Слайд 1Родительское собрание
в 1-Б классе
Учитель начальных классов
Шахтёрской ОШ №18
Мироненко Лариса Викторовна
Развитие мышления школьника
Слайд 2
познакомить родителей с особенностями психических процессов младших школьников;
мышление, его
формы и виды, особенности мышления младших школьников;
изучить упражнения и игры, направленные на развитие мышления.
Цели:
Слайд 3Участники:
классный руководитель, родители учащихся.
Форма:
информационно-практическая беседа.
Оборудование:
литература о мышлении и методах его развития,
о психологии познавательных процессов личности ребёнка;
листы с описанием развивающих игр;
наглядный материал для развития мышления.
Слайд 4
Мышление – процесс опосредованного и обобщенного познания (отражения) окружающего мира.
Основными
формами мышления являются суждение, умозаключение.
Что такое мышление ?
Слайд 5 это высказывание о чем-либо, утверждение или отрицание каких-либо
отношений между предметами или явлениями, между теми или иными их признаками.
Суждение -
Слайд 6 форма мышления, которая позволяет человеку сделать вывод из ряда
Слайд 7 Мыслительная деятельность людей совершается при помощи мыслительных операций: сравнения,
анализа и синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации.
Слайд 8 это сопоставление предметов и явлений с целью нахождения сходства
и различия между ними.
Сравнение –
Слайд 9 мысленное расчленение предмета или явления на образующие его части
или мысленное выделение в нем отдельных свойств, черт, качеств.
Анализ -
Слайд 10 мысленное соединение отдельных частей предметов или мысленное сочетание отдельных
Слайд 11 выделение существенных свойств и признаков предметов или явлений при
одновременном отвлечении от несущественных признаков и свойств.
Абстракция –
Слайд 12 соединение предметов и явлений на основе их общих и
существенных признаков.
Обобщение –
Слайд 13 мысленное представление чего-либо единичного, что соответствует тому или иному
понятию или общему положению.
Конкретизация –
Слайд 14Выделение видов мышления осуществляется по разным основаниям.
1) Предметно-действенное – мышление, связанное
с практическими, непосредственными действиями с предметом; наглядно-образное мышление опирается на восприятие или представления; словесно-логическое – основано на оперировании понятиями, лишенными непосредственной наглядности.
Слайд 152) По характеру протекания процесса мышления: рассуждающее – результат достигается в
ходе последовательного рассуждения;
интуитивное – окончательный результат достигается без знания или продумывания промежуточных этапов.
Слайд 163) По характеру результата мышления: репродуктивное мышление – когда четко прослеживается
ход мысли другого человека;
творческое – когда создаем новые идеи, предметы, оригинальные решения и доказательства.
Слайд 174) На основе направленности на практику или на теорию: теоретическое и
Слайд 18 В начале обучения мышление ребенка преимущественно конкретно, опирается на
наглядные образы и представления. В ходе обучения школьник постепенно приобщается к системе научных понятий. Дети овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений.
Несформированность полноценной мыслительной деятельности приводит к тому, что усваиваемые ребенком знания оказываются не полными, а порой даже ошибочными. Это серьезно осложняет процесс обучения, снижает его эффективность.
Слайд 19Задания, упражнения,
игры, направленные на
развитие мышления.
Слайд 20Игры и задачи со спичками
«Пять квадратов»
От данных квадратов из спичек отнять
3 спички так, чтобы осталось три таких же квадрата (рис.1).
«Шесть квадратов»
17 спичек составляют 6 одинаковых (в 2 ряда) прилегающих друг к другу квадратов. Снимите 5 спичек так, чтобы осталось 3 таких же квадрата (рис.2).
«Еще шесть квадратов»
Из 18 спичек, составляющих 6 данных квадратов, снимите 2 спички так, чтобы осталось 4 таких же квадрата (рис.3)
Слайд 21
«Дом»
Этот дом составлен из 10 спичек. Требуется повернуть его к нам
другой стороной, переложив только 2 спички (рис.1).
