Слайд 1Особенности проектирования и организации современного урока в начальной школе.
Слайд 2Доверьтесь ученикам, положитесь на них;
они наделают ошибок, но человеку ничто
человеческое не вредно, и их ошибки принесут меньше беды, чем нудное наставление учителя-надзирателя.
Л.Н.Толстой.
Слайд 3Урок - это логически законченный, целостный, ограниченный определенными временными рамками этап
учебно-воспитательного процесса.
Слайд 4
Три постулата современного урока
1. Урок есть открытие истины, поиск
истины и осмысление истины в совместной деятельности детей и учителя
2. Урок есть часть жизни ребенка, и проживание этой жизни должно совершаться на уровне высокой общечеловеческой культуры
3. Человек в качестве субъекта осмысления истины и в качестве субъекта жизни на уроке всегда является наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в роли средства
Слайд 5Аспекты урока.
Содержательный – на уроке учитель должен свободно ориентироваться в учебной
теме.
Методический – учитель должен грамотно организовать деятельность учащихся.
Эмоционально-психологический – учитель должен придти на урок «в настроении», «в хорошей форме».
Имиджевый – учитель должен позаботиться о качестве своего внешнего вида и т.д.
Слайд 6Цель современного урока
- это предполагаемый, заранее планируемый (мысленно или вербально)
результат деятельности по преобразованию какого-либо объекта.
Слайд 7Дидактические задачи:
актуализировать прежние знания, умения и навыки, непосредственно связанные с
темой урока;
сформировать у учащихся новые понятия и способы действия;
организовать применение учащимися знаний и опыта деятельности с целью формирования у них новых учебных и познавательных умений и навыков, нового опыта познавательной деятельности.
Слайд 8Специфические признаки урока:
Постоянная группа учащихся;
Руководство деятельностью школьников с учетом особенностей
каждого из них;
Овладение основами изучаемого непосредственно на уроке.
Слайд 9Организационные основания урока:
1. Работают все и работает каждый.
2. Интересно
мнение каждого и радуют успехи каждого.
3. Все благодарны каждому за его участие, и каждый благодарен всем за свое продвижение к знаниям.
4. Доверие к учителю как к руководителю групповой работы, но каждый имеет право на инициативное предложение.
5. Все и каждый имеют право высказать мнение относительно проведенного занятия.
Слайд 10Система организационных правил на уроке.
1. Доводить педагогические требования до своего логического
конца.
2. Сопровождать педагогическое требование инструкцией, раскрывающей легкий способ исполнения требуемого.
3. Раскрывать положительную программу действий и избегать негативных требований, т.е. требований не делать чего-либо.
4. Не предъявлять детям непосильных требований.
5. Переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали.
Слайд 11Правила совместного общения на уроке.
1. НЕ произносить резких, категоричных суждений
2. НЕ подчеркивать
интеллектуальное превосходство кого-либо
3. НЕ пренебрегать мнением других
4. НЕ перебивать выступающего, но и самому быть лаконичным и четким в высказываниях
5. НЕ допускать фамильярности по отношению к кому-либо
6. Отмечать индивидуально-ценностное в работе каждого
7. Выражать благодарность в адрес присутствующих
Слайд 12Требования к современному уроку.
1. Точное и творческое выполнение программно-методических требований к
уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, видение особенностей каждого урока.
2. Учет реальных учебных возможностей учащихся уровня их воспитанности, уровня сформированности классного коллектива, учет интересов, склонностей, потребностей и запросов учащихся; целенаправленность в ликвидации пробелов в знаниях.
3. Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания и развития; выделение важнейших, доминирующих задач урока, их конкретизация с учетом особенностей и возможностей коллектива.
4. Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.
5. Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших понятий, положений, выделение главного в содержании обучения.
6. Обеспечение практической направленности учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.
Слайд 137. Расширение арсенала выбора методов преимущественно за счет методов активного, проблемного
обучения, которые способны активизировать познавательную деятельность учащихся.
8. Сочетание общеклассных форм работы на уроке с групповыми и индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности.
9. Формирование у всех учащихся осознанного и активного отношения к своей учебной деятельности, навыков рациональной организации учебного труда на уроке; использование воспитательных и развивающих возможностей.
