Слайд 1АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДЕНЧЕСТВА и РАННЕГО ВОЗРАСТА
Слайд 2Периоды детского возраста:
Период внутриутробного развития:
Эмбриональный (от зачатия до 11-12 нед.)
Фетальный (с
11-12 нед. до родов)
Период новорожденности – от рождения до 28 дней жизни:
Ранний неонатальный – первая неделя жизни
Поздний неонатальный от 7 по 28 сутки жизни
Грудной период – 28 дней- 1 год жизни
Преддошкольный (ясельный) период – от 1 года до 3 лет
Дошкольный период – от 3 до 6 лет
Период младшего школьного возраста или отрочества – от 6 до 12 лет
Период старшего школьного возраста или период полового созревания – от 12 до 18
Подростковый период 10 – 18 (20) лет
Слайд 3Особенности периода
новорожденности:
Основные функции организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия
Наблюдаются пограничные
состояния
Болезни имеют свои особенности, при этом чаще встречаются:
внутриутробные инфекции,
врождённые пороки развития,
повреждения нервной системы,
гнойно-септические заболевания,
склонность к генерализации процесса
Слайд 4Высокие темпы физического и психического развития, а именно:
Масса тела к году – утраивается,
рост увеличивается на 25 см
окружность головы увеличивается на 12 см
активно развиваются условные рефлексы и к концу года – речь
В первые 3-4 мес. повышенная устойчивость к инфекциям (иммунитет матери)
Высокая чувствительность к вирусно-бактериальным инфекциям
Склонность к генерализации воспалительного ответа, к общей реакции на любое воздействие.
Особенности грудного
периода:
Слайд 5Особенности преддошкольного периода:
Темпы психического развития опережают физическое развитие
Увеличивается восприимчивость к
детским инфекциям
Часто наблюдается рахит, респираторные заболевания
Слайд 6Особенности кожи:
Эластичные волокна появляются с 4 мес.
Защитная функция слабее, чем у
взрослых
Кожа богато васкуляризирована
На тепло и холод дети до года реагируют расширением сосудов
Потоотделение начинается с 1 мес.
Сальные железы функционируют внутриутробно. Наиболее активны на 1 году и в пубертате
Число жировых клеток увеличивается на 1 году жизни, а размеры – с рождения до 6 лет
Жир в раннем возрасте отличается большей плотностью,т.к. больше содержит насыщенных жирных кислот.
Слайд 7Особенности костной
системы:
Кости более мягкие, эластичные, легко изгибаются и деформируются, менее ломкие
В
костях новорожденного много воды и мало солей
Физиологическое состояние на 1 году- плоскостопие и небольшая косолапость
Слайд 8Особенности органов
дыхания
НОС:
Относительно малые размеры
Узкие носовые ходы
Отсутствует нижний носовой ход
Слизистая рыхлая и
легко отекает
Придаточные пазухи формируются к 2 годам
Широкий слёзно-носовой проток
ГЛОТКА:
Слабо развиты крипты и сосуды миндалин
Частая гиперплазия лимфоидной ткани к концу 1 года
ГОРТАНЬ:
Узкий просвет с сужением в подсвязочном пространстве
Интенсивно растёт на 1 году жизни и в пубертате
Ложные голосовые связки растут от 3 до 7 лет
Слайд 9Бронхолёгочная система
Угол отхождения обоих бронхов в раннем возрасте одинаков
Грудная клетка относительно
мала, основное место занимает средостение
Рёбра расположены горизонтально
Лёгочная ткань и бронхиальное дерево богато васкуляризированы
Короткое расстояние между надгортанником и бифуркацией бронхов
Слабые механизмы очищения трахеобронхиального дерева
В паренхиме лёгких больше коллагеновых волокон
Диафрагмальный тип дыхания
Слайд 10Особенности дыхательной
системы
Глубина дыхания, абсолютный и относительный объёмы одного дыхания меньше, чем
у взрослого
Частота дыхания тем больше, чем моложе ребёнок
Газообмен осуществляется более энергично, чем у взрослых
Слайд 11Особенности сердечнососудистой системы:
Сердце:
Баталлов проток закрывается к 6 неделе, аранциев к 2-3
мес., овальное окно к 6-7 мес.
