Презентация, доклад к родительскому собранию Развитие мышления младших школьников

Содержание

познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников;мышление, его формы и виды, особенности мышления младших школьников; изучить упражнения и игры, направленные на развитие мышления. Цели:

Слайд 1Родительское собрание

в 1-Б классе


Учитель начальных классов
Шахтёрской ОШ №18
Мироненко Лариса Викторовна



Развитие мышления школьника

Родительское собрание          в 1-Б классеУчитель начальных классов Шахтёрской

Слайд 2
познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников;
мышление, его

формы и виды, особенности мышления младших школьников;
изучить упражнения и игры, направленные на развитие мышления.

Цели:

познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников;мышление, его формы и виды, особенности мышления младших школьников;

Слайд 3Участники:
классный руководитель, родители учащихся.
Форма:
информационно-практическая беседа.
Оборудование:
литература о мышлении и методах его развития,

о психологии познавательных процессов личности ребёнка;
листы с описанием развивающих игр;
наглядный материал для развития мышления.


Участники:классный руководитель, родители учащихся.Форма:информационно-практическая беседа.Оборудование:литература о мышлении и методах его развития, о психологии познавательных процессов личности ребёнка;листы

Слайд 4
Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.
Основными

формами мышления являются суждение, умозаключение.

Что такое мышление ?

Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.Основными формами мышления являются суждение, умозаключение.Что такое

Слайд 5 это высказывание о чем-либо, утверждение или отрицание каких-либо

отношений между предметами или явлениями, между теми или иными их признаками.

Суждение -

это высказывание о чем-либо, утверждение или отрицание каких-либо отношений между предметами или явлениями, между

Слайд 6 форма мышления, которая позволяет человеку сделать вывод из ряда

суждений.

Умозаключение –

форма мышления, которая позволяет человеку сделать вывод из ряда суждений.Умозаключение –

Слайд 7 Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения,

анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.

Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения, анализа и синтеза, абстракции, обобщения и

Слайд 8 это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства

и различия между ними.

Сравнение –

это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства и различия между ними.Сравнение –

Слайд 9 мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части

или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.

Анализ -

мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части или мысленное выделение в нем отдельных

Слайд 10 мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных

их свойств.

Синтез –

мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных их свойств.  Синтез –

Слайд 11 выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при

одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.

Абстракция –

выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при одновременном отвлечении от несущественных признаков и

Слайд 12 соединение предметов и явлений на основе их общих и

существенных признаков.

Обобщение –

соединение предметов и явлений на основе их общих и существенных признаков.Обобщение –

Слайд 13 мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному

понятию или общему положению.

Конкретизация –

мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному понятию или общему положению.  Конкретизация

Слайд 14Выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям.
1) Предметно-действенное – мышление, связанное

с практическими, непосредственными действиями с предметом; наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представления; словесно-логическое – основано на оперировании понятиями, лишенными непосредственной наглядности.

Выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям.1) Предметно-действенное – мышление, связанное с практическими, непосредственными действиями с предметом;

Слайд 152) По характеру протекания процесса мышления: рассуждающее – результат достигается в

ходе последовательного рассуждения;
интуитивное – окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.

2) По характеру протекания процесса мышления: рассуждающее – результат достигается в ходе последовательного рассуждения;  интуитивное –

Слайд 163) По характеру результата мышления: репродуктивное мышление – когда четко прослеживается

ход мысли другого человека;
творческое – когда создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательства.

3) По характеру результата мышления: репродуктивное мышление – когда четко прослеживается ход мысли другого человека;  творческое

Слайд 174) На основе направленности на практику или на теорию: теоретическое и

практическое мышление.


4) На основе направленности на практику или на теорию: теоретическое и практическое мышление.

Слайд 18 В начале обучения мышление ребенка преимущественно конкретно, опирается на

наглядные образы и представления. В ходе обучения школьник постепенно приобщается к системе научных понятий. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений.
Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются не полными, а порой даже ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность.
 

В начале обучения мышление ребенка преимущественно конкретно, опирается на наглядные образы и представления. В ходе

Слайд 19Задания, упражнения,
игры, направленные на
развитие мышления.

Задания, упражнения,игры, направленные наразвитие мышления.

Слайд 20Игры и задачи со спичками
«Пять квадратов»
От данных квадратов из спичек отнять

3 спички так, чтобы осталось три таких же квадрата (рис.1).
«Шесть квадратов»
17 спичек составляют 6 одинаковых (в 2 ряда) прилегающих друг к другу квадратов. Снимите 5 спичек так, чтобы осталось 3 таких же квадрата (рис.2).
«Еще шесть квадратов»
Из 18 спичек, составляющих 6 данных квадратов, снимите 2 спички так, чтобы осталось 4 таких же квадрата (рис.3)




Игры и задачи со спичками«Пять квадратов»От данных квадратов из спичек отнять 3 спички так, чтобы осталось три

Слайд 21

«Дом»
Этот дом составлен из 10 спичек. Требуется повернуть его к нам

другой стороной, переложив только 2 спички (рис.1).