11. Общение с учащимися на основе сочетания высокой требовательности с уважением к личности школьника, опора в работе на классный коллектив, стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя.
12. Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.
13. Определение содержания и объема домашних заданий, не допуская перегрузки учащихся.
14. Четкое следование замыслу плана урока и одновременная готовность гибко перестраивать его ход при изменении учебных ситуаций.
Слайд 14Давайте же будем хорошими учителями, которые не преподносят истину,
а учат
ее находить.
Слайд 15Этап мотивации
На данном этапе организуется мотивирование ученика к учебной деятельности:
Актуализируются требования
к нему со стороны учебной деятельности «надо»
Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность «хочу»
Устанавливаются тематические рамки «могу»
Слайд 16Актуализация знаний и фиксация затруднения.
Слайд 17Актуализация знаний выполнение действий, состоящих в извлечении из кратковременной или долговременной памяти
ранее усвоенного материала для его использования.
Слайд 18Актуализация
активизация мыслительных и познавательных процессов
актуализация изученных способов деятельности
фиксирование затруднений
мотивирование к пробному
учебному действию
возбуждение интереса к уроку
Слайд 19УУД
Личностные:
Регулятивные
Ориентация на понимание причин успеха
Учебно-познавательный интерес
Планирование
Выполнение действий
Самоконтроль
Самооценка
Слайд 20УУД
Познавательные
Коммуникативные
Анализ
Построение рассуждений
Установление причинно-следственных связей
Слушать
Вступать в диалог
Строить речевое высказывание
Слайд 21Актуализация на уроке математики
3∙4-6
10:5+2
Не зная понятия «порядок действий»,
учащиеся выполняют вычисления слева-направо
2+5∙3=21
2+5∙3=17
?
Слайд 22Актуализация на уроке русского языка
редкий
мягкий
легкий
редко
мягко
легко
Что же такое –о в наречиях?
Слайд 23Выявление места и причины затруднения
Восстановить выполненные операции и отметить место,
где возникло затруднение
Соотнести свои действия с алгоритмом и выявить причину затруднения
Слайд 24Построение проекта выхода из затруднения
(цель и тема, способ, план, средство).
Слайд 25 На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме
обдумывают проект будущих учебных действий:
ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока,
выбирают способ,
строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д.
Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
Слайд 26Цели:
обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не
знаем?»);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
Слайд 27Методы постановки учебной задачи:
Побуждающий от проблемной ситуации диалог.
Побуждение
к созданию противоречия.
Побуждение к формулированию учебной проблемы.
Слайд 28Приём 1.
О фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы
видите факты?
О теориях: Что вас удивило? Сколько существует теорий (точек зрения)?
Приём 2. Сколько же в нашем классе мнений?
Приём 3. Вы сначала как думали?
Приём 4. Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение?
Приём 5. Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущие?
Приём 6. Что вы хотели сказать? Какие знания применили? Задание выполнено?
Слайд 29- Какую цель ставим перед собой?
(составить алгоритм деления
на двузначное число)
- На какие известные понятия мы можем опираться?
(алгоритм деления на однозначное число, деление на двузначное число с остатком методом подбора)
Слайд 30Строим план достижения цели.
8694:27
Так как место затруднения
уже найдено (определение первого неполного делимого), то используя способ деления на двузначное число с остатком дети (сначала под руководством учителя) составляют алгоритм деления на двузначное число и пошагово записывают его на доске.
Затем сравнивают полученный результат с эталоном в учебнике, убеждаясь в правоте (неправоте) своих действий.
Слайд 31Формирование УУД на данном этапе:
Личностные:
самоопределение;
нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания.
Регулятивные:
познавательная инициатива;
планирование, прогнозирование.
Слайд 32Познавательные:
построение логической цепи рассуждений;
использование знаково-символических средств;
построение речевых высказываний;
выбор наиболее эффективных способов
решения задач;
определение основной и второстепенной информации.
Слайд 33Коммуникативные:
планирование учебного сотрудничества;
разрешение конфликтов;
формирование и аргументация своего мнения и позиции в
коммуникации;
адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности.
Слайд 36Формирование УУД на данном этапе
Личностные:
Нравственно – проявление ценностного отношения к новым
знаниям
Осознание ответственности за общее дело;
Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
Регулятивные:
Волевая саморегуляция;
Познавательная инициатива.
