Слайд 1Родительское
собрание
Тема:
Самостоятельность ребёнка
Слайд 2
Самостоятельность не развивается сама по себе, она воспитывается и развивается.
Воспитывать —
не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начинать воспитание с самого себя
А. Н. Островский
Слайд 3Большие возможности развития самостоятельности заложены в приучении ребёнка к выполнению домашних
Слайд 4Домашние задания – это первый вид деятельности в жизни ребёнка, за
который он несёт полную ответственность, это первое отражение взрослой жизни.
Слайд 5Когда же, наконец, мой ребёнок будет делать уроки сам?
Вопрос этот важен
не только с точки зрения заботы о времени взрослых, но и потому, что навык самостоятельной деятельности необходим как для успешного обучения в школе, так и в жизни вообще.
Следовательно, развитие самостоятельности детей – это забота об их будущем.
Слайд 6
Это означает, что ребенок может:
сориентироваться в объеме заданий, которые ему
предстоит выполнять;
спланировать очередность (порядок) действий: что он будет делать сначала, что потом и т.д.;
распределить время (представить, сколько приблизительно времени займет то или иное задание);
понять, какая задача стоит перед ним при выполнении конкретного задания;
применить необходимые навыки и знания для выполнения той или иной задачи;
представить себе алгоритм действий, который помогут ему в случае затруднения при выполнении задания.
Слайд 7
Самостоятельность редко появляется сама по себе. Как это не парадоксально, самостоятельность
детей – это результат ряда последовательных действий взрослых, прежде всего родителей.
Слайд 8Правило Гиппенрейтера:
«Если ребенку трудно, и он готов принять вашу помощь, обязательно
помогите ему.
При этом:
возьмите на себя только то, что он не может выполнить сам, остальное предоставьте ему делать самому;
по мере освоения ребенком новых действий постепенно передавайте их ему».
Слайд 9Важно помнить:
то, что сегодня ребенок делает с помощью родителей, завтра он
сможет выполнять сам, если делать дело с ним, а не за него.
Слайд 10Но контролировать выполнение домашних заданий - это обязанность родителей!
Контроль должен быть
систематическим, а не от случая к случаю
Слайд 11
Контроль должен быть ненавязчивым и тактичным. Контролируя выполнение домашних заданий, проявляйте
терпимость и уважение к личности своего ребенка:
· Не сравнивайте его умения с умениями других детей.
· Не кричите, лучше определите причину отсутствия у ребенка умения выполнить заданное упражнение.
· Поощряйте упорство и проявление характера в достижении цели.
Слайд 12
· Требуйте от своего ребенка внимательного прочтения инструкций по выполнению учебных
заданий, формулировки вопросов.
· Учите его детальному изучению содержания материалов учебника, его справочных материалов, правил и инструкций.
· Развивайте его внимание и внимательность при выполнении домашних заданий.
· Формируйте привычку доводить начатое дело до конца, даже если придется чем-то жертвовать.
Слайд 13
· Хвалите ребенка за своевременно и качественно выполненное домашнее задание. Не
отмахивайтесь от вопросов ребенка.
· Для того, чтобы облегчить своему ребенку выполнение домашних заданий, покупайте ему энциклопедии, словари и справочные пособия по различным предметам, справочники на информационных носителях.
· Покупайте своему ребенку логические игры, способствующие формированию усидчивости, терпения и ответственности.
Слайд 14
· Чаще играйте с ребенком в развивающие игры, чтобы тренировать его
память, внимание и мышление. Разгадывайте кроссворды, головоломки, шарады.
· Помогайте ему стремиться совершенствовать свои способности не только в учебе, но и в других делах.
Слайд 16Результаты анкетирования учащихся
Ты всегда делаешь, то что тебе велят родители?
Всегда делаю
– 9; Нет, никогда не делаю – 0
Иногда не выполняю (если родители этого не замечают) – 2
2. Бывает ли так, что родители делают за тебя то, что ты должен
сделать сам?
Нет, за меня родители не делают, я всё делаю сам – 6;
Да– 5;
За меня убирают в комнате-1
За меня рисуют рисунки - 4
3. Что тебе родители разрешают делать самостоятельно?
Делать уборку – 9; Включать газ -1
Выполнять уроки – 3;
Разрешают всё – 2;
Слайд 17Результаты анкетирования учащихся
4. Что тебе хочется делать самостоятельно?
Играть в компьютер –
1 Гулять без родителей – 1;
Играть с конструктором -2 Мыть посуду, пол - 2
Делать домашнее задание – 1; Готовить еду - 2;
Делать поделки – 1; Разрешают всё!!! – 1
5. Нравится ли тебе, когда родители советуют как тебе поступить
в той или иной ситуации?
Мне нравятся советы родителей – 9;
Иногда да, иногда нет – 2
Слайд 18Результаты анкетирования учащихся
6. Хочется ли тебе помочь родителям, если они выполняют
какую-то работу?
Хочется – 9
Да!!! - 3
7. Как выражается благодарность за твою
помощь?
Благодарят словами – 5; Целуют - 4
Разрешают сладость– 1; Угощают - 1
Покупают подарки - 1
Дают деньги – 2
8. Ты самостоятельный человек?
Самостоятельный – 9 Не самостоятельный – 3;
9.Кто помогает тебе учить уроки?
Никто -5 ГПД - 1
Мама – 5 Мама и(по русскому языку) папа (по математике) – 1
10.Какие обязанности по дому у тебя есть?
Учить уроки – 5
Помогать по хозяйству – 2
Смотреть телевизор – 1
Убирать в доме – 3
Мыть доску - 1
Слайд 19Из книги В. В. Коробковой
"Подсказка для родителей"
Что можно сделать для
воспитания учебной самостоятельности?
Правило 1. Постепенно, но неуклонно снимайте с себя заботу и ответственность за учебу и личные дела Вашего ребенка и передавайте их ему
Правило 2. Попробуйте сначала помогать ему ровно настолько, насколько он в этом действительно нуждается, и ни в коем случае не делайте за ребенка то, что он может выполнить сам
Слайд 20 В воспитании детей главное, чтобы они этого не замечали.
«Не важно, сколько
человек поднял, а важно, как он при этом напрягся»
М.Цветаева
Слайд 21Родительское собрание
Спасибо за работу…