НАПРАВЛЕНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ОБУЧЕНИЮ ОСНОВАМ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
2.
1.
Освоение фонетической стороны речи
Подготовка руки к письму
ТИПЫ МОДЕЛИРОВАНИЯ
УСЛОВНО-СИМВОЛИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ,
ОТРАЖАЮЩИЕ ЗВУКОВУЮ СТРУКТУРУ РАЗЛИЧНЫХ СЛОВ
ГРАФИЧЕСКИЕ
УМЕНИЯ В ОБРАЗНОМ КОНТЕКСТЕ
НА СТРАНИЦАХ
РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ
ЗАДАЧИ ПО ПОДГОТОВКЕ К ГРАМОТЕ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
1. Использование различных моделей измерения протяженности слов и овладение действием подбора слов заданной слоговой структуры.
2. Овладение смыслоразличительной функцией звука.
3. Освоение действия звукового анализа трех звуковых слов.
4. Овладение ориентировкой в качественной характеристике звуков: вычленение гласных.
5. Овладение действием звукового анализа четырехзвуковых слов. Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.
6. Освоение действия выполнения словесного ударения. Дифференциация ударных и безударных гласных звуков.
7. Овладение действием звукового анализа пятизвуковых слов. Дифференциация звуков по качественной характеристике.
8. Подготовка руки к письму.
1. Использование различных моделей измерения протяженности слов и овладение действием подбора слов заданной слоговой структуры
Способы послогового деления:
прохлопывание,
прошагивание,
простукивание,
пропрыгивание,
использование заместителей
запись слоговой структуры слова графически
Игра «Телеграф»
обратное действие –
определение количества слогов по заданной слоговой структуре, выраженной
заместителями или
графической записью дети подбирают определенные слова.
КУ-СТЫ! КУ-СТЫ!
1
2
2. Овладение смыслоразличительной
функцией звука
Когда слова отличаются друг от друга лишь каким-то одним звуком
Дом - сом
врачи - грачи
Один - единственный звук может полностью изменить смысл сказанного!!!
Неизвестно как случилось,
Только буква заблудилась.
Заскочила в чей-то дом
И хозяйничает в нем.
3. Освоение действия звукового анализа
трехзвуковых слов
ЗАС (звуковой анализ слова) - последовательное вычленение всех звуков в слове по порядку, моделирование на картинках-схемах звукового состава слов различной структуры с помощью фишек определенных цветов, выполняющих роль заместителей
Картинка-схема - изображение предмета, название которого будет разбираться по звукам, с последовательным рядом клеточек, равных количеству звуков данного слова, и фишки, обозначающие звуки.
Средства ЗАС:
схема звукового состава слова;
фишки;
интонационное выделение звуков в слове.
Этапы работы над ЗАС:
1 этап: произнесение слова с интонационным выделением первого звука, называние звука изолированно.
2 этап: обозначение этого звука фишкой нейтрального цвета (ставится в первую клеточку графической схемы, состоящей из трех клеточек).
3 этап: читается слово с указкой и интонационно выделяется второй звук слова, указка задерживается под второй клеточкой и синхронно с этим произносится второй звук.
4 этап: читается слово с указкой и интонационно выделяется на фоне слитного произнесения слова третий звук слова — указка задерживается под третьей клеточкой и синхронно с этим звук произносится громче, четче всех других звуков.
ТРЕБОВАНИЯ К КАРТИНКЕ-СХЕМЕ
Картинка-схема должна быть проста.
Изображение может быть выполнено в черно-белом сочетании линий.
3. Цветовая гамма не обязательна.
4. Не должно быть тонирования фона картин.
5. На картинке-схеме не рекомендуется рисовать рамки, виньетки вокруг изображения.
6. Изображение слова-названия должно быть предельно просто и четко (дом, а не избушка; мак, а не букет; луна, а не месяц).
4. Овладение ориентировкой в качественной характеристике звуков: вычленение гласных
Дети находят «волшебные» звуки в проанализированных ранее трехзвуковых словах:
Мак [а], дом [о], лук [у], лес [е], кит [и].
Пальчиковая игра - доказательство:
1. мизинец - звук можно пропеть (ребенок пропевает звук);
2. безымянный палец - звук можно прокричать (ребенок пытается прокричать звук);
3. средний палец - гласный звук можно сказать тихо (звук произносится тихо);
4. указательный палец - гласный звук можно тянуть (протянуть) при произношении;
5. большой палец - произносим гласный звук с открытым ртом и во рту не встречаются никакие преграды (не мешают ни губы, ни зубы, ни язык).
