Слайд 1Урок литературного чтения
«Лягушка -
путешественница»
В.М.Гаршин
Составила: учитель Школы №4 Малахова Т.В.
город Нелидово
Слайд 2Цель: определить проблему, заложенную в основу произведения.
Задачи:
развивать умения выразительно
читать произведение, передавая интонацией настроение;
учить отвечать на вопросы, находить нужный отрывок из текста;
давать характеристику героям произведения;
выделять главную мысль;
работать с иллюстрацией;
обогащать словарный запас слов;
воспитывать скромность, доброту, милосердие.
Слайд 3Речевая разминка:
За день лягушка очень устала.
Лягушка постельку себе разостлала.
Постель у лягушки
из камышинок,
а одеяло из листьев кувшинок.
Болотная кочка -лягушке под ушко.
Из мягкого мха – моховая подушка.
Слайд 6Какие чувства возникают при чтении сказки:
Восхищение её находчивостью и умом
беспокойство за
судьбу лягушки
страх за жизнь лягушки
чувство сопереживания- много риска
сожаления (не долетела до юга)
чувство веселья (самоуверенная)
разочарования (за малым не увидела большее)
облегчение (закончилось благополучно)
Слайд 13Актуализация знаний.
Прочитать выразительно понравившийся эпизод
Выполнить тест «Внимательный ли я читатель»
Расположить иллюстрации
в текстовой
последовательности.
Расположить предложения в текстовой последовательности.
Слайд 14Целеполагание. Формулирование учебной задачи.
Сценка
«Чудная история
о необыкновенной хвастунишке»
- Понравилось ли
выступление девочек?
- Кто играл роль лягушки путешественницы?
- Найдите это эпизод в тексте. Зачитайте.
- Какая основная цель будет стоять перед нами сегодня?
- Чему будем учиться?
- Сформулируйте учебную задачу.
Слайд 15Работа над текстом
Какова была жизнь лягушки на болоте?
Что изменилось в жизни
лягушки после встречи с утками?
Отправилась ли она на юг?
Какой момент является захватывающим и решающим судьбу героини?
Сбылась ли мечта лягушки?
На сколько смысловых частей можно разделить сказку?
Слайд 16Физминутка:
На болоте две лягушки,
две зелёные квакушки
рано утром просыпались,
умывались, растирались.
Лапками хлопали, ножками
топали,
глазками моргали, головками качали,
спинками вертели и нам велели.
Слайд 17Работа над образом лягушки.
Какой увидели лягушку в начале сказки?
Какие выражения
использует автор для описания первоначального образа?
Как автор относится к лягушке?
Как меняется характер лягушки с момента знакомства с утками?
Какие черты характера вы увидели?
Найдите отрывок, который рассказывает, что лягушка сообразительная?
Почему утки согласились на предложение лягушки?
Как автор описывает состояние лягушки в воздухе?
Как он относится к ней в данный момент?
Как меняется характер лягушки, когда её начали хвалить сначала утки, а потом люди?
Помогло ли лягушке хвастовство или навредило?
С каким чувством автор описывает падение лягушки?
Перестала ли лягушка хвастаться после падения?
Какие слова и сочетания слов помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке?
Слайд 18 Боялась уронить лягушечье достоинство;
шлёпнулась с сучка;
выражение морды
было самое сияющее;
болталась, как бумажный паяц, таким образом целый день;
полетела вверх тормашками;
быстро падала, дрыгая всеми четырьмя лапками;
бултыхнулась в грязный пруд;
Слайд 19За что автор наказал лягушку?
Перестала ли лягушка хвастаться после падения?
Какой же
мы увидели лягушку в сказке?
(Умной , осторожной, воспитанной, любознательной , сообразительной, смелой, решительной, находчивой, хвастливой, нескромной, тщеславной, выдумщицей, жизнерадостной, неунывающей)
Разделите эти качества на положительные и отрицательные.
Какое человеческое качество высмеивает автор с помощью аллегории –поведения лягушки?
Слайд 20Хвастовство и нескромность до добра не доводят.
Хвастунишка выглядит нелепо и смешно.
За
малым погонишься – большое потеряешь.
Хвастовство – несчастье для человека.
Хвастливый человек сам себя обедняет.
Скромный может познать больше, чем хвастун и врун.
Слайд 21Итог урока:
Чему научила нас сказка?
Какой сделаем вывод?
Чтобы вы посоветовали лягушке?
Подходит ли
поговорка «Хвастовство само себя наказывает» к прочитанной сказке?
Слайд 22Рефлексия
Закончите фразу
:
Я сегодня на уроке узнал…….
Самым интересным на уроке было……
Спасибо за активную работу ……
Как можно оценить работу класса….
Слайд 23Над чем продолжу работать дома:
Перечитаю и составлю краткий пересказ сказки.
Составлю кроссворд
по сказке.
Придумаю похожую историю и другую концовку.
Разделю текст на части и озаглавлю каждую часть.
Слайд 24
Синквейн к сказке:
Лягушка.
Умная, отважная.
Думала, летела, хвасталась.
Изобрела необыкновенный способ летать.
Путешественница.
Слайд 25Спасибо за работу!
Наслаждайтесь
чтением
и
новыми
открытиями!
Слайд 27Какое это наслаждение - жить на свете!