Неравномерное увеличение отделов сердца
Горизонтальное до 2-3 лет, затем к 3-4 годам – косое расположение сердца
До 2 лет рассыпчатый тип кровооснабжения, до 5-7 лет – сниженный и после 7 лет – магистральный
Сосуды:
Просвет сосудов относительно широк, артерии равны венам
Стенки артерий более эластичны и АД поэтому ниже
Вены растут более интенсивно
Проницаемость капилляров у детей выше
Слайд 12Функциональные особенности сердечнососудистой системы:
Высокий уровень выносливости и трудоспособности детского сердца
Сердце выполняет
относительно большую работу, чем у взрослого
Физиологическая тахикардия
Ограниченные резервные возможности сердца в раннем возрасте из-за ригидности миокарда, короткой диастолы, тахикардии
Неравномерность роста отдельных частей средца
Слайд 13Особенности системы пищеварения
Особенности ротовой полости:
Малый объём ротовой полости,
Относительно большой язык,
Хорошо
развитые мышцы рта и щёк
Слюнные железы до 3-4 мес. функционируют недостаточно
Желудок расположен горизонтально, дно и кардиа развиты слабо, а пилорический сфинктер – хорошо.
Секреторный аппарат на 1 году развит слабо, кислотность и ферментативная активность более низки
Рост и дифференцировка поджелудочной железы продолжается до 14 лет
Печень имеет относительно большие размеры, дифференцировка завершается к 8 годам.
Слайд 147. Кишечник относительно длиннее, брыжейка более длинная.
8. Сигмовидная кишка относительно длиннее
9.
Слизистая и подслизистый слои прямой кишки слабо фиксированы
10. Активность секреторного аппарата кишечника более низкая
11. Всасывательная способность более выше
12. Время прохождения пищевых масс у детей короче
13. Биоценоз кишечника легко нарушается.
Слайд 15Особенности мочевыделительной системы:
Морфологическое созревание коркового вещества почки заканчивается к 3-5 годам,
всей почки – к 7 годам.
Для выведения равного количества шлаков детям требуется больше воды, чем взрослым, поэтому обезвоживание у них наступает быстрее
Мочеточник в раннем возрасте относительно шире, более извилист, гипотоничен, что предрасполагает к застою мочи и инфекции
В раннем возрасте эффективность почки в регуляции КОС ниже, чему взрослых.
Слайд 16Особенности этапности кровообращения в процессе развития плода и ребёнка (желточный мешок,
печень, селезёнка, костный мозг и лимфоузлы, тимус)
Трансформация красного костного мозга в жёлтый в 4 года
Легко возникающая метаплазия и переход к эмбриональному кровообращению
Метаплазия лимфоидной ткани
В костном мозге больше в 2-4 раза недифференцируемых бластов и миелобластов, чем в норме у взрослых
На протяжении 3-4 мес. циркулирует фетальный гемоглобин
Перекрёст нейтрофилов и лейкоцитов на 5 день жизни и на 4-6 году жизни
Особенности системы крови
Слайд 17Особенности нервной системы
Миелинизация периферических нервных стволов продолжается до 5 лет.
Кора новорожденного
не зрелая, основная функция- таламо-паллидарной системы
Развития всех рефлексов зависит от зрелости нервной системы и самих рецепторов.
Новорожденные реагируют на вкусовые раздражители, слышат, отмечается светобоязнь
Слайд 18У новорожденного выражен суммарный пищевой рефлекс, существуют рефлексы Моро, Робинзона, Бабинского
На
2-3 нед.- рефлекс на положение при кормлении и при покачивании в люльке
Со 2 мес. – ориентировочные реакции, держит хорошо голову
В 3 мес. натуральный зрительный рефлекс, узнаёт мать, начинает гулить
В 4 мес. отличает цвета и звуки, переворачивается, тянет руки
В 5 мес. узнаёт близких, сидит.
В 6 мес. выражены эмоциональные, голосовые и мимические реакции
В 7 мес. играет погремушкой, лепечет, хорошо сидит
В 8 мес. отыскивает предмета взглядом, сам сидит и стоит
В 9 мес. ищет игрушки, пытается ходить
В 10 мес. ориентируется в названии предметов, повторяет слоги и звуки
В год произносит до 8-10- слов, ходит, приседает
Слайд 19Необходимость создания оптимальных условий и организации специального ухода за новорожденным определяется
анатомо-физиологическими особенностями организма ребенка этого возрастного периода.