Познавательные:
Анализ, синтез, сравнение, обобщение,
аналогия, сериация,классификация;
Выдвижение гипотез и их обоснование;
Использование знаково-символических средств;
Поиск необходимой информации;
Моделирование и преобразование моделей разных типов;
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности.
Коммуникативные:
Формулирование своего мнения;
Учёт разных мнений;
Разрешение конфликтов;
Управление поведением партнёра.
Слайд 38
Первичное закрепление во внешней речи учащихся (4 – 5 мин.)
Требования к
этапу:
решение типовых заданий на новый способ действий с проговариванием вслух алгоритма, понятия, свойства
Цель:
усвоение нового способа действий
Рекомендации к проведению:
коммутативное взаимодействие с опорой на вербальную и знаковую фиксацию;
«цепочки», соревнования, игровые ситуации и т.п.
Слайд 39Формирование УУД на данном этапе
Познавательные:
Подведение под понятие;
Использование общих приёмов решения задач;
Самостоятельный
учёт ориентиров;
Выведение следствий;
Использование знаковых средств;
Построение речевых высказываний.
Регулятивные:
Контроль;
Коррекция;
Волевая саморегуляция.
Коммуникативные:
- Панирование учебного сотрудничества;
- Адекватное использование речевых средств
Слайд 40Приём “Морфологический ящик”
Прием используется для создания информационной копилки и последующего построения
определений при изучении лингвистических, математических понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным признакам, выявление существенных и несущественных признаков изучаемого явления. Копилка универсальна, может быть использована на различных предметах
Пример.
на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор лексических значений многозначных слов; составление синонимических и антонимических рядов; копилка фразеологизмов и их значений; копилка слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;
на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструирования новых задач; составление копилок математических выражений, величин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;
окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;
литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств для характеристик героев.
Приём “Создай паспорт”
Прием для систематизации, обобщения полученных знаний; для выделения существенных и несущественных признаков изучаемого явления; создания краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сходными понятиями (русский язык, математика, окружающий мир, литература).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изучаемого явления по определенному плану
Пример.
Может быть использован для создания характеристик:
на литературном чтении – героев литературных произведений;
на окружающем мире – полезных ископаемых, растения, животных, частей растений, систем организма;
на математике – геометрических фигур, математических величин;
на русском языке – частей речи, членов предложений, частей слова, лингв. терминов..
Слайд 42Самостоятельная работа –
единственное средство
приобретений учащимися
умений добывать знания.
Слайд 43При проведении данного этапа
Учитель использует индивидуальные
формы работы, где учащиеся
самостоятельно выполняют:
задания нового типа,
осуществляют их самопроверку;
пошагово сравнивают с эталоном;
выявляют и корректируют возможные ошибки;
определяют способы действий, которые вызывают у них затруднения и им предстоит их доработать.
Слайд 44Задача педагога состоит
в том, чтобы на каждом
этапе помимо предметных
знаний формировались
метапредметные знания.
Слайд 45У У Д
Личностные:
Ценностная ориентация школьников;
установление связи между целью учебной
деятельности и
ее результатом.
Регулятивные :
сохранение учебной задачи, самоконтроль,
самооценка.
Познавательные :
действия по решению учебно-практических задач;
Применение нового алгоритма, правила.
Коммуникативные :
умение строить речевое высказывание,
слушать и вступать в диалог; выражать
свои мысли .
Слайд 46По цели применения самостоятельные работы могут быть:
обучающими;
тренировочными;
закрепляющими;
повторительными;
развивающими;
творческими;
контрольными.
Слайд 47Самостоятельные работы на основе предложенного алгоритма действий.
К данному типу относятся
работы на основе данного учащимися алгоритма действия. Познавательная деятельность обучаемых при этом должна заключаться в узнавании объектов при повторном восприятии информации о них.
.
Слайд 48 2. Самостоятельные работы с частичным реконструированием.
Цель самостоятельных работ заключается в
формировании знаний и деятельности, позволяющих воспроизводить по памяти усвоенную ранее информацию и решать типовые задачи. Познавательная деятельность в этом случае заключается в чётком воспроизведении или частичном реконструировании содержания материала .
