Слайд 1Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 46 «Жемчужина»
Мастер-класс
«Ниткография»
мастер класс представляет
Кудряшова Елена Александровна,
воспитатель высшей квалификационной категории
Слайд 2 Всем педагогам, которые работают с детьми дошкольного возраста, очень хорошо
известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики малыша, тем успешнее будет формироваться его речь. Недаром мудрая пословица гласит: «Рука научит голову». Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В.А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
Слайд 3Все дети любят рисовать. Творчество для них - это отражение душевной
работы. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно, открывая перед ним новые возможности. Однако рисование карандашами, кистью и красками требует от ребенка высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков рисования предметов и знания приемов рисования, а также приемов работы с различными красками. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку получаемый в результате его усилий рисунок получается непривлекательным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.
Слайд 4Оригинальное, нетрадиционное рисование привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования
хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. Приобретая соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и таким образом преодолевая страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы с кистью и красками, будет беспрепятственно переходить к обучению технике рисования. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.
Слайд 5Нетрадиционное рисование – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности,
инициативы, выражения индивидуальности. Каждая техника – это маленькая игра, доставляющая ребенку радость, положительные эмоции. Она не утомляет малыша, у ребенка сохраняется высокая активность и работоспособность на протяжении всего времени рисования.
Слайд 6 Нетрадиционное рисование лежит в основе многих арт-терапевтических техник. Как средство
коррекции психических процессов, нетрадиционные техники рисования позволяют преодолеть чувство страха, дают свободу, вселяют уверенность в себе, своих силах. Современные исследования показали, что нетрадиционное рисование способствует ослаблению возбуждения эмоционально расторможенных детей, не смотря на то, что чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, его внимание часто рассеянно и неустойчиво. В процессе нестандартной художественной деятельности зона активности сужается, уменьшается амплитуда движений.
Слайд 7Непосредственная образовательная деятельность данным видом рисования способствуют развитию зрительно-моторной координации, фантазии,
логики, мышления, что очень важно для подготовки дошкольника к обучению в школе. Нетрадиционное рисование – это способ самовыражения, общения с самим собой, отличное средство не только для поднятия настроения, но и для взгляда на мир другими глазами, открытия в себе новых возможностей!
Каждый ребенок – это личность. Они имеют свое мнение, свои способности, предпочтения и интересы. Но, все они без исключения любознательны, обожают играть и рисовать, даже если это и не совсем правильно получается. Именно для того, чтобы научить ребенка рисовать, привлечь его к миру прекрасного и просто, в процессе работы, донести до него новые знания, информацию, воспитать в нем те или иные качества, во многих детских садах используют нетрадиционное рисование.
Слайд 8Наиболее часто применяемые техники – это:
1. рисование руками (ладошками или пальчиками);
2. рисунки
штрихом;
3. кляксография;
4. рисунки по сырой бумаге;
5. пластилинография;
6. использование восковых мелков или свечи и акварели;
7. набрызг;
8. рисование с использованием природных материалов (веточки, листики и даже крупа);
9. ниткография;
10. коллаж и многие другие не менее интересные способы.
Слайд 9Такое разнообразие в выборе способов и материалов для творчества развивает детскую
фантазию, знакомит с свойствами материалов и с тем, как их можно применить на практике, позволяет перенести свое восприятие окружающего мира в рисунках. Сам творческий процесс является интересной игрой, которая дарит детям множество положительных эмоций. Обучать нетрадиционным техникам рисования можно начинать уже в младшем возрасте, постепенно усложняя техники рисования. Каждый из этих методов - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, свободу для самовыражения, так же работа способствует развитию координации движений.
Слайд 10Ниткография – удивительная техника рисования . С помощью этой техники можно
создавать яркие картины без использования кисточек и красок, лишь с помощью нитей и клея.
Уважаемые коллеги, предлагаю вашему вниманию материал, который поможет вам вспомнить о мощном и, где-то , неоправданно забытом инструменте в изобразительных средствах художника – «ниткография». Слово «ниткография» состоит из двух слов: нитка и графика (от «grafo» — «пишу») — вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии, штрихи... То есть, получается, «пишу ниткой» или проще - «рисую нитью».