У новорожденного все системы организма находятся в состоянии неустойчивого равновесия, даже незначительные изменения окружающей среды могут привести к нарушению жизненно важных функций.
Основа ухода – соблюдение строжайшей чистоты. Это касается помещения, в котором находится ребенок, предметов ухода за ним и безупречной
гигиены ухаживающих
( чистота одежды,
тела, особенно рук и ногтей).
Слайд 20Ежедневный туалет лучше проводить утром.
Ребенка разворачивают и раздевают полностью, тщательно
осматривают кожу, особенно складки.
Лицо и руки ребенка моют кипяченой водой; глаза промывают смоченной в кипяченой воде стерильной ватой от наружного края глаза к внутреннему, для каждого глаза используют отдельный тампон. Надо следить, чтобы вода не попадала из одного глаза в другой. Поэтому, промывая левый глаз, поворачивают голову ребенка влево и наоборот.
Полость рта не обрабатывают, так как слизистая оболочка сухая и легко травмируется.
Ушные раковины и наружные слуховые проходы очищают сухим стерильным ватным жгутиком только в пределах видимости.
Туалет носа производят смоченным в стерильном растительном масле ватным жгутиком, который вводят в носовые ходы нежными винтообразными движениями.
Ногти на руках и ногах стригут один раз
в 5-7 дней маленькими ножницами, удобнее
это делать во время сна ребенка.
Ножницы предварительно протирают спиртом.
Слайд 21После дефекации ребенка обязательно подмывают, после мочеиспускания можно делать это не
каждый раз. Подмывание производят намыленной рукой спереди назад (во избежание попадания каловых масс в половые органы, особенно у девочек), держа ребенка на предплечье лицом кверху. Температура воды 36ºС. Используют детское мыло. Недопустимо подмывание детей из тазика непроточной водой. После подмывания ребенка обсушивают пеленкой, прикладывая её к поверхности кожи, особенно тщательно удаляя влагу из складок (ни в коем случае кожу не растирать!).
Слайд 22Купание. Новорожденного купают ежедневно. Продолжительность гигиенической ванны около 5 мин.
Перед
купанием ванночку тщательно моют с мылом, затем ополаскивают горячей водой. Температура воды для купания 37ºС, температура воздуха в помещении – не ниже 22ºС.
Лучше купать ребенка вечером перед кормлением.
Во время купания голову ребенка располагают на согнутой в локте левой руке. Этой же рукой его держат за верхнюю треть левого плеча, правой поддерживают за ягодицы и бедра. Ребенка опускают в ванночку медленно, сначала погружая в воду ягодицы, затем все тело таким образом, чтобы верхняя часть его груди находилась над водой. Надо следить, чтобы вода не попала в уши, рот и нос. Сначала 2-3 мин обмывают шею и грудь ребенка. Затем намыливают и моют волосистую часть головы в направлении
от лба к затылку.
Слайд 23 Мыть ребенка с мылом нужно 2-3 раза в неделю. 1)
Смыв мыло с головы, намыленной рукой моют за ушами, шею, под мышками, руки, разжав их, грудь, паховую область, ягодицы, ноги.
2) Затем ребенка поднимают спиной кверху, обливают чистой водой, температура которой на один градус ниже температуры воды в ванночке, заворачивают с головой в чистую простыню и вытирают, поглаживая по ней рукой. 3) Сначала обсушивают грудь, потом спину и конечности. С профилактической целью складки кожи смазывают стерильным растительным маслом.
4) Затем ребенка перекладывают на чистое, заранее разложенное на столе белье, пеленают, надевают на голову чепчик. 5) Сразу после купания ребенка следует накормить и уложить спать.
Малыша первого месяца жизни нужно тщательно оберегать от инфекций в связи с повышенной восприимчивостью к ним. Условно-патогенная флора может вызвать тяжелые заболевания у новорожденных. Необходимо следить за чистотой сосок, игрушек и других предметов, попадающих ребенку в рот. Соски моют
и кипятят после каждого кормления.
Пустышку моют каждый раз после того,
как она выпала изо рта ребенка.