«Спираль»
Из 35 спичек выложена фигура, напоминающая спираль.
Переложите 4 спички так, чтобы образовалось 3 квадрата (рис.2).
Слайд 22«Стрела»
Переложите 8 спичек в этой стреле так, чтобы получилось
8 равных треугольников.
Слайд 23«Лабиринты»
Задания на прохождение лабиринтов разной ложности помогают развить
у ребенка наглядно-образное мышление, внимание, способность к самоконтролю. Примеры лабиринтов приведены на рисунках 7, 8, 9.
Слайд 24 Упражнение «Продолжи узор»
Ребенку дается следующая инструкция: «Художник нарисовал часть картинки, а вторую половинку не успел. Закончи рисунок за него. Помни, что вторая половина должна быть точно такой же, как и первая». Сначала даются несложные узоры, по мере усвоения выполнения простых узоров их сложность увеличивается.
Слайд 25Упражнение «Найди закономерность»
Ребенку предлагается рассмотреть картинки и заполнить пустую
клетку, не нарушая закономерности.
Слайд 26Логические загадки и задачи
1. Крестьянину нужно перевести через речку волка, козу
и капусту. Но лодка такова, что в ней может поместиться крестьянин, а с ним только волк, или только коза, или только капуста. Но если оставить волка с козой, то волк съест козу, а если оставить козу с капустой, то коза съест капусту. Как перевез свой груз крестьянин?
2. Как разделить 5 яблок между 5 лицами, чтобы каждый получил по яблоку, а одно яблоко осталось в корзинке?
3. Саша съел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко большое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?
Слайд 274. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а другой
ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?
5. У семерых братьев по одной сестрице. Много ли всех?
6. Два отца и два сына нашли три апельсина и разделили поровну.
7. Каждому досталось по целому. Как?
8. Кто носит шляпку на ноге?
9. Что делает сторож, у которого на шапке сидит воробей?
10. Как назвать пять дней, не называя чисел и названий дней
Слайд 28Упражнение «Найди общее слово»
Ребенку предлагается ряд слов, после
чего задается вопрос: «Каким общим словом можно назвать эти слова?»
1. Вера, Надежда, Любовь, Елена
2. а, б, с, в, н
3. стол, диван, кресло, стул
4. понедельник, воскресенье, среда, четверг
5. январь, март, июль, сентябрь
Слайд 29Упражнение «Подбери слова»
1) Ребенок должен подобрать как можно больше слов, которые
можно отнести к группе животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и так далее).
2) Другой вариант этого же задания.
Нужно соединить стрелочками слова, подходящие по смыслу:
мяч мебель
тополь цветок
шкаф насекомые
тарелка дерево
пальто одежда
муравей посуда
щука игрушка
роза рыба
Слайд 30Игра с двумя обручами
Перед началом выполнения упражнения устанавливаются
четыре области, определяемые двумя обручами: внутри обоих обручей; внутри обруча из черной линии, но вне обруча из прерывистой линии; внутри обруча из прерывистой линии, но вне обруча из черной линии; вне обоих обручей.
Затем сообщается правило для классификации: «Необходимо расположить фигуры так, чтобы внутри обруча из черной линии оказались все заштрихованные фигуры, а внутри круга из прерывистой линии – все угольные».
Слайд 31Упражнение «Сложи фигуры»
Ребенка спрашивают: «Каким должен получиться результат при
наложении фигур последовательно друг на друга в левой части рисунка». Ответ выбирается из фигур, расположенных справа
Подсказка: ответ находится путем наложения фигур друг на друга.
+ + =
Слайд 32Упражнение «Светофор»
Перед ребенком поле, состоящее из пустых клеток. Необходимо
нарисовать в клеточках красные, желтые и зеленые кружки так, чтобы в каждой строке и в каждом столбце не было одинаковых кружков.
Слайд 34Спасибо
за внимание!
“Знание только тогда знание, когда оно
приобретено усилиями твоей мысли,
а не памяти”.
Л.Н. Толстой.