразить характер дождя в рисунке.
Ход игры
Воспитатель включает музыку дождя (монотонную, немного грустную). Дети вместе с педагогом определяют музыкально-художественный образ: «грустный дождь». Проводится дидактическое упражнение «Грустный дождик – веселый дождик». Воспитатель предлагает детям нарисовать грустный дождь (на столах перед ребятами лежат заготовки, представляющие собой лист, расчерченный в виде окна). Ребята делают рисунок карандашом, следуя задаче образного характера: изобразить медленно идущий (редкий) дождь. Затем воспитатель включает музыку подвижного характера, и дети определяют новый музыкально-художественный образ: «веселый дождь». Педагог предлагает изобразить этот «веселый (частый) дождь». Затем проводится дидактическая игра «Пошел дождь», в которой надо определить,
какой дождь пошел. Воспитатель включает музыку, и дети, вслушиваясь в музыкальный
образ, отражают его в своих рисунках.
Слайд 15ИЗОБРАЗИТЕЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
«НАРЯДНОЕ ДЕРЕВЦЕ»
Дидактическая задача. Развивать чувство цвета, закреплять приемы рисования кистью
(прикладывние).
Игровая задача. Нарядить деревце.
Игровое правило. Отбирать краски определенного цвета (красного; красного и желтого).
Ход игры
Воспитатель говорит детям: «Сегодня мы отправимся на прогулку в лес. В лесу много
деревьев, осенью они очень красивы. (Звучит спокойная музыка.) Вспомните, как вы гуляли
по парку, какие деревья видели. Воспитатель «находит» нарисованные листья и спрашивает, какого они цвета. Потом показывает заготовку, вырезанную по форме дерева (однотонную), и говорит: «В лесу прошел дождь и смыл все краски. Надо нарядить деревья так, чтобы они стали снова красивыми». Дети используют обычные листы бумаги. Они берут краску на кисть и прикладывают ее всем ворсом к бумаге – получается листок. Воспитатель просит детей нарисовать листья красного цвета. Дети выбирают краску и рисуют листья на заготовках в форме деревьев.
Вариант игры. Дети по предложению взрослого («Нарисуйте листья только красного
и желтого цвета») выбирают две краски и на одном дереве рисуют листья разных цветов.
Слайд 16КОНСТРУИРОВАНИЕ
«ПОСТРОИМ ДОМ ДЛЯ МИШКИ И ЗАЙЧИКА»
Дидактическая задача. Учить создавать постройки из
различных строительных материалов; добавлять к постройкам соразмерные игрушки.
Игровая задача. Построить домики и дорожки для мишки и зайчика.
Игровое правило. Определить, где чей домик.
Ход игры
Воспитатель приносит в группу большого мишку и маленького зайчика (игрушки) и предлагает построить для них домики. Дети вместе с педагогом рассматривают и анализируют строительный материал: кирпичики, призмы. Затем воспитатель строит домик, объясняя способ конструирования. Показывает детям, что домик мишки такой же большой, как и он сам. Домик зайчика должен быть таким же маленьким, как сам зайчик.
Дети берут игрушки и ставят рядом с домиками. Мишка и зайка просят детей построить дорожки к домикам. Дети строят дорожки: широкую – к домику мишки, узкую – к домику
зайки.
Слайд 17МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
«ГРОМ И ДОЖДИК»
Дидактическая задача. Развивать тембровый и динамический слух, учить
различать звук большого и малого бубнов.
Игровая задача. Определить, что звучит: гром или дождик.
Игровое правило. Слушать музыку; начинать действие (прятаться, прыгать) в соответствии с музыкальным образом.
Ход игры
Воспитатель показывает на фланелеграфе картинки: темные нахмуренные тучи и веселый дождик (облачко и солнце) и рассказывает: «В лесу за кустиком живет зайка (показывает игрушку). Однажды он вышел погулять и вдруг услышал: что-то гремит. (Воспитатель громко играет на большом бубне.) Зайка бросился за куст. (Убирает зайку.) Гром еще немного погремел. (Звучит большой бубен.) Затем гром стих. Зайка услышал, что листочки зашелестели, поднял мордочку -
это был тихий дождь. (Звучит малый бубен.) Зайке понравился тихий дождь, он стал весело прыгать».
Проводится игра «Гром и дождик». Под звуки большого бубна («гром») дети-«зайчики» прячутся «за кустик» – садятся на корточки. Под звуки малого бубна («дождик») – прыгают, как зайчики.
При повторном проведении игры воспитатель приглашает детей поиграть на музыкальных инструментах: одна группа детей играет на больших бубнах, другая – на малых.
Педагог в это время показывает действия игрушки зайки (зайка прячется, зайка прыгает).
Слайд 18МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
«СОЛНЫШКО И ДОЖДИК»
Дидактическая задача. Развивать восприятие контрастных настроений в музыке,
учить различать образный характер музыки.
Игровая задача. Угадать погоду.
Игровое правило. Соотносить движение с музыкальным образом.
Ход игры
Воспитатель включает музыку и в соответствии с ней показывает на фланелеграфе картинки («солнышко» или «дождик»), сопровождая показ рассказом: «На полянку выглянуло солнышко, дети вышли гулять. (Звучит музыкальный образ «солнышко».) Вдруг появилась тучка, закапал дождик, дети побежали прятаться. (Звучит музыкальный образ «дождик».)
Осенью погода может часто меняться. Если погода хорошая, то можно спокойно ходить, радоваться солнышку. Если погода хмурится, пошел дождь, то всем надо бежать под зонт». Воспитатель включает музыку, и дети в соответствии с ее музыкальным образом спокойно гуляют или бегут к воспитателю под большой зонт. При повторном использовании игры воспитатель приносит собачку Аву и говорит
детям, что она умеет угадывать погоду: если светит солнышко, то Ава прыгает и громко лает; если идет дождик, то Ава прячется в будку. Предлагает детям проверить, как Ава угадывает погоду. Звучит музыкальный отрывок и собачка «угадывает» погоду: она может правильно реагировать на музыку («угадывать») или «ошибаться». Дети подсказывают собачке, что ей надо делать – радоваться или прятаться.