«Спираль»
Из 35 спичек выложена фигура, напоминающая спираль.
Переложите 4 спички так, чтобы образовалось 3 квадрата (рис.2).



«Дом»Этот дом составлен из 10 спичек. Требуется повернуть его к нам другой стороной, переложив только 2 спички

Слайд 22«Стрела»
Переложите 8 спичек в этой стреле так, чтобы получилось

8 равных треугольников.


«Стрела»  Переложите 8 спичек в этой стреле так, чтобы получилось 8 равных треугольников.

Слайд 23«Лабиринты»
Задания на прохождение лабиринтов разной ложности помогают развить

у ребенка наглядно-образное мышление, внимание, способность к самоконтролю. Примеры лабиринтов приведены на рисунках 7, 8, 9.
 



«Лабиринты»   Задания на прохождение лабиринтов разной ложности помогают развить у ребенка наглядно-образное мышление, внимание, способность

Слайд 24 Упражнение «Продолжи узор»

Ребенку дается следующая инструкция: «Художник нарисовал часть картинки, а вторую половинку не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая». Сначала даются несложные узоры, по мере усвоения выполнения простых узоров их сложность увеличивается.
 

Упражнение «Продолжи узор»  Ребенку дается следующая инструкция: «Художник нарисовал

Слайд 25Упражнение «Найди закономерность»
Ребенку предлагается рассмотреть картинки и заполнить пустую

клетку, не нарушая закономерности.
 

Упражнение «Найди закономерность»  Ребенку предлагается рассмотреть картинки и заполнить пустую клетку, не нарушая закономерности. 

Слайд 26Логические загадки и задачи
1. Крестьянину нужно перевести через речку волка, козу

и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?
2. Как разделить 5 яблок между 5 лицами, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось в корзинке?
3. Саша съел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?

Логические загадки и задачи1. Крестьянину нужно перевести через речку волка, козу и капусту. Но лодка такова, что

Слайд 274. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой

ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
5. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех?
6. Два отца и два сына нашли три апельсина и разделили поровну.
7. Каждому досталось по целому. Как?
8. Кто носит шляпку на ноге?
9. Что делает сторож, у которого на шапке сидит воробей?
10. Как назвать пять дней, не называя чисел и названий дней

4. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой ветку с листьями. Что рисовал Толя,

Слайд 28Упражнение «Найди общее слово»
Ребенку предлагается ряд слов, после

чего задается вопрос: «Каким общим словом можно назвать эти слова?»
1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь

Упражнение «Найди общее слово»   Ребенку предлагается ряд слов, после чего задается вопрос: «Каким общим словом

Слайд 29Упражнение «Подбери слова»
1) Ребенок должен подобрать как можно больше слов, которые

можно отнести к группе животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и так далее).
2) Другой вариант этого же задания.
Нужно соединить стрелочками слова, подходящие по смыслу:
 
мяч мебель
тополь цветок
шкаф насекомые
тарелка дерево
пальто одежда
муравей посуда
щука игрушка
роза рыба

Упражнение «Подбери слова»1) Ребенок должен подобрать как можно больше слов, которые можно отнести к группе животные (домашние

Слайд 30Игра с двумя обручами
Перед началом выполнения упражнения устанавливаются

четыре области, определяемые двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри обруча из черной линии, но вне обруча из прерывистой линии; внутри обруча из прерывистой линии, но вне обруча из черной линии; вне обоих обручей.
Затем сообщается правило для классификации: «Необходимо расположить фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все заштрихованные фигуры, а внутри круга из прерывистой линии – все угольные».

 
 
 
 
 

 
 
















Игра с двумя обручами   Перед началом выполнения упражнения устанавливаются четыре области, определяемые двумя обручами: внутри

Слайд 31Упражнение «Сложи фигуры»
Ребенка спрашивают: «Каким должен получиться результат при

наложении фигур последовательно друг на друга в левой части рисунка». Ответ выбирается из фигур, расположенных справа
Подсказка: ответ находится путем наложения фигур друг на друга.


+ + =











Упражнение «Сложи фигуры»  Ребенка спрашивают: «Каким должен получиться результат при наложении фигур последовательно друг на друга

Слайд 32Упражнение «Светофор»
Перед ребенком поле, состоящее из пустых клеток. Необходимо

нарисовать в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.

Упражнение «Светофор»  Перед ребенком поле, состоящее из пустых клеток. Необходимо нарисовать в клеточках красные, желтые и

Слайд 33Успехов в воспитании!



Успехов в воспитании!

Слайд 34Спасибо
за внимание!

“Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями твоей мысли,


а не памяти”.
Л.Н. Толстой.
Спасибо за внимание!“Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями твоей мысли, а не памяти”.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть