Слайд 1Система оценивания УУД в начальной школе
Слайд 2В примерной основной образовательной программе предложена система оценки результатов. Её главное
достоинство в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Слайд 3Прежде всего, изменился инструментарий – формы и методы оценки.
Приоритетными в диагностике
(контрольные работы и т.п.) становятся не репродуктивные задания, а продуктивные задания (задачи) по применению знаний и умений, предполагающие создание учеником в ходе решения своего информационного продукта: вывода, оценки и т.п.
Слайд 4Помимо привычных предметных контрольных работ теперь необходимо проводить метапредметные диагностические работы,
составленные из компетентностных заданий, требующих от ученика не только познавательных, но и регулятивных и коммуникативных действий.
Совершенно новым для массовой школы является вводимая ФГОС диагностика результатов личностного развития. Она может проводиться в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.). В любом случае такая диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей.
Привычная форма письменной контрольной работы теперь дополняется такими новыми формами контроля результатов, как:
Слайд 5целенаправленное наблюдение (фиксация проявляемых ученикам действий и качеств по заданным параметрам),
самооценка ученика по принятым формам (например, лист с вопросами по рефлексии деятельности),
результаты учебных проектов,
результаты разнообразных внеучебных и внешкольных работ, достижений учеников.
Слайд 6Предлагается принципиально переосмыслить, а по сути, изменить традиционную оценочно-отметочную шкалу.
До настоящего
времени она была построена по принципу «вычитания»: решение учеником учебной задачи сравнивается с неким образцом «идеального решения», ищутся ошибки несовпадение с образцом, чтобы понизить отметку. Подобный подход ориентирует на поиск неудачи, что отрицательно сказывается на мотивации ученика, его личностной самооценке.
Вместо этого предлагается переосмыслить шкалу по принципу «прибавления» и «уровневого подхода» – решение учеником даже простой учебной задачи, части задачи и оценивать как безусловных успех, но на элементарном уровне, за которым следует более высокий уровень, к нему ученик может стремиться.
Вместе с официальным классным журналом средством накопления информации об образовательных результатах ученика должен стать портфель достижений (портфолио).
Слайд 7Итоговая оценка за начальную школу (решение о переводе на следующую ступень
образования) принимается на основе всех результатов (предметных, метапредметных, личностных; учебных и внеучебных), накопленных в портфеле достижений ученика за четыре года обучения в начальной школе.
Слайд 8Как обеспечить комплексную оценку всех образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных)?
Все
эти средства, формы и методы должны обеспечить самое главное – комплексную оценку результатов.
Слайд 9Иными словами, не отдельные отметки по отдельным предметам, а общая характеристика
всего приобретённого учеником – его личностные, метапредметные и предметные результаты. Чтобы это получилось, педагогу нужно уметь сводить все данные диагностик в таблицы образовательных результатов.
Самое главное, что все помещаемые в таблицах оценки и отметки нужны не сами по себе, не для «официальной отчётности», а для принятия решений по педагогической помощи и поддержке каждого ученикам в том, что ему необходимо на данном этапе его развития.