5. Овладение действием звукового анализа четырехзвуковых слов.
Дифференциация твердых и мягких согласных звуков
Некоторые звуки можно протянуть, спеть (ммм), громко крикнуть (ррр)
Р
М
Н
Л
Пальчиковая игра - доказательство:
этот звук нельзя пропеть,
нельзя прокричать,
протянуть,
сказать тихо,
5. когда мы произносим этот звук,
воздух встречает преграду (губы, зубы, язык).
6. Освоение действия выполнения
словесного ударения.
Дифференциация ударных и безударных
гласных звуков
Ударение помогает представить слово единым целым.
Приемы:
предлагаем дошкольникам произнести слово быстро и тихо, шепотом;
нужно как бы окликнуть, позвать этот предмет, объект (даже если он и неодушевленный): кни-и-жечка! Ру-у-чка!
попробовать с удивлением спросить, подставив слово «это»: «Это машина?» В этих случаях ударный слог становится более различим.
использовать маленький эксперимент, опыт, состоящий в намеренной перестановке ударения: «Попробуем произнести слово с ударением на первом слоге. Так говорят? На втором? А на третьем?
Неправильный вариант окажется тем фоном, на котором более заметным, отчетливым станет верный. Так сопоставления контрастных вариантов помогает ребенку учиться слышать слово, развивает его фонетический слух и позволяет показать различительную роль ударения.
УДАРНЫЙ СЛОГ
УДАРНЫЙ ГЛАСНЫЙ ЗВУК
ЗАПОМНИ!
А! ударение в слове падает только на гласный звук;
Б! сколько в слове гласных, столько и слогов;
В! согласный звук один без гласного в слоге жить не может
ФИШКА ДЛЯ ОБОЗНАЧЕНИЯ УДАРНОГО ГЛАСНОГО ЗВУКА
7. Овладение действием звукового анализа пятизвуковых слов.
Дифференциация звуков по качественной характеристике
(мишка, мышка, слива, замок, зайка, речка, школа)
Этапы моделирования в старшей группе (материализация звуков фишками и схемой звукового состава слова):
1. этап - разбор трехзвуковых слов. Детям даются фишки одного нейтрального (серого) цвета без различения звуков на гласные и согласные.
2. этап - введение гласных звуков. Модель меняется - гласные звуки обозначаются красными фишками на фоне прежних серых.
3. этап - введение согласных звуков и их дифференциация на твердые и мягкие согласные.
Условия для выполнения умственного действия звукового анализа слова:
1. наличие индивидуального комплекта материала у каждого ребенка;
2. синхронность проговаривания слова и проведения указки под схемой звукового состава слова;
3. называние звуков фонемами заданного слова;
4. интонационное выделение звука в слове на фоне его слитного проговаривания.
8. Подготовка руки к письму
Тематика занятий в тетради:
1. а) Знакомство с контуром предмета.
б) Раскрашивание пространства около контура.
в) Сравнение и сопоставление формы предметов.
г) Конструирование предметов овальной формы.
2. а) Контур предмета.
б) Обведение контура предмета по нанесенным точкам.
в) Сравнение и сопоставление форм предметов (большие, маленькие формы)
г) Конструирование предметов (большие, маленькие формы),
(стр. 5-6)
3. а) Прямые и наклонные линии (палочки), полуовалы, овалы.
б) Нахождение предложенных форм в нарисованных предметах.
в) Конструирование предметов из предложенных линий (палочек, полуовалов, овалов).
4. а) Контур предмета и раскрашивание его внутри.
б) Линии образующие внутренний контур предмета.
в) Конструирование и украшение предмета.
5. а) Обведение по контуру предметов в рабочей строке.
б) Рабочая строка, надстрочные и подстрочные линии,
в) Работа в рабочей строке слева направо, вдоль строки.
г) Предварительное конструирование предметов, данных в рабочих строках.
6. а) Работа в рабочей строке (дорисовывание недостающих элементов предмета).
б) Предварительное конструирование предметов данных в рабочих строках.
ЛИТЕРАТУРА В ПОМОЩЬ ПЕДАГОГУ
ЖЕЛАЮ ВСЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ УСПЕХОВ!
Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.
Email: Нажмите что бы посмотреть