Слайд 1
.
Развитие креативных способностей во внеурочной деятельности.
Чекаданова С.В., МБОУ СОШ
№4
Слайд 2
Что это значит развивать креативные и творческие способности?
- Во-первых, это развитие наблюдательности, речевой и общей активности, общительности, хорошо натренированной памяти, привычки анализировать и осмысливать факты, воли, воображения.
- Во-вторых, это систематическое создание ситуаций, позволяющих самовыразиться индивидуальности ученика.
- В-третьих, это организация исследовательской деятельности в познавательном процессе.
Для креативности и творчества нужны воля, умение преодолевать свою
Слайд 3
.
цель: создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов
на основе свободного выбора, постижение им духовно-нравственных и культурных ценностей.
Слайд 4
Задачами при организации внеурочной деятельности являются
усилить педагогическое влияние на жизнь учащегося
в свободное время;
организация досуговой деятельности;
выявить интересы, склонности, способности, возможности;
оказать помощь в поисках «себя»;
создать условия для индивидуального развития в избранной сфере;
развивать опыт творческой деятельности, творческих способностей;
создать условия для реализации приобретённых знаний, умений и навыков;
развивать опыт неформального общения, взаимодействия, сотрудничества;
расширять рамки общения с социумом;
воспитывать культуру досуговой деятельности
Слайд 5В своей работе использую общедидактические принципы
- научность;
- систематичность;
- последовательность;
- доступность;
- наглядность;
-
активность;
- индивидуальный подход;
- от простого к сложному.
Наряду с принципами использую и методы:
- словесно-наглядные;
- наглядно-практические;
- практические;
Слайд 6
На занятиях учитываю
- добровольность выбора содержания занятия, с учетом склонностей детей;
-
опора на самостоятельную творческую инициативу детей;
- знакомлю с новыми видами творчества.
Основное внимание на занятиях уделяю:
- формированию практических умений и навыков;
- выполнению элементов для украшения изделия;
- правильному подбору инструментов и материала для задуманного изделия;
- развитию самостоятельного подхода в выполнении той или иной работы.
Слайд 7
При построении на занятиях
«Здоровичок»
«Юный исследователь»
«Хочу все знать»
«Эрудит»
«Светофор»
- В начале
занятия беседа.
- объяснение последовательности выполнения работы
- практическая часть – не даю готовое решение задачи занятия (выбор материала, технологии изготовления).
Слайд 8Примерная структура занятия:
Организационная часть(2-3мин.)
Объявление темы.
Организация рабочего места.
Теоретическая часть(10-18мин.)
Беседа или рассказ
(3-5мин.).
Анализ изделия(3-5мин.).
Показ приёмов работы, используемых для изготовления изделия (3-5мин.), при объяснении новых технологических приемов может потребоваться больше времени.
Физминутка.
Практическая часть (23-33 мин.)
Работа по графическим схемам (10-15мин.)
Физминутка или гимнастика для глаз.
Практическая часть. Продолжение (10-15мин.)
Заключительная часть.
Слайд 9
В.А.Сухомлинский писал: «Учение не должно сводиться беспрерывному накоплению знаний, к тренировке
памяти…хочется, чтобы дети были путешественниками, открывателями и творцами в этом мире».
Слайд 10Методики креативности и творчества — методы и техники, способствующие творческому процессу генерации
оригинальных идей, нахождения новых подходов к решению известных проблем и задач. Методики креативности помогают чётче формулировать задачи, ускорять процесс нахождения идей, а также увеличивать их количество, расширять взгляд на проблему и уничтожать ментальные блокады. Методики не являются алгоритмами, следуя которым обязательно будет найдено решение задачи, зато они дают направление и дисциплину хода мыслей и увеличивают вероятность получения хороших идей. Методики сокращают время поиска идей, организуя и делая более эффективным сам процесс поиска. Различные методики креативности рассчитаны на работу одного человека, двух или группы.
Слайд 11Метод пяти шляп мышления Эдварда Де Боно
Слайд 13 Метод 5 шляп признает значимость и уделяет внимание всем аспектам
работы над решением — фактам, эмоциям, за и против, генерации свежих идей.
Слайд 14Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака, англ. brainstorming ) — оперативный метод решения
проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания.
Этапы и правила мозгового штурма
Слайд 20
Cинектика (Уильям Гордона).
Методика творчества под названием синектика была разработана Уильямом Гордоном в 1940-х гг.
В методике участники пытаются «сделать известное странным, а странное — известным». Методика состоит из десяти шагов: анализ и определение проблемы, предложения спонтанных решений проблемы, новая формулировка проблемы, построение прямых аналогий, построение личных аналогий, построение символических аналогий, снова построение прямых аналогий, анализ прямых аналогий, перенос аналогий на проблему и разработка подходов к решению.