На этом необычном и очень интересном приёме я хочу остановиться и рассказать о нём более подробно.
Слайд 11Ниткография, как вид изобразительного искусства, берет свои истоки в Мексике у
народа Уичоли. Мексиканские мастера создают свои картины с элементами этноса из толстых шерстяных ниток. Основу для картин смазывают специальной смесью, в состав которой входят смола сосны и пчелиный воск, а шерстяные разноцветные нити выкладывают в форме различных узоров.
Слайд 12 Рисование нитями позволяет реализовать ребёнку свой художественный талант в более
простой форме. Благодаря своей малозатратности, ниткография стала обретать популярность в наше время. Изображение, выполненное в этой технике, получается объемным, фактурным, завораживающим и кажется «живым», в отличие от обычных контурных изображений.
Слайд 13 Такая техника рисования доступна даже маленьким детям, так
как она проста в выполнении и вызывает интерес у детей. Яркие и приятные на ощупь нитки действуют успокаивающе на детей. Занятие рукоделием развивает интерес детей к декоративно-прикладному искусству.
Ниткография является замечательным способом совершенствования пальчиковой моторики детей. Это способствует развитию у детей зрительного восприятия, воображения, зрительно-моторной координации, формирует плавность, ритмичность и точность движений, и при этом подготавливается рука ребенка к письму
Ниткография способствует развитию у ребенка художественного вкуса, умению подбирать цвета, способствует умению сравнения, наблюдения, сопоставления, обсуждения готовых работ.
Ниткография требует от ребенка трудолюбия, большого упорства, мастерства.
Слайд 14Для создания картин из нитей понадобятся простые материалы и инструменты. Обычно,
в детском саду используют плотную бумагу, клей ПВА, ножницы, простой карандаш.
Для того, чтобы сделать «ниточные рисунки», необходимо взять нитки одинаковой толщины. Для удобства, лучше сразу приобрести различные цвета одной фирмы. Если использовать нитки разной толщины и состава, то работа будет выглядеть не гладкой, а рельефной. Наиболее подходящей пряжей для ниткографии является шерстяная, акриловые нитки.
Слайд 15В технике ниткографии можно выполнить любой рисунок: пейзаж, натюрморт, портрет, анималистический
жанр и т.д.
Рисунок выполняется карандашом легкими линиями.
Примечание: на плотную основу (картон или двп) можно также наклеить, например, бархатистую бумагу или ткань.
Работу с детками начинают с простейших рисунков, обычно, заранее подготовленные воспитателем, но простые узоры могут нарисовать и сами дети.
Слайд 161 способ изготовления картины
в технике ниткографии
Нарисовать изображение или
использовать готовый рисунок, приклеенный к основе;
Нанести клей по контуру изображения;
Прижать нитку, постепенно прикладывая к рисунку по контуру;
Слайд 17Приступить к заполнению внутреннего пространства:
нитки можно закрутить по спирали или уложить
в ряд в любом направлении , главное, чтобы были уложены как можно плотнее к друг другу;
Высушить картину;
Прогладить ее утюгом через мокрую ткань.
Слайд 182 способ
Подготовить фон с выбранным рисунком;
Мелко нарезать нити в несколько сложений
нужного цвета;
Заполнить мелко нарезанными нитями
каждую деталь рисунка, предварительно
промазав клеем;
Прижать на сколько секунд чистой бумагой для
прочного приклеивания.
Слайд 19Комбинирование
2 способов выкладывания нитей:
целой пряжи в разных направлениях
и мелконарезанной
для фона
Слайд 20Такие картины лучше поместить в рамку без стекла или оформить с
помощью паспарту, чтобы можно было на ощупь почувствовать выпуклость изображения.
Слайд 21Картины в технике ниткография, сделанные руками деток, уникальны и несут в
себе неповторимую положительную энергетику.