Слайд 1Формы сотрудничества учителя-логопеда с педагогическим коллективом и родителями
Слайд 2Формы сотрудничества учителя-логопеда с педагогическим коллективом
Успешное осуществление коррекционной работы зависит
от
контакта учителя-логопеда с учителями начальных классов.
Слайд 3Чтобы избежать конфликтов между логопедом и учителем начальных классов:
Учитель-логопед должен выступать
на педагогических советах и подробно рассказывать
о видах речевых нарушений
сколько было выявлено детей с речевыми нарушениями при обследовании
подробно и детально знакомит учителей начальных классов со спецификой и видами речевых нарушений
обращает внимание учителей на необходимость дифференцированного подхода к неуспевающим ученикам
рассказывает о методах и приемах логопедической работы
доводит до сведения учителей, что на логопедический пункт зачисляются ученики с нарушениями речевого развития, но с сохранными интеллектом и слухом.
Слайд 4Для более подробного ознакомления учителей со спецификой логопедической работы логопед может
дать для них одно или несколько открытых занятий. Учителя могут наглядно познакомиться с некоторыми приемами и методами логопедической работы, а также сравнить деятельность ученика на логопедических занятиях и уроках.
Также логопед организует индивидуальные консультации для учителей, обзор литературы.
Практика показывает, что учителя начальных классов, ближе познакомившись с целями и задачами логопедической работы в школе, начинают объективно и заинтересованно относиться к работе логопеда
Слайд 5Памятка для учителя
во-первых, обратить внимание учителя на то, что ошибки логопатического
характера не должны засчитываться при оценивании работы учащегося
во-вторых, научить педагога отличать логопатическую ошибку от ошибки, обусловленной тем, что ученик не усвоил то или иное правило грамматики.
Слайд 6Таблица-памятка
Ошибки, обусловленные несформированностью фонематических процессов и слухового восприятия:
пропуск букв и слогов
– «жадые» (жадные), «прощла» (прощала);
перестановка букв и слогов – «онко» (окно), «пеперисал» (переписал);
недописывание букв и слогов – «дела» (делала), «лопат» (лопата);
наращивание слов лишними буквами и слогами – «тарава» (трава), искажение слова – «наотух» (на охоту), «хабаб» (храбрый);
слитное написание слов и их произвольное деление – «виситнастне» (вист нас стене), «у стала» (устала);
Слайд 7
Ошибки, обусловленные несформированностью лексико-грамматической стороны речи:
аграмматизм – «Саша и Лена собираит
цветы. Дети сидели на большими стульями»
слитное написание предлогов и раздельное написание приставок – «вкармане», «при летели», «подороге».
Слайд 8
Учителя начальных классов должны знать, что на своих занятиях логопед очень
специфично оценивает работу учащихся. Оценка на занятии ставится, прежде всего по психолого-педагогическим параметрам
Логопед должен убедить учителя в том, что значительно важнее нормативной оценки создание для ученика-логопата благоприятного психологического климата на уроке.
Слайд 9Формы сотрудничества учителя-логопеда с родителями
Основные формы взаимодействия с родителями: родительские
собрания, индивидуальные консультации - беседы, посещение занятий родителями, памятки, обзор литературы
на родительском собрании логопед рассказывает о целях и задачах своей работы, как фонематические и лексико-грамматические нарушения влияют на усвоение ребенком школьной программы.
обращает внимание родителей на то, что они наравне с учителем несут ответственность за посещение логопедических занятий своими детьми.
Логопед рассказывает о том, чем будут заниматься в течение года на логопункте ученики каждой группы, перечисляет предметы, которые понадобятся детям для логопедических занятий.
Слайд 10
В заключении логопед рассказывает
о речевом режиме в семье,
в частности о том, что родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Слайд 11На собрании логопед ставит родителей в известность о том, что в
ходе логопедической работы иногда возникает необходимость проконсультировать ребенка у врача-специалиста (психоневролога, невропатолога, отоларинголога). Делается это прежде всего в интересах ребенка, чтобы всесторонне изучить его личность и выбрать оптимальный вариант для исправления недостатков его развития.
На родительском собрании логопед должен обязательно сообщить о своих требованиях при выполнении домашнего задания. Что это необходимо для закрепления материала, для эффективности коррекционной работы.
Родительские собрания должны проводиться не реже 3 раз в год.
На заключительном родительском собрании (конец учебного года) логопед сообщает о результатах своей работы с учениками. Здесь целесообразно сравнить уровень речевого развития детей при поступлении на логопункт и после проведенной с ними работы; Необходимо отметить и саму работу родителей, их конкретную помощь логопеду. На этом собрании даются рекомендации для занятий с детьми летом. Прежде всего напомнить родителям, что нельзя прекращать работу
Слайд 12Посещение открытых логопедических занятий родителями проводится в течение всего учебного года
(не реже одного раза в три месяца). На этих занятиях логопед знакомит родителей с основными приемами обучения, подбором наглядно иллюстративного и речевого материала, а также с требованиями, предъявляемыми к речи детей в процессе занятий.
На консультациях и индивидуальных беседах с родителями логопед выясняет, в чем они испытывают затруднения. Логопед знакомит родителей с методами и приемами коррекции устной и письменной речи, с основными приемами постановки звуков, рассказывает и показывает, какие упражнения надо делать дома, объясняет, как выполнять задания, записанные в тетради ребенка.
Консультация может быть представлена в печатном виде – памятки.
Все памятки могут даваться родителям на руки, а можно оформить стенд для родителей (зона консультирования в логопедическом кабинете). Стенд должен обновляться не менее 1 раза в месяц.
В виде рекомендаций логопед может предоставить список литературы по проблеме интересующей родителей.
Слайд 13Правила эффективного взаимодействия с родителями
Родителям нужна поддержка, помощь и
добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения с вами.
Не беседуйте с родителями второпях, на бегу. Если вам некогда, договоритесь о встрече на другое время.
Разговаривайте спокойным тоном, не старайтесь поучать - это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.
Умейте терпеливо слушать. Давайте родителям возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.
Не спешите с выводами. Хорошенько обдумайте услышанное от родителей. То, о чем вам поведали, не должно сделаться достоянием других родителей, учащихся и педагогов. Если есть профессиональная необходимость поделиться конфиденциальной информацией, родителей необходимо поставить об этом в известность.
Каждая встреча с семьей должна заканчиваться рекомендациями для родителей и самого ученика.
Если вы в чем-то некомпетентны, вам следует извиниться перед родителями и предложить им обратиться за консультацией в другое место.
Слайд 14Список литературы
Елецкая О.В., Горбачевская Н.Ю.
Организация логопедической работы в школе. - М.:ТЦ
Сфера,2006.-196с.
Зуева Л.Н., Шевцова Е.Е.
Настольная книга логопеда. – М.: Аркти, 2005.-346с.
Поваляева М.А.
Справочник логопеда/ М.А. Поваляева. – М.:Феникс, 2007.-445с.