Слайд 49
Творческие самостоятельные работы
Слайд 50Самостоятельные работы творческого характера можно использовать на уроках «Литературного чтения», «Окружающего
мира».
Слайд 51Самостоятельные работы творческого характера можно использовать на уроках «Литературного чтения», «Окружающего
мира».
Слайд 52Приём “Лови ошибку”
Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.
Формирует:
умение анализировать информацию;
умение применять знания в нестандартной ситуации;
умение критически оценивать полученную информацию.
Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, совещаются. Придя к определенному мнению, группа выбирает спикера. Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее определите на него время.
Пример.
Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать ошибочность.
Литература. История Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.
Источник: Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита-Пресс,2005.
Приём "Синквейн"
Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:
1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна; 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия; 4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Составление синквейна – индивидуальная работа, но для начала нужно составить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл изученного материала.
Пример.
Tема любви,
"Гранатовый браслет", Куприн.
Роковая, невзаимная, увлекается, страдает, гибнет.
Да святится имя твое.
Счастье.
Источник: Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"[10]
Слайд 53Дети сочиняют синквейны…
Она
Красивая, нежная.
Ласкает, любит, заботится.
Мой самый родной человек –
Мамочка.
Осень
Весёлая, разноцветная.
Украшает, восхищает, танцует.
Красивое и яркое время года.
Красавица!
Севка
Озорной, ленивый.
Спорит, притворяется, развлекается.
«Первый шалопай и последний ученик»
Весельчак.
Слайд 54Приём “Шаг за шагом”.
Приём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных ранее
знаний.
Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление и т.д. из изученного ранее материала.
Пример. На уроке биологии. Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопровождают названием какого-нибудь растения из семейства крестоцветных, или животного из псовых, или части кровеносной системы человека, или чего-то ещё. На уроках других предметов ученики вполне могут вышагивать, называя картины Рубенса, архитектурные стили, предельные или непредельные углеводороды, основные сражения Тридцатилетней войны, имена Апостолов или Великих князей Московских, орфограммы, слова по теме «Семья» и так далее.
Источник: электронное периодическое издание «Эффективные образовательные технологии». Выпуск 1. 2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор Гузеев В.В Дистанционные технологии и обучение
Слайд 55Наибольший эффект можно получить:
если предложить учащимся на выбор несколько заданий разного
уровня;
если использовать нетрадиционные формы проведения контроля.
Слайд 57Самостоятельная работа на развитие мышления.
Тема . «Делимость чисел» 6 класс
1.Подчеркните
все числа, которые делятся на 2, синим цветом.
2.Подчеркните все числа , которые делятся на 5, зеленым цветом.
3.Подчеркните все числа , которые делятся на 10, красным цветом.
4.Проанализируйте полученные
результаты и постарайтесь
установить закономерность.
Закончите предложение:
а) Число делится на 2 , если_______________________________________
б)Число делится на 5, если_______________________________________
__________________________________________________________________
в)Число делится на 10, если _________________________________________
Слайд 58 1. Выполните действия
243 + 44
144:12
65 +19 18*10
240 :60 71 - 18
504 +48 201*11
28*50 48:16
Самостоятельные работа, формирующие умения
классифицировать и сравнивать
Раздели эти примеры
на 2 группы так чтобы в каждой
группе были примеры,
похожие чем-то друг на друга
Чем они похожи?
Чем различаются?
2.Раздели величины
8 кг, 17 л, 27 см, 1г, 100кг, 94 дм, 49 мин., 63 см, 10 мин., 55м , 23 л, 24 ч , 8 ц, 5 т, 4 мм, 30м
на 4 группы и дай названия этим группам.
Слайд 59
ВЫВОД
Результатом использования на уроках самостоятельных работ в рамках развивающего обучения является
следующее:
высокая активность учащихся в течение урока;
повышение познавательного интереса школьников к предмету;
создание в классе атмосферы сотрудничества, взаимопомощи;
более успешное усвоение учебного материала.
Слайд 60Рефлексивно-оценочный этап
Качество выполнения разных видов.
Осмысление итогов.
Выявление незавершенных и проблемных участков.
Сравнение планируемых
результатов с концом работы.
Анализ причин успеха и неудач